Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ «Браслет» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 16 March

Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ.

4 класс. III четверть. 6 урок.

«Браслет».

Автор: Азанова Анна Валерьевна.

Должность: преподаватель, высшая квалификационная категория.

Место работы: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Обуховская детская школа искусств».

Регион, населённый пункт: Свердловская область, с. Обуховское.

Тема: «Браслет».

Цель: выполнить фрагменты браслетов с капельками, змейка, цветок, треугольники.

Задачи:

-познакомить с легендой о происхождении бисера, азбукой бисероплетения;

-сформировать представление о браслете, бисере, бусах, стеклярусе, рубке, рабочей нити, наборе, элементе плетения, связке и схеме плетения;

-закрепить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;

-познакомить с правилами работы с бисером;

-учить читать схемы плетения браслетов с капельками, змейка, цветок, треугольники;

-учить разрабатывать эскизы узоров браслетов;

-учить низать фрагменты браслетов в одну нить по схемам;

-развивать наблюдательность, произвольное внимание, память, мелкую мускулатуру рук;

-развивать умение видеть и исправлять свои ошибки;

-воспитывать терпение, уважение к труду, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: пед. образцы, работы детей, иллюстрации, схемы плетения, бисер, стеклярус, воск, спички, капроновые нитки, маленькие ножницы, игла для бисера, английские булавки, пенопластовые подушки для плетения, крышки для бисера, коробка для мусора, тетрадь, клей-карандаш, ручка.

Литература:

Азбука бисероплетения: Практическое пособие./Автор-сост. Ю.В. Гадаева– СПб.: КОРОНА принт, 1998. – 64 с., ил.

Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 2002. – 400 с.

Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер – Ярославль: Академия развития, Академия, К0, 1999. – 224 с., ил. – (Бабушкин сундучок).

Ляукина М.В. Бисер.– М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 176 с.: ил. – (Основы художественного ремесла).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Изучение нового.

- Сегодня мы начнём знакомиться с новым видом рукоделия - бисероплетением. Нашими инструментами будут тонкие иглы и ножницы.

- Какие правила обращения с иглой и ножницами вы знаете?

1) Ножницы лежат справа закрытыми, кольцами к себе, а игла – в игольнице.

2) Передавать ножницы вперёд кольцами, а иглу – ушком.

3) Нельзя размахивать руками. быстро ходить и бегать, если в руках ножницы или игла.

4) Нельзя оставлять иглу на столе или стуле, втыкать в одежду. Игла находится только в игольнице.

- Плести украшения мы будем из бисера. Послушайте и скажите, что такое бисер и как он появился?

Бисер появился в Древнем Египте. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Самой старой из сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках города Фивы.

После изобретения стекла в IV в. до н.э. яркие стеклянные бусы завоевали сердца древних щёголей и модниц.

О том, как впервые получили бисер, рассказывает легенда.

Легенда гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло».

Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер (мелкие бусинки), плести из них ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья.

Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стеклоделия стала Византия. Уже из Византии бисер попал в Венецию.

- Что такое бисер и как он появился?

- Чтобы научиться читать, нужно знать буквы, т.е. азбуку. У бисероплетения тоже есть своя азбука. Это понятия, которыми пользуются мастерицы, и определённые правила работы с бисером. Постарайтесь их запомнить.

Бисер (от араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые (гранёные) бусины диаметром меньше 2 мм.

Бусина – круглый или гранёный шарик из стекла (металла, кости, пластмассы) со сквозным отверстием для низания диаметром больше 2 мм.

Стеклярус – круглые или гранёные трубочки длиной 5 – 15 мм.

Рубка – короткие трубочки длиной 3 – 4 мм.

- Откройте тетради на с. 61 и прочитайте, какой бывает бисер.

Матовый – непрозрачный цветной бисер.

Прозрачный бисер бывает цветной (такая окраска очень прочная) и бесцветный с напылением.

Бесцветный с напылением снаружи. Красочный слой наносят сверху. Такой способ используется для изготовления перламутрового бисера, имитирующего мелкий жемчуг.

Бесцветный с напылением внутри недолговечен. Красочный слой внутри отверстия со временем стирается о нитку и бисер обесцвечивается.

Иглы - № 0 (Россия), № 15-12 (Индия, Англия, Германия, Япония). Чем выше номер, тем тоньше игла.

Нити швейные капроновые № 50 к. Бывают специальные нити для бисера.

Рабочая нить – нить, на которую набирают бисер.

Набор – ряд бисерин, набранных в определённом порядке.

Элемент плетения – самая маленькая законченная часть изделия.

Связка – бисерина, в которую нить проходит 2-3 раза для соединения бисерин в элемент плетения.

Правила работы бисером.

1. Работать по 30 минут с перерывом для гимнастики для глаз.

2. Бисер не смешивать, хранить в разных баночках.

3. Для одного изделия подбирать бисер одинаковый по размеру.

4. Нить вощить, то есть проводить её, плотно прижимая к шарику воска, чтобы низать было легче.

5. Оставлять конец нитки для заделки длиной 12-15 см.

6. Набирать бисер иглой, придерживая бисерины указательным пальцем. Иглу при этом держать большим и средним пальцами.

7. При низании равномерно натягивать нить.

8. Притягивать бисерины плотно друг к другу, чтобы нить была почти не видна – скрыта.

9. При прохождении связки иглу проводить по верху отверстия бисерины, чтобы она не рассекла пропущенную ранее нить.

10. Рабочую нить провести через 2-3 бисерины по ходу нити, притянуть и закрепить 2 – 3 петельными узелками. Снова провести через 2-3 бисерины, закрепить узелками, пропустить иголку через 3-5 бисерин, притянуть нитку и обрезать ее, оставив кончик 4-5 мм. Оплавить кончик нижней частью пламени спички.

