Конспект урока обучения грамоте по теме: «Знакомство со звуками [ д], [д'] и буквами Д, д»
Конспект урока обучения грамоте
УМК «Школа России»
Тема урока: «Знакомство со звуками [ д], [д'] и буквами Д, д».
Цель урока: создать условия для ознакомления с буквой Д и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты обучения и формирование УУД:
Личностные:
- формировать положительное отношение к учёбе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.
Познавательные:
- учить принимать информацию, представленную в схематичной форме; сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; учить анализировать свою работу.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в парах, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний. Целеполагание. Первичное осмысление и закрепление. Итог урока. Рефлексия. | - Ребята, чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. - Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по Стране букв. - Назовите все изученные нами буквы. - Вспомните, что такое буква? - На какие две группы делятся все звуки? - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? - Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают? - Предлагаю вам игру «Засели буквы в домики» - Заселите буквы в их домики. - Ребята, вы порадовали своими знаниями. - Ребята, за окном прекрасное начало зимы. Наконец т выпал у нас снег, которого долго не было. Посмотрите на доску. Какая зимняя картина перед вашими глазками. Белые облака. Дорога в снегу. Красивый дом (вешаю картинку дома). У дома дерево (вешаю картинку дерева). На ветке дерева сидят дрозд (вешаю дрозда) и дятел (вешаю дятла). - Произнесите ещё раз слова (показываю на картинки) дом, дерево, дрозд. - Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах? - А в начале слова дятел, какой звуки слышите? - С помощью слов-помощников определите цели урока. 1.Знакомимся со звуками и буквой,…, которая их обозначает. 2. Учимся читать слоги, слова с новой буквой. 3. Оцениваем свою работу. - Вернёмся к слову дом. - Сколько гласных слышим? Сколько слогов? - Какой звук слышим в начале? ([д]). - Какой он: гласный или согласный? - Почему? - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, руку к горлу произносят звук [д]). - Согласный звонкий. - Значит [д] - согласный звонкий, а ещё? - В слове дом звук [д] твердый, т. к. за [д] слышим [а]- показатель твердости, [д], звучит твердо. - Итак, звук [д] – согласный звонкий твердый. - Составим схему слова (на доске, дети у себя на партах) - Произносим слово ещё раз. Что слышим в начале слова, отдельный звук или слияние звуков? - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Что слышим дальше, слияние звуков и отдельный звук? - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Итак, звук [д], какой? Охарактеризуйте его. - Произнесите слово дятел. - Какой звук слышим в начале? - Какой он: гласный или согласный? - Почему? - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [д’]). - Согласный звонкий - Значит [д’] - согласный звонкий, а ещё? - В слове дятел звук [д’] мягкий, т. к. за [д’] слышим [и]- показатель мягкости, [д’], звучит мягко. - Итак, звук [д’] – согласный звонкий мягкий. - Предлагаю игру «Поймай звук». Ели слышится звук [д]-встают мальчики, если [д']-девочки. (Орден, домино, Дюймовочка, подушка, дети, солдат, гвоздика, Денис, звезда, белочка, дедушка). Работа по учебнику - чтение слогов с буквой д - чтение про себя -хоровое чтение вслух - Какие слова вам непонятны? Водопад - поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением Работа с иллюстрацией - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? - Представим, что мы с вами оказались в подводном царстве. - Чтение текста на стр. 105 учителем. - О ком я вам прочитала? - Кто главные герои? - чтение по цепочке (вторичное чтение) - Что мы сейчас с вами прочитали? Докажите, что это текст. - Где ведут работы водолазы? - Какая у них работа? - Чьи папы работают водолазами? - Чем занимаются водолазы на дне реки? - Где теперь идут поезда? - Какое название можно придумать к этому тексту?Задание к тексту по подгруппам: 1 ряд: еще раз прочитают текст и посчитают, сколько здесь предложений. 2 ряд: посчитает сколько раз буква Д встречается в тексте. 3 ряд: прочитайте рассказ еще раз и найдите предложение, в котором рассказывается о том, чем занимались папы Нади и Димы. - Кто готов, поднимаем руку. - Итак, давайте прочитаем предложение о работе пап Нади и Димы. Спасибо. - Сколько предложений оказалось в нашем рассказе? - Как определили? - Сколько букв Д вы смогли найти? - Ребята предлагаю поработать в паре. У вас на парте слоги. Соберите из них слова. доми…но дра…кон Ди…ма доро…га пого…да яго…да Прочитайте слова. - Прочитайте только те слова, в которых три слога. - Прочитайте слова, в которых буква Д, обозначает мягкий согласный звук. -Прочитайте слова, в которых буква Д, обозначает твердый согласный звук? - Наш урок подошел к концу. - Какова тема нашего урока? - С какими звуками мы познакомились? - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились, покажите зелёный сигнал. - Если у вас не всё получилось, но вы старались, покажите желтый сигнал. - Если было очень трудно и вам нужна помощь, покажите красный сигнал. - Ребята, взгляните на нашу картину на доске. На дереве появились слова. Прочтите их: дружба, доброта, душевность, доверие. А появились именно эти слова неслучайно, потому что они присутствовали на нашем уроке и помогли достичь цели. - Ребята, спасибо вам за работу, которую вы проделали, чтобы сегодня у нас был такой замечательный урок! | Ответы учащихся. |