Конспект урока «Методы самоконтроля и репетиция перед зрителями как способ борьбы со сценическим волнением»
Павлова Анастасия Владимировна
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
МОУ ДО ЦДТ «Юность»
г. Ярославль
Конспект урока. Методы самоконтроля и репетиция перед зрителями как способ борьбы со сценическим волнением
В представленном конспекте урока, направленном на формирования комплекса знаний и умений для выступления на сцене и демонстрации достижения участников, применяются методы развития самоконтроля во время выступления и борьбы со сценическим волнением. В ходе урока применяются такие технологии как использования костюмов для выступления и репетиция перед зрителями.
Цель занятия:
Формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене
Показ достижений учащихся
Задачи занятия:
Обучение правильному певческому дыханию
Приобретение опыта в выступлениях (в условиях класса перед зрителями)
Развитие самоконтроля во время выступления, проявление артистизма, осмысление художественного образа
Чистое интонирование произведения
Работа над преодолением излишнего сценического волнения
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Практический
Учебно-методический комплекс:
Учебный класс
Фортепиано
Нотный материал
Ноутбук
Микшер
Колонка
Форма организации учебного процесса: групповая
Этапы вокального занятия:
Организационный этап. Приветствие, сообщение задач, принятие правильной певческой установки.
Подготовительный этап. Дыхательная гимнастика (по методике А.Н. Стрельниковой, по методике Черил Портер), распевки.
Основной этап. Повторение концертного произведения, проработка частей, вызывающих затруднения.
Итоговый этап. Исполнение произведения перед зрителями. Подведение итогов (ошибки и успехи).
Заключительный этап. Задание на дом.
Рассмотрим этапы занятия детально.
Организационный этап.
Для работы голосового аппарата очень важна певческая установка. Проверяем ее, проговаривая основные положения:
Встать прямо в комфортное положение
Тело расслаблено
Бедра на одной линии с позвоночником, шеей и плечами
Руки свободные, не напряженные, опущены по бокам
Ноги на ширине плеч, опору распределяем на них
Плечи опущены и не двигаются вовремя пеня
Шея без напряжения
Голова не должна наклоняться вперед или закидываться назад
Подбородок параллельно полу
Челюсть расслаблена
Взгляд перед собой
Во время принятия певческой установки, учащиеся помогают друг другу вспомнить то или иное положение, тем самым активно принимая участие в процессе занятия.
Подготовительный этап.
На этом этапе идет подготовка голосового этапа. Для этого используем разные методики.
Начинаем с дыхательной гимнастики Стрельниковой (Приложение 2). При выполнении гимнастики используется шумный, резкий, короткий вдох и спокойный выдох, которому не уделяется внимание, он происходит произвольно. Преимуществом данных упражнений является подключение диафрагмы.
В первую очередь Стрельникова рекомендует певцам убрать лишний воздух из верхней доли легких. Так как при ключичном дыхании (плечи поднимаются вверх, неправильное дыхание) наносится вред связкам, звук форсируется.
Основные требования при выполнении гимнастики – думать, тренировать и считать только вдохи.
На занятии нами использовался следующий комплекс упражнений:
«Ладошки» - стоя на полу, ноги разведены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями наружу (так называемая поза экстрасенса). На вдох ладони сжимаются в кулак, на выдох – раскрываются.
«Насос» - прямая стойка, ноги на ширине плеч, руки опустить, слегка наклониться вперед. Плечи опущены, мышцы спины расслаблены, спина округлена, голова опущена, смотреть вниз. На вдох выпрямиться, на выдох вернуться в наклоненную стойку. Упражнение выполнять легко, без напряжения. Кисти рук не опускать ниже колен.
«Обними плечи» - стать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кисти обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты. На вдох: обнять себя, на выдох – вернуться в исходное положение.
«Повороты головы» - стоя на полу, спина прямая, руки свободно свисают вдоль туловища. Одновременно с поворотом головы вправо необходимо выполнить резкий короткий вдох, вернуться в первоначальную позицию и сделать плавный пассивный выдох. Затем повернуть голову влево и так же сделать короткий резкий вдох, вернувшись в первоначальную позицию сделать плавный пассивный выдох.
«Наклоны головы» - стоя на полу, спина прямая, руки свободно опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Медленно наклонить голову вперед, одновременно выполняя короткий шумный вдох через нос, затем вернуться в исходное положение (на выдохе), откинуть голову назад, насколько это возможно, снова сделать резкий шумный вдох и выдохнуть, выпрямляя шею. Выдох должен быть расслабленным, пассивным, без напряжения мышц шеи и плечевого пояса.
Так же для большего вовлечения учащихся в процесс дыхательной гимнастики и эмоционального раскрепощения, следующие упражнения выполняются в динамичном музыкальном сопровождении по методике Портер (Приложение 2).
