Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ «Браслет» (4 класс)
Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ.
4 класс. III четверть. 6 урок.
«Браслет».
Автор: Азанова Анна Валерьевна.
Должность: преподаватель, высшая квалификационная категория.
Место работы: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Обуховская детская школа искусств».
Регион, населённый пункт: Свердловская область, с. Обуховское.
Тема: «Браслет».
Цель: выполнить фрагменты браслетов с капельками, змейка, цветок, треугольники.
Задачи:
-познакомить с легендой о происхождении бисера, азбукой бисероплетения;
-сформировать представление о браслете, бисере, бусах, стеклярусе, рубке, рабочей нити, наборе, элементе плетения, связке и схеме плетения;
-закрепить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
-познакомить с правилами работы с бисером;
-учить читать схемы плетения браслетов с капельками, змейка, цветок, треугольники;
-учить разрабатывать эскизы узоров браслетов;
-учить низать фрагменты браслетов в одну нить по схемам;
-развивать наблюдательность, произвольное внимание, память, мелкую мускулатуру рук;
-развивать умение видеть и исправлять свои ошибки;
-воспитывать терпение, уважение к труду, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: пед. образцы, работы детей, иллюстрации, схемы плетения, бисер, стеклярус, воск, спички, капроновые нитки, маленькие ножницы, игла для бисера, английские булавки, пенопластовые подушки для плетения, крышки для бисера, коробка для мусора, тетрадь, клей-карандаш, ручка.
Литература:
Азбука бисероплетения: Практическое пособие./Автор-сост. Ю.В. Гадаева– СПб.: КОРОНА принт, 1998. – 64 с., ил.
Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 2002. – 400 с.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер – Ярославль: Академия развития, Академия, К0, 1999. – 224 с., ил. – (Бабушкин сундучок).
Ляукина М.В. Бисер.– М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 176 с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Изучение нового.
- Сегодня мы начнём знакомиться с новым видом рукоделия - бисероплетением. Нашими инструментами будут тонкие иглы и ножницы.
- Какие правила обращения с иглой и ножницами вы знаете?
1) Ножницы лежат справа закрытыми, кольцами к себе, а игла – в игольнице.
2) Передавать ножницы вперёд кольцами, а иглу – ушком.
3) Нельзя размахивать руками. быстро ходить и бегать, если в руках ножницы или игла.
4) Нельзя оставлять иглу на столе или стуле, втыкать в одежду. Игла находится только в игольнице.
- Плести украшения мы будем из бисера. Послушайте и скажите, что такое бисер и как он появился?
Бисер появился в Древнем Египте. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Самой старой из сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках города Фивы.
После изобретения стекла в IV в. до н.э. яркие стеклянные бусы завоевали сердца древних щёголей и модниц.
О том, как впервые получили бисер, рассказывает легенда.
Легенда гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло».
Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер (мелкие бусинки), плести из них ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья.
Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стеклоделия стала Византия. Уже из Византии бисер попал в Венецию.
- Что такое бисер и как он появился?
- Чтобы научиться читать, нужно знать буквы, т.е. азбуку. У бисероплетения тоже есть своя азбука. Это понятия, которыми пользуются мастерицы, и определённые правила работы с бисером. Постарайтесь их запомнить.
Бисер (от араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые (гранёные) бусины диаметром меньше 2 мм.
Бусина – круглый или гранёный шарик из стекла (металла, кости, пластмассы) со сквозным отверстием для низания диаметром больше 2 мм.
Стеклярус – круглые или гранёные трубочки длиной 5 – 15 мм.
Рубка – короткие трубочки длиной 3 – 4 мм.
- Откройте тетради на с. 61 и прочитайте, какой бывает бисер.
Матовый – непрозрачный цветной бисер.
Прозрачный бисер бывает цветной (такая окраска очень прочная) и бесцветный с напылением.
Бесцветный с напылением снаружи. Красочный слой наносят сверху. Такой способ используется для изготовления перламутрового бисера, имитирующего мелкий жемчуг.
Бесцветный с напылением внутри недолговечен. Красочный слой внутри отверстия со временем стирается о нитку и бисер обесцвечивается.
Иглы - № 0 (Россия), № 15-12 (Индия, Англия, Германия, Япония). Чем выше номер, тем тоньше игла.
Нити швейные капроновые № 50 к. Бывают специальные нити для бисера.
Рабочая нить – нить, на которую набирают бисер.
Набор – ряд бисерин, набранных в определённом порядке.
Элемент плетения – самая маленькая законченная часть изделия.
Связка – бисерина, в которую нить проходит 2-3 раза для соединения бисерин в элемент плетения.
Правила работы бисером.
1. Работать по 30 минут с перерывом для гимнастики для глаз.
2. Бисер не смешивать, хранить в разных баночках.
3. Для одного изделия подбирать бисер одинаковый по размеру.
4. Нить вощить, то есть проводить её, плотно прижимая к шарику воска, чтобы низать было легче.
5. Оставлять конец нитки для заделки длиной 12-15 см.
6. Набирать бисер иглой, придерживая бисерины указательным пальцем. Иглу при этом держать большим и средним пальцами.
7. При низании равномерно натягивать нить.
8. Притягивать бисерины плотно друг к другу, чтобы нить была почти не видна – скрыта.
9. При прохождении связки иглу проводить по верху отверстия бисерины, чтобы она не рассекла пропущенную ранее нить.
10. Рабочую нить провести через 2-3 бисерины по ходу нити, притянуть и закрепить 2 – 3 петельными узелками. Снова провести через 2-3 бисерины, закрепить узелками, пропустить иголку через 3-5 бисерин, притянуть нитку и обрезать ее, оставив кончик 4-5 мм. Оплавить кончик нижней частью пламени спички.
