12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебыкин Валентин Валериевич35
Россия, Ленинградская обл., п. Гончарово
2

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Узор из кругов и треугольников. Аппликация» (1 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству

 

Учитель: Чебыкин Валентин Валериевич

Класс: 1

Тема: Узор из кругов и треугольников. Аппликация.

Цель: создание условий для знакомства и выполнения детьми узора из кругов и треугольников.

Задачи: 1) создать условия для формирования у детей понимания и отличия понятий «узор» и «орнамент»;

2) формировать представления об умельцах великоустюгской фабрики «Великоустюгские узоры»;

3) создать условия для составления узора из кругов и треугольников в технике аппликация;

4) способствовать развитию мелкой моторики детей, умения подбирать цветовую гамму, усидчивости, внимательности;

5) содействовать воспитанию патриотизма, любви к предмету.

Оборудование: ТЦЗ, критерии оценивания, 3 тарелки (с узором, с орнаментом, без узора), иллюстрации (заяц, волк, лиса), образец салфеток, слова «орнамент», «узор», «послушайки», цветная бумага, ножницы, клей, иллюстрации узора и орнамента.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Перед тем как начать работу, давайте проверим всё ли у вас готово к уроку. На партах у вас должны быть клей, ножницы, цветная бумага, лист белого цвета квадратной формы.

Приветствуют.

Проверка готовности к уроку.

Р: волевая саморегуляция

Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, к нам на урок сегодня пришли звери из леса: заяц, лиса и волк. Они будут следить, насколько вы внимательны и как хорошо вы умеете работать.

 

Р: мотивация

Л: формируем мотивации к обучению

Целеполагание

- Ребята, звери хотят устроить в лесу новогодний праздник. Какие же тарелки разложить им на стол? Ребята, скажите, а какая тарелка вам понравилась больше и почему? (с узором, с орнаментом, без узора)

 

- Ребята, подумайте и скажите, какая будет тема, если мы сейчас сравнивали две тарелки?

- А сейчас отгадайте загадки и догадайтесь, из каких фигур мы будем выполнять узор. Принимать буду ответы, только по поднятой руке.

1. Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 

Людям я старинный друг.
Называют меня … 

2. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь?
- Ребята, а сейчас кто может назвать тему полностью?

 

- Совершенно, верно. Какую цель мы перед собой поставим?

 

Сегодня на уроке:

мы узнаем, что такое орнамент и что такое узор;

познакомимся с умельцами фабрики «Великоустюгские узоры»

выполним узор на салфетке из кругов и треугольников.

 

 

- Мне понравилась тарелка с узором, потому что она красивая, цветная, яркая.

 

- Узор

 

 

 

 

 

 

 

- Круг.

 

 

 

- Треугольник.

- Узор из кругов и треугольников.

 

- Выполнить узор из кругов и треугольников

 

 

 

 

 

 

П: Подведение под понятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: целеполагание

 

 

 

 

Р: планирование учебной деятельности

 

Открытие нового знания.

- Ребята, как вы думаете, что такое узор?

- Ребята, а что такое орнамент? Ваши предположения.

- На самом деле орнамент – это узор, построенный на ритмичном чередовании и расположении элементов.

- Если сказать простыми словами, то орнамент – это украшение чего-либо в каком-то порядке с повторением.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, чем отличается орнамент от узора?

 

 

 

Вывод: Узор имеет свободное расположение. То есть, как захотели, так и расположили объекты, по собственному желанию. А в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их порядок, фрагмент должен повториться два или более раза.

 

- Ребята, к нам на урок Лиса принесла предмет. Кто знает, как он называется?

Давайте его рассмотрим.

- Кто и что изображено на нем?

- Все верно, ребята, это Великоустюгская роспись в ее основе лежит растительность. Главный элемент, по которому можно узнать, что это роспись Великого Устюга – это незаменимый цветок тюльпана. Присутствуют в росписи и птицы. Могут встретиться в росписи и такие животные как олень, орел и другие.

- Ребята, посмотрите на фон. Какого он цвета?

- Обратите внимание, фон всех композиций золотистого цвета и заполнен черными точками, имеющими декоративное значение.

- Ребята, скажите, на каком материале выполнена роспись?

- Какие цвета использованы при росписи туеска?

 

- Совершенно верно, художник использовал яркие цвета.

- Скажите, на нем нанесен узор или орнамент?

- Почему вы так решили?

 

- Вы правы, это действительно орнамент. Эту роспись называют роспись по бересте.

 

- Ребята, а волк на урок к нам принес этот предмет. Как он называется?

- Ребята, как вы думаете, из какого материала сделана эта шкатулка?

- Совершенно, верно. Скажите, чем похожи шкатулка и туесок?

- Скажите, в цвете ли выполнена работа, которую принес нам волк?

- Присутствует ли какой-то узор на этой шкатулке?

- Можно ли назвать этот узор росписью?

- Действительно, это не роспись. На самом деле эта работа выполнена в технике резьба по бересте.

- Что и кто изображен на шкатулке?

- Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. Также быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду.

