Конспект урока обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б’], буквы Б, б» (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте
УМК «Школа России»
Тема урока: "Звуки [б], [б’], буквы Б, б".
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
5. Предметные УУД
Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент Цель: создать условия для возникновения у обучающихся положительного настроя на учебную деятельность Актуализация знаний. Цель: организовать актуализацию знаний по пройденному материалу Постановка цели и задач урока.
Открытие нового знания.
Первичное закрепление. Физминутка. Закрепление. Проверка знаний. Итог урока. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | - Ребята, доброе утро! Выглянуло солнышко! Оно льёт на нас свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку. (руки через стороны вверх, поднимаются на носочки) Вы растёте, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики друг другу. Пожелайте всем добра и хорошего настроения. Беседа по вопросам учителя: - С помощью чего мы сейчас с вами общались? -Какие еще виды речи вы можете назвать? -Расскажите мне про устную речь. -А чем отличается письменная речь от устной? - Из чего состоит устная речь? А письменная? - А можем мы увидеть звук? А как же его обозначить? -Из чего состоит речь? А предложение? На что делятся слова? -А как определить, сколько в слове слогов, от чего это зависит? -А как называется слог, если на него падает ударение? А остальные? Сколько в слове ударных слогов? - Благодарю за правильные ответы. - Ребята, вы верите в чудеса? - И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что к нам на ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете: Спал цветок и вдруг проснулся: - Что это за чудо? – Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА-БЕЛЯНОЧКА (вывешивается рисунок с изображением бабочки с белыми крылышками). - Она села мне на ладошку и принесла с собой новые звуки. Вы догадались какие? - Почему вы решили, что именно эти звуки принесла наша гостья? – Да, бабочка-беляночка принесла нам звуки [б] и [б’]. - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока. - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’] Учиться отличать … звуки [ б ], [ б’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой б. - Ребята, давайте произнесём звук [ б ], Дайте характеристику этому звуку. - Произнесите звук [ б’]. Охарактеризуйте и этот звук. - Какой вывод можно сделать, эти звуки гласные или согласные? - Закройте ушки. Произносим эти звуки. Слышите больше шума или голоса? - Какой вывод можно сделать? Эти звуки звонкие или глухие? - Кто знает согласные звуки [ б ], [ б’] какой буквой обозначаются? - Бабочка-белянка предлагает нам поиграть в игру «Мягкий – твёрдый». Приготовьте схемы твердых и мягких звуков. - У бабочки много друзей. Я буду их называть, а вы если в названии услышите твёрдый звук [ б ], показываете мне карточку твердого звука, а если мягкий звук, то карточку мягкого звука. Зебра, бобер, кобра, бурундук, медведь, баран, белка. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик отыскать- Надо на носочки встать. Чтение слогов и слов (учебник с.97) – читаем слоги хором: - Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко, почему - Молодцы! У вас хорошо получается. -А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика. - поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика. - - Как, одним словом назвать всех? А еще к какой группе их можно отнести? -Назовите слова, которые употреблены в единственном числе, во множественном числе. - В каком слове звук б мягкий, почему. Какой звук второй? - Вспомните, что такое парные согласные звуки. Из таблицы на стр. 98 назовите слоги, в которых парный согласный звук будет мягким. - Бабочка хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как она любит всё на букву «Б», то и приготовил вам игру «Верю - не верю» (Если согласны, показываете зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - красный сигнал смайлика). 1. Буква «б» обозначает согласный звук. Пришло время подвести итог нашего урока. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этих звуков. - Какое место занимает буква Б на ленте букв? - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать букву б на уроке письма. - Мы справились с задачами урока. - Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. Красный - "Всё получилось. Я - молодец!", Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось". - Я благодарю вас за плодотворную работу на уроке. | - В слове бабочка первый звук [б], а в слове беляночка – звук [б’]). |