Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Узор из кругов и треугольников. Аппликация» (1 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству
Учитель: Чебыкин Валентин Валериевич
Класс: 1
Тема: Узор из кругов и треугольников. Аппликация.
Цель: создание условий для знакомства и выполнения детьми узора из кругов и треугольников.
Задачи: 1) создать условия для формирования у детей понимания и отличия понятий «узор» и «орнамент»;
2) формировать представления об умельцах великоустюгской фабрики «Великоустюгские узоры»;
3) создать условия для составления узора из кругов и треугольников в технике аппликация;
4) способствовать развитию мелкой моторики детей, умения подбирать цветовую гамму, усидчивости, внимательности;
5) содействовать воспитанию патриотизма, любви к предмету.
Оборудование: ТЦЗ, критерии оценивания, 3 тарелки (с узором, с орнаментом, без узора), иллюстрации (заяц, волк, лиса), образец салфеток, слова «орнамент», «узор», «послушайки», цветная бумага, ножницы, клей, иллюстрации узора и орнамента.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Перед тем как начать работу, давайте проверим всё ли у вас готово к уроку. На партах у вас должны быть клей, ножницы, цветная бумага, лист белого цвета квадратной формы. |
Приветствуют. Проверка готовности к уроку. |
Р: волевая саморегуляция |
Мотивация к учебной деятельности. |
Ребята, к нам на урок сегодня пришли звери из леса: заяц, лиса и волк. Они будут следить, насколько вы внимательны и как хорошо вы умеете работать. |
|
Р: мотивация Л: формируем мотивации к обучению |
Целеполагание |
- Ребята, звери хотят устроить в лесу новогодний праздник. Какие же тарелки разложить им на стол? Ребята, скажите, а какая тарелка вам понравилась больше и почему? (с узором, с орнаментом, без узора)
- Ребята, подумайте и скажите, какая будет тема, если мы сейчас сравнивали две тарелки? - А сейчас отгадайте загадки и догадайтесь, из каких фигур мы будем выполнять узор. Принимать буду ответы, только по поднятой руке. 1. Нет углов у меня Людям я старинный друг. 2. Три вершины тут видны,
- Совершенно, верно. Какую цель мы перед собой поставим?
Сегодня на уроке: мы узнаем, что такое орнамент и что такое узор; познакомимся с умельцами фабрики «Великоустюгские узоры» выполним узор на салфетке из кругов и треугольников. |
- Мне понравилась тарелка с узором, потому что она красивая, цветная, яркая.
- Узор
- Круг.
- Треугольник. - Узор из кругов и треугольников.
- Выполнить узор из кругов и треугольников |
П: Подведение под понятие
Р: целеполагание
Р: планирование учебной деятельности
|
Открытие нового знания. |
- Ребята, как вы думаете, что такое узор? - Ребята, а что такое орнамент? Ваши предположения. - На самом деле орнамент – это узор, построенный на ритмичном чередовании и расположении элементов. - Если сказать простыми словами, то орнамент – это украшение чего-либо в каком-то порядке с повторением. - Рассмотрите иллюстрации и скажите, чем отличается орнамент от узора?
Вывод: Узор имеет свободное расположение. То есть, как захотели, так и расположили объекты, по собственному желанию. А в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их порядок, фрагмент должен повториться два или более раза.
- Ребята, к нам на урок Лиса принесла предмет. Кто знает, как он называется? Давайте его рассмотрим. - Кто и что изображено на нем? - Все верно, ребята, это Великоустюгская роспись в ее основе лежит растительность. Главный элемент, по которому можно узнать, что это роспись Великого Устюга – это незаменимый цветок тюльпана. Присутствуют в росписи и птицы. Могут встретиться в росписи и такие животные как олень, орел и другие. - Ребята, посмотрите на фон. Какого он цвета? - Обратите внимание, фон всех композиций золотистого цвета и заполнен черными точками, имеющими декоративное значение. - Ребята, скажите, на каком материале выполнена роспись? - Какие цвета использованы при росписи туеска?
- Совершенно верно, художник использовал яркие цвета. - Скажите, на нем нанесен узор или орнамент? - Почему вы так решили?
- Вы правы, это действительно орнамент. Эту роспись называют роспись по бересте.
- Ребята, а волк на урок к нам принес этот предмет. Как он называется? - Ребята, как вы думаете, из какого материала сделана эта шкатулка? - Совершенно, верно. Скажите, чем похожи шкатулка и туесок? - Скажите, в цвете ли выполнена работа, которую принес нам волк? - Присутствует ли какой-то узор на этой шкатулке? - Можно ли назвать этот узор росписью? - Действительно, это не роспись. На самом деле эта работа выполнена в технике резьба по бересте. - Что и кто изображен на шкатулке? - Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. Также быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду. - А сейчас ребята скажите это узор или орнамент? - Почему вы так решили?
