Технологическая карта урока
Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Кто что ест»
Цель урока: Создание условий для формирования представлений о классификации животных по типу питания и овладения умением моделировать цепи питания.
Формирование УУД:
Личностные действия: - проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- осознание целостности окружающего мира при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- проявление бережного и уважительного отношения к природе своей страны, родному краю при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
Регулятивные действия: - определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
Познавательные действия: - знаково-символическое-моделирование при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- поиск и выделение необходимой информации, в учебнике, рабочей тетради, при изучении цепей питания, установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- умение структурировать знания при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- выбор наиболее эффективных способов при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
Коммуникативные действия: - построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при изучении цепей питания и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест;
Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе над психологическим приветствием;
|
Мотивация к учебной деятельности. | Психологический настрой. Чтобы природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать У себя внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность | Ученики берутся за руки, и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи.
| Коммуникативные: - умение договариваться при работе над психологическим настроем. |
Актуализация знаний. | Прослушивание сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке» - Кем пообедал ёж? - Какую ещё пищу ест ёж?
- Почему ёж испугался филина? - Кем питается филин?
-Почему филин не смог съесть ежа? - Перед вами группа животных. Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных? - Попробуйте сформулировать тему урока. - На какие группы вы их разделите? Почему? |
- Улиткой, лягушкой; - Жуками, гусеницами, червями, ящерицами, маленькими змейками, рыбой; - Хотел его съесть; - Мышами, крысами, насекомыми и зайцами; - Потому, что он свернулся клубком. - По особенностям питания
- Кто что ест - Хищные, растительноядные, насекомоядные, всеядные. | Личностные: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при прослушивании сказки, работе над содержанием сказки, группировании животных по заданным признакам, при формировании темы урока и составлении словаря Регулятивные: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при прослушивании сказки, работе над содержанием сказки, группировании животных по заданным признакам, при формировании темы урока и составлении словаря Познавательные - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при прослушивании сказки, работе над содержанием сказки, группировании животных по заданным признакам, при формировании темы урока и составлении словаря Коммуникативные: - умение договариваться, находить общее решение при прослушивании сказки, работе над содержанием сказки, группировании животных по заданным признакам, при формировании темы урока и составлении словаря - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при прослушивании сказки, работе над содержанием сказки, группировании животных по заданным признакам, при формировании темы урока и составлении словаря |
Изучение нового материала | – Итак, мы узнали, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания. - Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым? Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено. - Как вы думаете, почему? 2 звено цепи - это растительноядные животные. – Как вы думаете, почему? 3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные. - Поработаем в группах. - Попробуем составить цепи питания. Составьте цепь питания, используя лежащие на столе карточки. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Познакомьтесь со статьей в учебнике и проверьте себя. – Какие цепи питания приведены в учебнике? - Ответьте, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? – А если не будет зайцев? – Что произойдёт с цепочкой? - Какой вывод можно сделать? Поработайте в парах. Откройте конверты с карточками, лежащие на столе. Представьте себе, что после обильных дождей, реки вышли из берегов и затопили луга. Какая цепь питания может нарушиться?
Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых, но по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Однажды англичане Заметили в тумане – Известно, что у англичан На островах всегда туман, – Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках... Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум. - Назовите, какую цепь питания поддерживают пожилые дамы Англии?
| Высказывают свои гипотезы.
Работают в группах.
- Осина – заяц – волк. - Дуб – лесная мышь – сова.
Работа в парах.
- Зерно- мыши- кот | Личностные: - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при составлении цепи питания, при проверке и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест Регулятивные: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при составлении цепи питания, при проверке и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике и в рабочей тетради при составлении цепи питания, при проверке и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест Коммуникативные: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении цепи питания, при проверке и установлении последовательности расположения животных в цепи питания, в зависимости от того, кто что ест |
Физкультминутка | Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.) | Выполняют физкультминутку | Личностные: Применение знаний о здоровом образе жизни.
|
Закрепление изученного материала | - Открывайте рабочие тетради на с. 40, выполняем задания. | Выполняют задания в рабочей тетради на с.40 | Личностные: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обобщении знаний о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности от врагов при выполнении теста и при составлении сказки Регулятивные: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при обобщении знаний о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности от врагов при выполнении теста и при составлении сказки
|
Итоги урока | -Договори фразу. - Животные и растения связаны между собой в - … - В основе цепи питания находятся - … - А заканчивают цепь –… -На какие группы делятся животные в зависимости от питания? -Почему нужно охранять и хищных животных? -Какие вы знаете примеры приспособления животных к различным условиям жизни? Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц — не небо, А море без рыб — не море, И земля без зверей — не земля!
|
- Цепи питания
- Растения - Хищники - Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные
| Регулятивные: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при обобщении знаний о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности от врагов |
Домашнее задание | Учебник с.86-89; Рабочая тетрадь с.41 | Записывают домашнее задание. Получают консультацию по домашнему заданию. | Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности |
Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. - Мы добились цели урока? - Чему научились? - Какие результаты получились? -Что не получилось, над чем еще нужно работать? - Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки. - Спасибо за урок! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при обобщении знаний о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности от врагов. |