- Сегодня мы потренируемся плести фрагменты браслетов разными способами.
Браслет – наручное украшение в виде кольца, охватывающего запястье.
Упражнения для глаз.
* При выполнении всех упражнений голова не двигается.
1. Вертикальные движения глазами (6 раз).
2. Горизонтальные движения глазами (6 раз).
3. «Буратино». Вытянуть вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем. Смотреть 3 секунды на кончик носа, затем 3 секунды на большой палец (8-12 раз).
4. «Горизонт». Повернуться к окну. Вытянуть вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем. Смотреть 5 секунд на горизонт, затем 5 секунд на большой палец (8 раз).
5. «Часы». Круговые движения глазами по ходу часовой стрелки, а затем наоборот (2-4 раза).
6. «Стороны света». Смотреть вверх, вниз, вправо, влево (4-6 раз).
7. Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз с интервалом 30 секунд).
8. Сидя, тремя пальцами легко нажать на веки на 1-2 секунды и отпустить (3-4 раза).
III. Практическая работа.
Ваша задача на сегодня освоить плетение 4 видов браслетов: с капельками, змейка, цветок, треугольники. При работе будет оцениваться равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность. (Сначала преподаватель показывает и поясняет каждый этап, затем его выполняют учащиеся, педагог проверяет правильность выполнения и только после этого переходит к следующему этапу).
1. Прочитайте схему.
* Преподаватель показывает указкой по схеме ход движения нити, предлагая учащимся самостоятельно определить количество набранных бисерин и направление хода нити.
1. Плетение «С капельками».
- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Две коричневые, затем четыре белые).
- Это набор, который будет повторяться. Какая по счёту бисерина в наборе будет связкой? (Третья).
- Направление нити от себя. В каком направлении будете продёргивать иглу в связку? (От себя).
- Вы прочитали первый элемент плетения. Второй отличается от него или нет? (Нет, повторяется).
- Самостоятельно прочитайте по схеме плетение второго элемента (можно хором, парами или индивидуально).
2. Плетение «Змейка».
- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Две жёлтые и одну красную).
- Сколько и какие по счёту бисерины в наборе будет связкой? (Две. Первая и вторая).
- В каком направлении будете продёргивать иглу в бисерины-связки? (От себя).
- Две жёлтые бисерины оказались посередине, а красная – сбоку. Это первый элемент плетения. Обратите внимание, в этой схеме последняя жёлтая бисерина первого элемента одновременно будет первой для второго, поэтому последующие наборы будут состоять только из двух бисерин. Каких? (Жёлтой и красной).
- Прочитайте по схеме плетение второго и третьего элементов.
3. Плетение «Цветок».
- Рассмотрите схему. Сколько цветов бисера здесь использовано? (Два).
- Покажите у доски, как можно раскрасить схему, если у вас три цвета бисера. А четыре?
- Посчитайте, из скольки бисерин состоит один элемент плетения.
- Сколько бисерин будут связками? (Две).
- Какие они по счёту? (Вторая и шестая).
- Прочитайте схему плетения. (Восемь светлых бисерин набрать, подёрнуть нить в первую бисерину от себя, чтобы получилось кольцо. Набрать одну тёмную бисерину – серединку продёрнуть иглу справа налево в пятую бисерину. Потом набрать ещё одну тёмную бисерину. Затем так же плести дальше).
4. Плетение «Треугольники».
- В этой схеме, так же, как и в «змейке» первый набор отличается от остальных. Почему? (Конец первого элемента будет началом второго).
- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Четыре сиреневые, три синие и три сиреневые).
- Сколько и какие по счёту бисерины в наборе будет связкой? (Две: первая и восьмая).
- При плетении первого элемента нить поворачивается, замыкаясь в петлю, поэтому направление нити меняется. Сначала она идёт влево, затем вверх, а куда потом? (Вправо).
- В какую бисерину-связку? (В первую).
- Далее в наборе будет сколько бисерин? (Шесть). А в последующих? (Столько же).
- Совершенно верно, набор бисерин одинаковый, меняется только направление хода нити. Во втором элементе нить идёт вверх, а затем… (влево), а в третьем? (Вверх и вправо).
- При плетении второго элемента нить проходит в восьмую бисерину первого элемента. А при плетении третьего элемента и последующих какая по счёту бисерина предыдущего элемента будет связкой? (Четвёртая).
- Прочитайте по схеме плетение четвёртого и пятого элементов.
2. Навощите нить. Прижмите конец нити к восковому шарику большим пальцем одной руки, а другой рукой протяните нить по воску 2-3 раза по всей длине. Протяните навощенную нитку между сжатыми большим и указательным пальцами, чтобы снять лишний воск.
3. Вдерните нить в иглу. Для удобства можете провести ногтям по концу нити, чтобы она стала плоской, а затем вдёрнуть в ушко иглы.
4. Выполните набор бисерин в соответствии со схемой плетения, оставляя конец нити 15 см.
5. Продёрните иглу в бисерину-связку в направлении соответственно схеме (от себя или к себе).
6. Вновь выполните набор.
* Низание одного фрагмента продолжается индивидуально, пока ребёнок не поймёт схему, и не будет работать самостоятельно. Обычно выполняется не менее 3-х элементов плетения. Затем на эту же нить начинается набор бисерин следующего браслета.
IV. Итог.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Расскажите, что у вас получилось, а с чем возникли сложности.
Анализ работ. Критерии оценки: равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность.
Выставление оценок за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
Повторить технологию.