- Ребята, что не хватает на столе для их новогоднего праздника у зверей. Сегодня мы выполним салфетки для зверей с узором из кругов и треугольников. Пока ничего не делаем, только слушаем меня. - Давайте рассмотрим предстоящую работу. - Скажите, из какого материала представлена салфетка? - Какой она формы? - Какого цвета основа салфетки, то есть ее фон? - Какие цвета использованы?
- Совершенно, верно. Мы будем также использовать эти цвета, как вы думаете почему?
- Ребята, что расположено в центре салфетки?
- А на второй салфетке? - Таким образом, в центре может располагаться, а может его и не быть, это зависит от вашей фантазии. Если вы решите что в центре вашей салфетки будет фигура, то она может быть или кругом, или треугольником. - Продолжаем. Ребята, скажите, относительно центра салфетки, как расположены фигуры? На равном расстоянии или нет? - Вашей задачей будет расположить так фигуры, чтобы они примерно были на одинаковом расстоянии от центра. - Какие фигуры расположены в углах салфетки? - Одинаковые ли фигуры расположены в углах? - Если вы тоже захотите расположить в углах фигуры (круг или треугольник), они должны быть одинаковые (по размеру и по признаку). - Расположение фигур может быть не похожее на работу, которая представлена вам, но все правила, которые мы сейчас с вами сказали, должны быть выполнены. И еще одно правило, прежде чем приклеивать все фигуры, разложите, не нанося на них клея. - Прежде, чем мы перейдем к выполнению работу, давайте отдохнем и выполним физминутку – 2 раза. Встали. А теперь всем детям встать, - Ребята, прежде чем приступим к работе. Лиса просит вас напомнить правила работы с ножницами. Она забыла, как с ними обращаться. Кто сможет напомнить?
- А заяц вам хочет напомнить правила при работе с клеем. При работе с клеем пользуйся кисточкой Излишки клея убирай салфеткой. Кисточку и руки после работы хорошо вымой. Критерии оценивания: 1) самостоятельность; 2) аккуратность; 3) подбор цветов. |
- Украшение. Выдвигают гипотезы.
- Узор имеет свободное расположение, а орнамент – чередование каких-то фрагментов.
- Туесок.
- Птица и растительность
Золотистого
- На бересте. - Желтый, красный, зеленый. Для обводки контура черный.
- Орнамент. - Потому что, на нем есть повторяющихся элементов.
- Шкатулка.
- Из бересты.
- Узор на бересте.
- Нет. - Присутствует. - Нет
- Растительность.
- Орнамент. - Потому что присутствует повторение элементов.
Перечисляют.
- Из бумаги. - Квадратной. - Белый - Синий, голубой, фиолетовый, белый.
- Потому что зимний праздник. Зимой можно встретить такие цвета. - Круг, в котором расположен треугольник. - В центре нет фигур.
- На равном.
- Треугольники - Одинаковые.
- Работай ножницами только на своем рабочем месте. - Ножницы клади кольцами к себе. - Не оставляй ножницы открытыми. - Подавай ножницы кольцами вперед. |
К: формирование умения слушать и слышать
П: анализ
П: выполнение работы по алгоритму действий
К: умение устно выражать свои мысли вслух
П: Поиск необходимой информации
П: структурирование знаний
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П: структурирование знаний
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
Практическая часть |
- Ребята, звери будут смотреть, как вы умеете работать. Если вы выполните работу правильно, если будете работать молча, они вам вручат небольшие подарки (послушайки). - На партах у вас лежат, заготовленные квадраты, основа салфетки. Положите ее перед собой. |
|
П: выполнение работы по алгоритму действий П: выполнение работы по алгоритму действий |
Рефлексия |
- Молодцы ребята, зверям очень понравились ваши работы. А сейчас кто выполнил свою работу, покажите всему классу. И оценим ваши старания по критериям. -Сейчас со своими работами выходит первая колонка. -Теперь со своими работами выходит вторая колонка. -Третья колонка выходит со своими работами. - Давайте вспомним тему?
- Что такое узор? - Что такое орнамент?
- Какую цель мы перед собой ставили?
- А сейчас поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели на уроке? - На этом наш урок окончен. Прибирайте свои рабочие места. Спасибо за работу. |
- Узор из кругов и треугольников. - Украшение. - Украшение, которое последовательно повторяется. - Выполнить узор из кругов и треугольников. |
Р: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: Использование критериев для обоснования своего суждения
К: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью
|