Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Р, р. Звуки [ р ], [ р ']»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: «Буквы Р, р. Звуки [ р ], [ р ']».
Цель: создать условия для ознакомления с буквами Р, р и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Рефлексия способов и условий действия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявление познавательного интереса и готовности к сотрудничеству.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для частично-поискового метода. Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: создать условия для частично-поискового метода. Первичное закрепление Цель: закрепить первичные знания о букве и звуках. Итог урока. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками. | Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу, солнышку. Ведь хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Наше ежедневное приветствие солнцу Солнышко, солнышко, Мы твои лучи! Быть людьми хорошими Ты нас научи! -Начнем с разминки. - Ребята, с помощью чего люди общаются? - Какая бывает речь? - Из чего состоит речь? - Из чего состоят предложения? - На что делятся слова? - Из чего состоят слоги? - Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? - Чем отличаются гласные от согласных звуков? - А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? - А в чём разница между звуком и буквой? ИГРА: «Разбей на группы» (на доске буквы) а, н, и, у, ы, к, л, о, с, т. Назовите буквы? -Разбейте на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с) -Какие звуки в первой группе? Почему мы их называем гласные? Какой гласный звук делает согласный мягким? - Какие звуки во второй группе? Почему мы их называем согласные? - Назовите звонкие согласные звуки, глухие? - Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Аня, Лиза и Дима загадают нам загадки, а вы попытайтесь верно отгадать. В небе чистом от дождя Светит яркая дуга. Улыбается всегда Семицветка…(радуга) Бежит, журчит, волнуется. Все на нее любуются! Никак не остановится, Назад не поворотится… (Река) Кто сможет перечислить отгадки? -Что объединяет все эти слова? -Сможете назвать тему нашего урока? - Давайте определим цели нашего урока. - Продолжим фразы: - Познакомиться …. - Узнать … - Научиться … -Я согласна, мы должны всё узнать про новый звук и букву - Составим схему слова «радуга» и «река». (дети работают самостоятельно, двое у доски) Проверка: - Сколько гласных в слове радуга, а в слове река? -Сколько слогов? -Куда падает ударение? -Какой слог ударный? -Что вы заметили? - Ребята, а почему это у вас первые согласные звуки получились разного цвета? -Какой вывод мы можем сделать? - Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него? - Проверим, ребята. Закрыли ушки. Произносим звук р. Что слышите, больше шума или голоса? Больше голоса, значит звук р, какой? - Итак, на какой улице поселим нашего нового жителя в «городе букв»? - А в каком домике? - Почему? ( помещают букву) - Ребята, а вы знаете, почему на небе бывает радуга? Радуга - это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху. Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [р]? Работа по учебнику (Азбука стр.65). Чтение слогов с изученной буквой: РА РО РИ РУ РЫ Повторное чтение слогов с добавлением до целого слова. Чтение слов Ра-на Ран-ка Тро-нул У-ко -лол Чтение и анализ текста. Кактус У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Иры ранка. - Как зовут девочку? - Что растет у Иры? - Что сделала Ира? - Что с ней случилось? - Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома. - Как нужно ухаживать за комнатными растениями? - Наш урок подошел к концу. Пора подвести итог нашей работы. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали? - Что особенно запомнилось на уроке? - Ребята, у каждого из вас на партах лежат солнышки и тучки, а у меня радуга. Это не просто так. - Когда радуга появляется? когда после дождя начинает светить солнце. - Если вам сегодня было интересно и легко работать, то возьмите в руки солнышко. Если были затруднения, или было тяжело работать на уроке–берете тучку. Поднимите вверх то, что вы выбрали. - Чего не хватает? Я подниму радугу. - Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Наш урок окончен. Всем спасибо за урок. | - Устная и письменная. - Из предложений. - Из слов. - На слоги. - Из звуков. - Гласные и согласные. - Нужна буква. - Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. |