- Сегодня мы потренируемся плести фрагменты браслетов разными способами.

Браслет – наручное украшение в виде кольца, охватывающего запястье.

Упражнения для глаз.

* При выполнении всех упражнений голова не двигается.

1. Вертикальные движения глазами (6 раз).

2. Горизонтальные движения глазами (6 раз).

3. «Буратино». Вытянуть вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем. Смотреть 3 секунды на кончик носа, затем 3 секунды на большой палец (8-12 раз).

4. «Горизонт». Повернуться к окну. Вытянуть вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем. Смотреть 5 секунд на горизонт, затем 5 секунд на большой палец (8 раз).

5. «Часы». Круговые движения глазами по ходу часовой стрелки, а затем наоборот (2-4 раза).

6. «Стороны света». Смотреть вверх, вниз, вправо, влево (4-6 раз).

7. Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз с интервалом 30 секунд).

8. Сидя, тремя пальцами легко нажать на веки на 1-2 секунды и отпустить (3-4 раза).

III. Практическая работа.

Ваша задача на сегодня освоить плетение 4 видов браслетов: с капельками, змейка, цветок, треугольники. При работе будет оцениваться равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность. (Сначала преподаватель показывает и поясняет каждый этап, затем его выполняют учащиеся, педагог проверяет правильность выполнения и только после этого переходит к следующему этапу).

1. Прочитайте схему.

* Преподаватель показывает указкой по схеме ход движения нити, предлагая учащимся самостоятельно определить количество набранных бисерин и направление хода нити.

1. Плетение «С капельками».

- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Две коричневые, затем четыре белые).

- Это набор, который будет повторяться. Какая по счёту бисерина в наборе будет связкой? (Третья).

- Направление нити от себя. В каком направлении будете продёргивать иглу в связку? (От себя).

- Вы прочитали первый элемент плетения. Второй отличается от него или нет? (Нет, повторяется).

- Самостоятельно прочитайте по схеме плетение второго элемента (можно хором, парами или индивидуально).

2. Плетение «Змейка».

- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Две жёлтые и одну красную).

- Сколько и какие по счёту бисерины в наборе будет связкой? (Две. Первая и вторая).

- В каком направлении будете продёргивать иглу в бисерины-связки? (От себя).

- Две жёлтые бисерины оказались посередине, а красная – сбоку. Это первый элемент плетения. Обратите внимание, в этой схеме последняя жёлтая бисерина первого элемента одновременно будет первой для второго, поэтому последующие наборы будут состоять только из двух бисерин. Каких? (Жёлтой и красной).

- Прочитайте по схеме плетение второго и третьего элементов.

3. Плетение «Цветок».

- Рассмотрите схему. Сколько цветов бисера здесь использовано? (Два).

- Покажите у доски, как можно раскрасить схему, если у вас три цвета бисера. А четыре?

- Посчитайте, из скольки бисерин состоит один элемент плетения.

- Сколько бисерин будут связками? (Две).

- Какие они по счёту? (Вторая и шестая).

- Прочитайте схему плетения. (Восемь светлых бисерин набрать, подёрнуть нить в первую бисерину от себя, чтобы получилось кольцо. Набрать одну тёмную бисерину – серединку продёрнуть иглу справа налево в пятую бисерину. Потом набрать ещё одну тёмную бисерину. Затем так же плести дальше).

4. Плетение «Треугольники».

- В этой схеме, так же, как и в «змейке» первый набор отличается от остальных. Почему? (Конец первого элемента будет началом второго).

- Сколько бисерин и какого цвета нужно последовательно набрать на нить? (Четыре сиреневые, три синие и три сиреневые).

- Сколько и какие по счёту бисерины в наборе будет связкой? (Две: первая и восьмая).

- При плетении первого элемента нить поворачивается, замыкаясь в петлю, поэтому направление нити меняется. Сначала она идёт влево, затем вверх, а куда потом? (Вправо).

- В какую бисерину-связку? (В первую).

- Далее в наборе будет сколько бисерин? (Шесть). А в последующих? (Столько же).

- Совершенно верно, набор бисерин одинаковый, меняется только направление хода нити. Во втором элементе нить идёт вверх, а затем… (влево), а в третьем? (Вверх и вправо).

- При плетении второго элемента нить проходит в восьмую бисерину первого элемента. А при плетении третьего элемента и последующих какая по счёту бисерина предыдущего элемента будет связкой? (Четвёртая).

- Прочитайте по схеме плетение четвёртого и пятого элементов.

2. Навощите нить. Прижмите конец нити к восковому шарику большим пальцем одной руки, а другой рукой протяните нить по воску 2-3 раза по всей длине. Протяните навощенную нитку между сжатыми большим и указательным пальцами, чтобы снять лишний воск.

3. Вдерните нить в иглу. Для удобства можете провести ногтям по концу нити, чтобы она стала плоской, а затем вдёрнуть в ушко иглы.

4. Выполните набор бисерин в соответствии со схемой плетения, оставляя конец нити 15 см.

5. Продёрните иглу в бисерину-связку в направлении соответственно схеме (от себя или к себе).

6. Вновь выполните набор.

* Низание одного фрагмента продолжается индивидуально, пока ребёнок не поймёт схему, и не будет работать самостоятельно. Обычно выполняется не менее 3-х элементов плетения. Затем на эту же нить начинается набор бисерин следующего браслета.

IV. Итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Расскажите, что у вас получилось, а с чем возникли сложности.

Анализ работ. Критерии оценки: равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность.

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Повторить технологию.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации