Конспект урока по окружающему миру на тему «Птицы весной» (3 класс)
Тема урока: «Птицы весной».
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны.
Задачи:
1. Образовательные: закреплять представления детей о характерных признаках весны, повторять понятия «перелетные» и «зимующие» птицы, учиться выявлять причинно-следственные связи между изменениями в природе и жизнью птиц весной, расширять знания детей о жизни птиц;
2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, навык работы с текстом, умение разгадывать кроссворды;
3. Коррекционные: расширять словарный запас, формировать грамотную речь, следить за правильным произношением, вести контроль за дежурным звуком, развивать слуховое восприятие;
4. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, презентация), индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Природоведение. 3 класс» З.А.Клепинина.
Словарь: жаворонки, трясогузки, ласточки, ласточки, стрижи, питаются, возвращаются, разгадывать кроссворд.
Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.
Ход урока:
Организационный момент. - Встаньте. - Поздоровайтесь. - Сядьте. …., как ты меня слышишь? - Раз все слышат хорошо, можно начать. - Какой сейчас урок? - Что мы будем делать? - А еще сегодня вы будете разгадывать кроссворд. II. Фонетическая зарядка - Но прежде вспомним, какой сегодня дежурный звук? (слайд 1) - Прочитаем правильно. Все стараемся произносить звук п хорошо. - Говорите все вместе. Произносим слитно, громко. - Прочитайте по одному. III. Актуализация опорных знаний - Какое сейчас время года? (слайд 2) - Назовите весенние месяцы (слайд 3) - Какой сейчас месяц? - Какие изменения происходят в природе весной? (слайд 4) - Как вы думаете, кто весной появляется раньше, птицы или насекомые? (слайд 5) Почему? - Я хочу, чтоб сегодня вы сами сформулировали тему урока. Для этого я вам немного помогу. Отгадайте загадку (слайд 6) : У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев. - Кто это? - А о каком времени года мы сегодня говорим? Тогда, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Молодцы! Правильно. Тема сегодняшнего урока «Птицы весной» (слайд 7) IV. Объяснение нового материала (читаем и разбираем новый материал) (слайд 8) Как только появляются первые признаки весны: солнце светит ярче; на улице становится тепло; снег тает; появляется трава, первые цветы; появляются насекомые- из тёплых стран начинают возвращаться перелётные птицы. (слайд 9) Первыми прилетают грачи. (слайд 10) Потом появляются скворцы, жаворонки, трясогузки. (слайд 11) Последними, уже в начале лета, возвращаются к старым гнёздам ласточки и стрижи. Ведь эти птицы питаются насекомыми, которых они ловят в воздухе. А летают насекомые только в сухие и тёплые дни. (слайд 12) С приходом весны все птицы находят в природе пищу: появляются насекомые, там, где растаял снег можно найти прошлогодние плоды и семена, клевать стебельки и листочки молодой травы. (слайд 13) Большинство птиц весной вьют гнёзда и откладывают в них яйца. Из яиц появляются птенцы, которым нужен корм. (слайд 14) Грачи, скворцы, воробьи, синицы и другие птицы кормят своих птенцов в основном червяками, насекомыми и личинками насекомых. В это время они поедают особенно много насекомых, среди которых много вредителей растений. Так птицы помогают людям сберечь урожай полей, садов, огородов, защитить красоту парков и лесов. (слайд 15,16) Весной в парках и около домов люди развешивают скворечники для скворцов. Но они могут селиться не только в скворечниках, но и дуплах деревьев, в гнёздах других птиц, под крышами домов. Под крышами домов так же устраивают свои гнёзда и воробьи. Грачи гнездятся на деревьях большими колониями, состоящих из десятков гнёзд. Они часто используют одни и те же деревья для гнездования на протяжении многих лет. (слайд 17) Если вы случайно найдете гнездо птицы, не трогайте его - ни яйца, ни птенцов, ни гнездо. Уйдите тихонько, Чтобы не испугать птицу. ФИЗМИНУТКА. (слайд 18) Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят, Погулять они хотят И тихонько все летят Прилетели и тихонько сели. V. Первичное закрепление. А теперь повторим пройденный материал и разгадаем кроссворд. Можно пользоваться учебником- стр.138-140. (Кроссворд распечатан , каждый работает индивидуально). 1. Птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются обратно. 2. Маленькая серенькая перелетная птичка, с белой головкой, черной шапочкой, грудкой и хвостиком. Прилетает одной из первых. 3. Маленькие, темно-серые перелетные птицы, с большими серпообразными крыльями, возвращаются в начале лета. 4. Кто появляется у птиц из яиц? 5. Самая распространенная пища птиц. 6. Употребляют в пищу птицы весной. 7. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон, но птенцам там жить тепло, дом такой зовут… 8. Они лежали под снегом зимой, а весной птицы их находят и едят. Это прошлогодние … 9. Домик для птиц, который сделал человек. 10. Весна пришла, зиме конец, пел у скворечника… 11. Из чего появляются птенцы? Молодцы! Итоги. Итак. Что мы делали сегодня на уроке? Молодцы. Вы разгадали весь кроссворд. Какие ключевые слова у вас получились? Д.З. 141 , задание 6. Вам нужно будет подготовить небольшой рассказ об одной из птиц по данному в учебнике плану. Оценки за урок: ….. Урок окончен | – Здравствуйте. - Хорошо (плохо). - Окружающий мир. - Слушать, говорить, читать, отвечать на вопросы, писать. П АПА____ АПА АПО____ АПО АПУ____ АПУ АПА АПО АПУ ЛАПА Ка́па, дай ла́пу. весна март, апрель, май апрель солнце светит ярче; на улице становится тепло; снег тает; появляется трава, первые цветы; появляются насекомые; прилетают перелетные птицы. - Насекомые - Насекомые – это пища для птиц. - Птицы. - О весне. - Птицы весной. 1.Перелётные 2.Трясогузка 3.Стрижи 4.Птенцы 5.Насекомые 6.Трава 7.Гнездо 8.Семена 9.Скворечник 10.Скворец 11.Яйца Читали, писали, говорили, отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд. - Птицы весной – это тема урока. |