Материал на проверке

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 12 October 2015

Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

   Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки,  

   появлении письменности на Руси;

   Задачи: дать представление о летописях как исторических  документах;

   учить делать выводы, обобщать;

   воспитывать любовь к родине.

   Оборудование: карточки, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А. Плешаков, 

    презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси», тест,

    дидактическая игра, реквизиты для инсценировки.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (тест на слайде)

 

III. Изучение нового материала

 

-Ребята, а знаете ли вы, что книги  появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними очень аккуратно, так  как это было произведением искусства.

Вы хотите узнать, кто первый придумал буквы, которыми мы сейчас пользуемся? А когда это событие произошло? (два заранее подготовленных ученика подготовили сообщения по заданной теме.)

1) Сообщения учащихся

Знакомство с автобиографией Кирилла и Мефодия – создателями славянской азбуки.

  В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

  Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в македонском городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, имея военное звание, он был правителем в одном из славянских княжеств. Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и  прозвали  Философом, по – русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. По окончании учения был назначен хранителем библиотеки, затем он стал учителем философии в Высшей константинопольской школе.

После принятия Христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот в 863 году Кирилл с помощью брата и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. Недаром братья- монахи  причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.

2. Сообщение учителя

-Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3).

Так на письме обозначалось звучащее слово (баба).

Найдите в этом слове букву а и покажите ее.(Один ученик выходит к доске и показывает данную букву).

Сейчас название этой буквы «а», а в IX веке ее называли «аз».

Найдите в этом слове букву б и покажите ее. ( Ученик выходит и показывает данную букву).

Сейчас название этой буквы «бэ», а в IX веке ее называли «буки».

Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их (аз, буки).

 

3. Проблемный вопрос.

Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).

Эта азбука называлась глаголица. И вот почему. Известно, что слово глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.

Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.

 

4. Сообщение учителя (Слайд 4-8)

- Ребята, а вы хотите узнать, когда появились печатные книги? А хотите узнать, кто их написал?

 Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.

   В  Китае изготавливали китайские книжки-дощечки. А в Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток  сворачивали в трубку и прятали в особый футляр.

   Как сейчас книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.

   Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой.

   Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад.

   В 11веке в Киево-Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет».

Напомню, летопись-описание событий по годам.

Это была не просто летопись. Нестор описывет историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов.  О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».

 В свой труд Нестор включил только сведения о ранних периодах русской истории. Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.

Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

   А вот, что говорит о своем труде монах Чудова монастыря  Пимен.                                          

 Когда-нибудь монах трудолюбивый 

 Найдет  мой труд усердный, безымянный,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Для нас древние летописи, рассказывающие о жизни нашей страны на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценным сокровищем истории. 

 

IV. Физминутка

 

V.  Закрепление материала.

1. Работа с учебником. (стр.52,56-57).

- На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте).

- Чем писали? (Перьями и писалами).

- Каким способом написания на бересте пользовались? (Выдавливали и выцарапывали буквы).

VI. Итог урока.

1. Ответы на вопросы

А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные вначале урока.

(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий. На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писала  и перья.)

 

 

VII. Домашнее задание.

Стр.  55-58, пересказывать.

Найти и записать в тетрадь 1-2 пословицы о книге.

В тетради «Проверь себя» выполнить задание №1, стр.18.

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.