– Упражнение на звуки «с, ш» - стоя на полу, шея расслаблена, ладони сжаты в кулак, руки расслаблены и согнуты в локте параллельно полу. Из этого положения делаем круговые движения имитируя греблю веслами на лодке.
– «и-э-а-о-у» - на стаккато достаточно быстро произносим звуки «и», «э», «а», «о», заканчиваем протягивая звук «у», все на одной ноте. Затем тоже самое на пол тона выше и так далее.
Для разогрева артикуляционного аппарата используем упражнение «Бррр». Выполняем трель губами, издавая звук похожий на моторную лодку.
Следующая часть подготовительного этапа – это вокально-интонационные упражнения (распевка).
– «Ма-мэ-ми-мо-му». Гласные располагаются последовательно от близких к глубоким. Это упражнение помогает объяснить понятия «легато» и «кантилена», очень удобно для начинающих тем, что распевка построена на одной ноте. Основные задачи: вести к последней ноте, петь целую фразу целиком. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную. Также есть усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру". Ниже продемонстрирован пример выполнения.
– «Высунутый язык». Вытягиваем язык, кладем на нижнюю челюсть и прижимаем верхней. Зафиксировали. При этом не должно ощущаться боли. Издаем «гудящий» звук, по звучанию схожий со звуком «м». Язык должен быть расслаблен и не шевелиться при выполнении всего упражнения. При этом активизируется и игровая форма, ведь учащиеся как бы показывают друг другу языки.
– «От топота копыт пыль по полю летит». Отличное упражнение на дикцию. Слова произносятся четко, активно работают мышцы лица. Упражнение постепенно идет на ускорение.
– «Ки-ки-ки». Упражнение включает в себя сразу три задачи: работа языка, расслабление нижней челюсти и отработка пунктирного ритмического рисунка. Челюсть расслаблена, важно чтобы звук «к» был без выдоха и не получалось «кх». Для звука «и» язык падает вниз и образуется пространство между нёбом и языком. Во рту больше ничего не работает. Фраза поется, задержав дыхание.
– «Ма-ма-ма-ма-ма». Одна фраза повторяется дважды: в первый раз на форте, второй – пиано. Таким образом отрабатывается владение голосом и дыханием, так как изменение динамики происходит за счет дыхания.
– «UNO». Для большей вовлеченности учащихся в процесс используется распевка-песня (Приложение 3). Она в себе чередует следующие упражнения: «Бррр», «ма-мэ-ми-мо-му», гласные звуки на стаккато. Особый интерес учащихся к этой распевке заключается в современности песни и популярных танцевальных движений.
Основной этап.
Для выступления на концерте с учащимися было выучено произведение «Джаз» Я. Дубравина (Приложение 4). Оно выбрано самими учащимися из представленных педагогом вариантов единогласно. Учитывая возрастные особенности и первоначальные вокальные данные, произведение исполняется одноголосно. В качестве музыкального сопровождения используется минусовка. Так же для концертного исполнения данного произведения сделана хореографическая постановка с участием руководителя хореографической студии детского центра «Восхождение».
Прежде чем приступить к повторению произведения, обговариваем с учащимися ключевые моменты линии мелодии, текста и движений. В первую очередь давая самим учащимся подумать над этим и только при необходимости наводящими предложениями и вопросами помочь им выявить эти моменты.
Переходим к повторению произведения. Учащимся выдается два настоящих микрофона и 8 игрушечных, это связано с техническим оснащением кабинета. Они принимают исходные положения данной постановки, исполняя произведение от начала до конца. После этого они анализируют свое исполнение и вместе с педагогом выявляют места в которых возникли трудности.
Хорошо известно, что в современном и классическом вокальном репертуаре достаточно часто встречаются скачки на большие интервалы, которые ученику бывает сложно правильно спеть. Данное произведение не исключение. В мелодической линии присутствуют два сложных скачка. И не смотря на выученность произведения, у учащихся периодически возникают трудности в интонировании этих мест.
После совместного анализа исполнения, приступаем к проработке тех мест, которые вызвали сложность в исполнении. В медленном темпе, под фортепиано пропеваем конкретные отрывки с каждым отдельно, а потом всем ансамблем.
В первую очередь отрабатываем отрывок из куплета, где присутствует скачек вверх на чистую квинту.
Проработав его, переходим ко второму трудному месту. Оно находится в припеве, там скачок вниз на малую септиму.
Итоговый этап.
На итоговом этапе учащиеся сначала «выступают» перед воображаемой публикой. Важно учащимся создать иллюзию «праздника» концертного выступления, исполнив в этом состоянии произведение. Для большего погружения в эту атмосферу выставляется 1-2 ряда стульев для «зрителей». Так легче их визуализировать их. Внимание сосредотачивается на артистичном исполнении.
После этого исполнения переходим к выступлению перед знакомыми зрителями. Важно, чтобы учащиеся к этим людям были хорошо расположены.
Мы пригласили в качестве зрителей педагогов-организаторов детского цента «Восхождение». Учащиеся с ними очень много контактируют за счет активной деятельности и частом участии в мероприятиях, как в качестве выступающих, так и зрителей. Так же педагоги-организаторы являются сопровождающими во время различных выходов. Все это учащимся помогло с ними сдружится и позволило в их присутствии чувствовать себя комфортно.
Выступление перед такими зрителями включает в себя обязательные ритуалы реального выхода на сцену. Педагог объявляет номер. Учащиеся имитируют выход из кулис за счет входа в класс из коридора. Произведение исполняется без остановок от начала до конца. После этого учащиеся уходят «за кулисы».
Такая репетиция проходит в костюмах, что позволяет заранее создавать ситуацию концерта. При этом минимизируется возможность возникновения неудобства и непривычных сценических ощущений и практикуется сосредоточенность, самообладание, смелость.
Последней частью этого этапа является анализ проделанной работы. Подводим итоги: ошибки и успехи.
Заключительный этап включает в себя задание на дом и описание содержания следующего занятия.
Приложение 2
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
«Ладошки»
Исходное положение — стоя на полу, ноги разведены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями наружу (так называемая поза экстрасенса).
Начать упражнение следует с очень энергичного, короткого, шумного вдоха, при этом воздух должен резко втягиваться через нос. Одновременно необходимо сжать ладони в плотные кулаки, причем двигаться должны только кисти до запястий.
После завершения вдоха воздух следует легко выпустить через рот или нос, одновременно расслабляя кисти рук, но не разводя пальцев в стороны. Сразу же после завершения выдоха необходимо приступить к выполнению нового вдоха. После 4 дыхательных движений можно отдохнуть 3–5 секунд, затем снова начать выполнение упражнения. В идеале число вдохов и выдохов должно быть равно 96 (после регулярных тренировок). Через 2–3 дня после начала освоения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой следует постепенно довести число вдохов и выдохов, выполняемых без пауз, до 8, затем до 16 и т. д. Для достижения наибольшей эффективности упражнения следует делать 32 вдоха и выдоха без остановки.
Чтобы упростить задачу подсчета выдохов и вдохов, применяют метод «восьмерки». Для методики, разработанной А. Н. Стрельниковой, характерна необычная особенность: в отличие от традиционных комплексов физических упражнений, где число повторений отдельных действий обычно равняется 5 или 10, в дыхательной гимнастике за основу взято число 8, то есть «восьмерка» представляет собой 8 вдохов и выдохов, выполненных без пауз.
«Насос»
Исходное положение — стоя на полу, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно опущены вдоль туловища, их мышцы максимально расслаблены.
Перед выполнением вдоха следует наклониться вперед, выгнуть спину «горбом», затем резко вдохнуть через нос. После вдоха необходимо постепенно выпрямиться (но не до исходного положения), одновременно выдыхая воздух. Как и в описанных выше упражнениях, вдох должен быть очень энергичным, шумным и по возможности непродолжительным по времени.
В течение первых дней освоения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой необходимо сделать 2–3 серии по 8 дыхательных движений в каждой. Затем число серий следует постепенно довести до 6, а количество вдохов и выдохов в каждой из них — до 16 (достигнуть «стрельниковской сотни»). Перерывы между сериями не должны превышать 5 секунд. После длительной физической подготовки можно попробовать выполнять в течение 1 занятия 3 серии по 32 вдоха и выдоха.
Самой распространенной ошибкой при освоении упражнения «Насос» является слишком низкое опускание рук (в норме они должны находиться приблизительно на уровне коленей).
«Обними плечи»
Исходное положение — стоя на полу, спина прямая, ноги расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены вперед (горизонтально) на уровне плеч, пальцы сжаты в плотные кулаки.
Выполнение упражнения следует начать с резкого шумного вдоха через нос. Одновременно с поступлением воздуха в легкие необходимо постараться отвести кисти рук как можно дальше за спину, при этом продолжая удерживать руки параллельно друг другу. После завершения вдоха можно сделать медленный расслабленный выдох, одновременно разводя руки в стороны.
Во время выполнения вдоха и выдоха необходимо перемещать руки таким образом, чтобы они оставались параллельными друг другу, нельзя допускать перекрещивания или смещения. Мышцы рук не должны сильно напрягаться, расходуя дополнительную энергию. Если по каким-либо причинам невозможно выполнение данного упражнения стоя, пациент может сесть на табурет или удобный стул.
На начальном этапе освоения дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять упражнение «Обними себя» в 2–3 серии по 8 дыхательных движений в каждой. Между сериями можно делать паузы продолжительностью не более 5 секунд. Постепенно число серий следует довести до 12, а через некоторое время достигнуть 16 вдохов и выдохов в каждой серии, а затем и 32, одновременно уменьшая количество серий.
«Повороты головы»
Исходное положение – стоя на полу, спина прямая, руки свободно свисают вдоль туловища. Одновременно с поворотом головы вправо необходимо выполнить резкий короткий вдох, вернуться в первоначальную позицию и сделать плавный пассивный выдох. Затем повернуть голову влево и так же сделать короткий резкий вдох, вернувшись в первоначальную позицию сделать плавный пассивный выдох.
Самой распространенной ошибкой при выполнении данного упражнения является перенапряжение шейных мышц. Необходимо помнить также и о том, что двигаться должна только голова, туловище и ноги должны оставаться неподвижными. Чтобы лучше контролировать каждое действие, в течение первых нескольких дней занятий можно плотно ставить кисти рук на талию.
Первые тренировки должны проводиться с уменьшенной нагрузкой: упражнение выполняют в 12 серий по 8 вдохов и выдохов в каждой, между сериями устраивают перерыв продолжительностью 3–5 секунд. Через 3–4 занятия можно уменьшить количество серий до 6, одновременно увеличив число вдохов и выдохов в каждой до 16. Еще через несколько дней следует постепенно осуществить переход к стандартной «стрельниковской сотне» — 3 сериям по 32 дыхательных движения в каждой.
«Наклоны головы»
Исходное положение — стоя на полу, спина прямая, руки свободно опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Медленно наклонить голову вперед, одновременно выполняя короткий шумный вдох через нос, затем вернуться в исходное положение (на выдохе), откинуть голову назад, насколько это возможно, снова сделать резкий шумный вдох и выдохнуть, выпрямляя шею. Выдох должен быть расслабленным, пассивным, без напряжения мышц шеи и плечевого пояса.
Во время выполнения данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы плечи, туловище, руки и ноги оставались неподвижными — двигаться должна только голова. Темп необходимо выбрать средний, чтобы не допустить травмирования шейных позвонков.
В течение первых нескольких занятий гимнастикой следует выполнять по 12 серий, состоящих из 8 вдохов и выдохов каждая. Через некоторое время можно перейти к другой схеме: 3 серии по 32 дыхательных движения («стрельниковская сотня»); между сериями необходимо делать перерыв в 3–5 секунд.
Дыхательные упражнения Черил Портер
1. Упражнение на звуки «с, ш» - стоя на полу, шея расслаблена, ладони сжаты в кулак, руки расслаблены и согнуты в локте параллельно полу. Из этого положения делаем круговые движения имитируя греблю веслами на лодке. Все внимание уделяется мышцам живота. Попеременно произносим звуки «с» и «ш», в каждый звук укладывается быстрый счет на 1, 2, 3, 4. Упражнение сопровождается любой динамичной музыкой, учитывая интересы учащихся.
По мере освоения упражнения, его можно усложнить, произнося звуки на стаккато и быстро. Каждый по 16 раз.
2. «и-э-а-о-у» - важно, чтобы звуки не были носовыми. На стаккато достаточно быстро произносим звуки «и», «э», «а», «о», заканчиваем протягивая звук «у», все на одной ноте. Затем тоже самое на пол тона выше и так далее. В качестве сопровождения может быть, как минусовка, так и фортепиано.
Приложение 3
Распевка «UNO»
Распевка сделана на популярную песню «UNO» группы LittleBig. Для исполнения – использовать минусовку данной композиции. Так же для большего раскрепощения следует исполнять распевку с движениями этой песни. Текст представлен ниже.
иЯ — иЕ
Уо-Ау о-Ия
МиЯ — МиЕ
МУо-МАу Мо-Ия
БриЯ — БриЕ
БрУо-БрАу Бро-Ия
брррррр(Трель губами)
хИ-хИ-хИ Хаи-Яи (3 раза)
----------- пауза-----------
хА-хА-хА Хау-Вау (2 раза)
брррррр(Трель губами)
припев:
Уно- хО-хО-хО-хОу (3 раза)
брррррр(Трель губами)
----------- пауза-----------
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
Приложение 4
Ноты «Джаз» Я. Дубравин
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Верютин, Г. С. Создание занимательной ситуации на уроках как один из способов развития познавательных интересов школьника / Г. С.
Верютин, Е. А. Мотлохова, С. И. Букреев // Инновационные тенденции развития системы образования: сборник материалов VI
Международной научно-практической конференции. – Москва, 2017.
С. 155–157.
2. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника: методическое
пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – Москва:
Мозаика-Синтез, 2007. – 262 c.