Конспект урока по литературному чтению по теме «Л.Н. Толстой. Басня "Отец и сыновья"» (4 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
по литературному чтению
в 4 А доп. классе
(вариант 2.2)
по теме:
«Л.Н.Толстой
Басня
«Отец и сыновья»».
Составила:
учитель начальных
классов
Е.А.Фадеева
2022-2023 уч.год
Тема урока: Л.Н.Толстой Басня: «Отец и сыновья»
Тип урока: комбинированный.
Цель: краткое знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, развитие речевой культуры.
Задачи:
образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для нахождения главной мысли в тексте; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: басня, согласие, прут, одолеть, врозь;
коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа произведения, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;
воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений литературного чтения; воспитывать эстетический вкус, формировать уважение и сострадание к родным людям; формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;
коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Ч» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам литературного чтения.
Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, проектор, экран)
Презентация по теме, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е.Граш.
Словарь: басня, согласие, прут, одолеть, врозь.
Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.
Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «творчество Л.Н.Толстого», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о писателе (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
| I.Организационный момент | |||
- Встаньте. Поздоровайтесь. - Сядьте. -…., как ты меня слышишь? -Кто сегодня дежурный? - Кого нет с нами? - Какой сейчас урок? - …, иди к доске и составь план урока? План урока: Сначала будем составлять вопросы и беседовать о писателе. Потом будем рассматривать читать басню и отвечать на вопросы Затем будем писать Наконец будем подводить итоги и рассуждать на тему: главная мысль в басне. | -Здравствуйте -я слышу (хорошо, плохо) - Я сегодня дежурный. - С нами (все, нет…, потому что…) - Сейчас урок чтения. - (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.) | |||
| Дежурный звук [П] – согласный, глухой, твёрдый. Слоговые упражнения: ОП ОП ОП –пру́тья ПО ПО ПО – по̅одино́чке Пру́т-пру́тья Ве́ника не сло́мишь, а по̅ пру́тику весь перелома́ешь. | Дежурный звук [П] – согласный, глухой, твёрдый. Слоговые упражнения: ОП ОП ОП –пру́тья ПО ПО ПО – по̅одино́чке Пру́т-пру́тья Ве́ника не сло́мишь, а по̅ пру́тику весь перелома́ешь. | ||
| II. Повторение изученного материала | | ||
-Ребята, как вы думаете, какая тема урока? -Сегодня тема урока: "Басня Отец и сыновья". -Что за жанр - басня? - Что вы уже знаете по данной теме? - На уроке будем работать по таблице. | (На экране заставка басни) (дети предлагают темы)- Басня «Отец и сыновья» - Рассказать, что басня-это краткий нравоучительный рассказ. -У басни есть автор Л.Н.Толстой - Название басни «Отец и сыновья»
| |||
| III. Изучение нового материала | |||
-Что вы хотите узнать из басни? Напишите вопросы во втором столбике. Работайте в парах. (Проверка. Учитель записывает вопросы) | (Учащиеся работают в паре. Обсуждают и записывают вопросы. Дети пишут вопросы. ) - Как называется басня? -Кто автор басни? - О чём говорится в басне? -Кто главные герои басни? -Что хотел рассказать автор? | |||
| Картина открывается. -Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского писателя Л.Н.Толстого. О писателе нам расскажет… - О чем писал Лев Николаевич? -Какие рассказы автора мы читали? -Какой рассказ вам понравился больше и почему? | Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название) (Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада) Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей. Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. - Автор писал о жизни простых людей, о крестьянах. -«Волк», «Три сына» - Ответы учеников. | ||
| Беседа о басне | |||
| -Ребята, послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”? Будем отвечать на вопросы и заполнять словарь. - О чем это произведение? - Объясните, почему сыновья ссорились? - Что тогда отец сказал сыновьям? - Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья? | Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники) - О семье. - (Самостоятельные ответы) | ||
| IV. Письменная работа. | | ||
| Выпиши пословицы о семье. 1. Вместе – мы сила. 2. Нет друга – ищи, а нашел – береги 3. Согласную семью и горе не берёт. 4. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. 5. Своя семья – самые верные друзья. 6. Сердце матери лучше солнца греет. 7. Вся семья вместе, так и душа на месте. 8. Уговор дороже денег. 9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. 10. Согласие крепче каменных стен. 11. Красив тот, кто красиво поступает 12. На что и клад, коли в семье лад. 13. Одна пчела не много меду натаскает. 14. Крепкую дружбу и водой не разольешь 15. Один в поле не воин. 16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь. 17. Добрый человек добру и учит. 18. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему. | (Один ученик у доски, остальные на листах ученика) 1. Вместе – мы сила. 3. Согласную семью и горе не берёт. 5. Своя семья – самые верные друзья. 7. Вся семья вместе, так и душа на месте. 12. На что и клад, коли в семье лад. 16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь. 19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему. (Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие пословицы и почему | ||
| Физминутка - Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности. “Зонтики” | 1.встали 2.гимнастика для глаз | ||
| V. Работа с деформированным текстом | | ||
| Л.Н. Толстой. ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!” Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”. - Изменился ли смысл текста с другими словами? - Почему не изменился? | (Один ученик у доски читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу с экрана .
-Нет. - Слова заменены синонимами | ||
| VI. Стадия рефлексии | | ||
| Вернемся к нашей таблице. -Что вы узнали? -Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице) Давайте составим словарь к басне "Отец и сыновья". -Какое у вас настроение? Спросите друг у друга. - Что нового вы узнали на уроке? | -Мы узнали об авторе и его произведениях. Словарь: басня, согласие, прут, одолеть, врозь. . Настроение. -Какое у тебя настроение? У меня … - На уроке я узнал…. | ||
| VII. Домашнее задание. | Написать описание центра картины. | ||
| VIII. Итоговое оценивание -Чем мы занимались на уроке? - Вам понравился урок? | - На уроке мы беседовали, слушали, читали, писалиотвечали на вопросы. - Да, мне понравился урок (Нет, …) |
*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)
Приложение 1. Лист ученика
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал |
| | |