- А сейчас ребята скажите это узор или орнамент?

- Почему вы так решили?

 

- Ребята, что не хватает на столе для их новогоднего праздника у зверей.

Сегодня мы выполним салфетки для зверей с узором из кругов и треугольников.

Пока ничего не делаем, только слушаем меня.

- Давайте рассмотрим предстоящую работу.

- Скажите, из какого материала представлена салфетка?

- Какой она формы?

- Какого цвета основа салфетки, то есть ее фон?

- Какие цвета использованы?

 

- Совершенно, верно. Мы будем также использовать эти цвета, как вы думаете почему?

 

 

- Ребята, что расположено в центре салфетки?

 

- А на второй салфетке?

- Таким образом, в центре может располагаться, а может его и не быть, это зависит от вашей фантазии. Если вы решите что в центре вашей салфетки будет фигура, то она может быть или кругом, или треугольником.

- Продолжаем. Ребята, скажите, относительно центра салфетки, как расположены фигуры? На равном расстоянии или нет?

- Вашей задачей будет расположить так фигуры, чтобы они примерно были на одинаковом расстоянии от центра.

- Какие фигуры расположены в углах салфетки?

- Одинаковые ли фигуры расположены в углах?

- Если вы тоже захотите расположить в углах фигуры (круг или треугольник), они должны быть одинаковые (по размеру и по признаку).

- Расположение фигур может быть не похожее на работу, которая представлена вам, но все правила, которые мы сейчас с вами сказали, должны быть выполнены.

И еще одно правило, прежде чем приклеивать все фигуры, разложите, не нанося на них клея.

- Прежде, чем мы перейдем к выполнению работу, давайте отдохнем и выполним физминутку – 2 раза. Встали.

 А теперь всем детям встать,
 Руки медленно поднять,
 Пальцы сжать, потом разжать,
 Руки вниз и так стоять.
 Отдохнули все немножко
 И отправились в дорожку.

- Ребята, прежде чем приступим к работе. Лиса просит вас напомнить правила работы с ножницами. Она забыла, как с ними обращаться. Кто сможет напомнить?

 

 

 

 

 

 

 

- А заяц вам хочет напомнить правила при работе с клеем.

При работе с клеем пользуйся кисточкой

Излишки клея убирай салфеткой.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой.

Критерии оценивания:

1) самостоятельность;

2) аккуратность;

3) подбор цветов.

- Украшение.

Выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

- Узор имеет свободное расположение, а орнамент – чередование каких-то фрагментов.

 

 

 

 

 

 

 

- Туесок.

 

- Птица и растительность

 

 

 

 

 

 

Золотистого

 

 

 

- На бересте.

- Желтый, красный, зеленый. Для обводки контура черный.

 

- Орнамент.

- Потому что, на нем есть повторяющихся элементов.

 

 

 

 

- Шкатулка.

 

- Из бересты.

 

- Узор на бересте.

 

- Нет.

- Присутствует.

- Нет

 

 

- Растительность.

 

 

 

 

 

- Орнамент.

- Потому что присутствует повторение элементов.

 

Перечисляют.

 

 

 

 

- Из бумаги.

- Квадратной.

- Белый

- Синий, голубой, фиолетовый, белый.

 

- Потому что зимний праздник. Зимой можно встретить такие цвета.

- Круг, в котором расположен треугольник.

- В центре нет фигур.

 

 

 

 

 

 

- На равном.

 

 

- Треугольники

- Одинаковые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работай ножницами только на своем рабочем месте.

- Ножницы клади кольцами к себе.

- Не оставляй ножницы открытыми.

- Подавай ножницы кольцами вперед.

 

К: формирование умения слушать и слышать

 

 

 

 

 

 

 

 

П: анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: выполнение работы по алгоритму действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: умение устно выражать свои мысли вслух

 

 

 

 

 

 

 

П: Поиск необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: структурирование знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

 

 

 

 

 

 

П: структурирование знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

 

Практическая часть

- Ребята, звери будут смотреть, как вы умеете работать. Если вы выполните работу правильно, если будете работать молча, они вам вручат небольшие подарки (послушайки).

- На партах у вас лежат, заготовленные квадраты, основа салфетки. Положите ее перед собой.

 

П: выполнение работы по алгоритму действий

П: выполнение работы по алгоритму действий

Рефлексия

- Молодцы ребята, зверям очень понравились ваши работы. А сейчас кто выполнил свою работу, покажите всему классу. И оценим ваши старания по критериям.

-Сейчас со своими работами выходит первая колонка.

-Теперь со своими работами выходит вторая колонка.

-Третья колонка выходит со своими работами.

- Давайте вспомним тему?

 

- Что такое узор?

- Что такое орнамент?

 

- Какую цель мы перед собой ставили?

 

- А сейчас поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели на уроке?

- На этом наш урок окончен. Прибирайте свои рабочие места. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

- Узор из кругов и треугольников.

- Украшение.

- Украшение, которое последовательно повторяется.

- Выполнить узор из кругов и треугольников.

Р: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: Использование критериев для обоснования своего суждения

 

К: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.