Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ «Цепочка» (4 класс)
Конспект урока по предмету «Работа в материале» в ДШИ.
4 класс. III четверть. 12 урок.
«Цепочка».
Автор: Азанова Анна Валерьевна.
Должность: преподаватель, высшая квалификационная категория.
Место работы: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Обуховская детская школа искусств».
Регион, населённый пункт: Свердловская область, с. Обуховское.
Тема: «Цепочка».
Цель: начать плетение цепочки в две нити.
Задачи:
-повторить правила подбора цветовой гаммы бисерных украшений;
-рассказать об истории украшений, их роли в жизни разных народов;
-закрепить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и бисером;
-формировать умение самостоятельно читать схемы плетения цепочек (дорожка, колючки, ёжики, ёлочка, ажурная, стрелки);
-учить разрабатывать эскизы узоров цепочек;
-учить низать цепочку в две нити по схеме (дорожка, колючки, ёжики, ёлочка, ажурная, стрелки);
-развивать наблюдательность, произвольное внимание, память, мелкую мускулатуру рук;
-развивать умение видеть и исправлять свои ошибки;
-воспитывать терпение, самостоятельность, чувство взаимопомощи, уважение к труду, к традициям разных народов.
Оборудование: пед. образцы, работы детей, иллюстрации, схемы плетения, бисер, стеклярус, воск, спички, капроновые нитки, маленькие ножницы, игла для бисера, английские булавки, пенопластовые подушки для плетения, крышки для бисера, коробка для мусора, тетрадь, клей-карандаш, ручка.
Литература:
Артамонова Е.В. Украшения и сувениры из бисера. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – 240 с. – (Домашний очаг).
Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 2002. – 400 с.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер – Ярославль: Академия развития, Академия, К0, 1999. – 224 с., ил. – (Бабушкин сундучок).
Бисероплетение: цепочки и фенечки: Практическое пособие./Автор-сост. Ю.В. Гадаева – СПб.: КОРОНА принт, 1998. – 64 с., ил.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного.
- Прочитайте схему плетения (на выбор).
- Какие правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и бисером вы знаете?
- Перечислите правила подбора цветовой гаммы.
III. Изучение нового.
История применения бисера и украшений.
История украшений – составная часть истории культуры. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений художественных чувств. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. (Фото людей неолита с ожерельями).
Археологи находят предметы, служившие как украшения в раскопках самых древнейших цивилизаций.
Например, стеклянные бусины украшали одежду египетских фараонов. Даже символы божественной власти фараонов – знаменитые усхи – ожерелья солнца создавались не только из золота, но и из бисера.
Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до н.э. носили одежду и обувь, отделанную бисером.
Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
- Какие виды украшений вы знаете?
- Кто их носил?
- Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не отставали от женщин. Многие виды украшений, ставшие позднее преимущественно женскими, изначально носились мужчинами.
Например, стремясь защитить отверстия, через которые по их представлениям могли проникнуть в тело злые духи, индейцы продевали через нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками.
Браслеты у германских воинов считались символом доблести и одновременно служили защитой в бою. Как ни странно, но серьги также были мужским украшением. Из документов известно, что русские князья носили серьги, часто только в одном ухе. Так великий князь Иоанн II Кроткий завещал своим сыновьям Дмитрию (впоследствии Донскому) и Ивану по 1 серьге с жемчугом.
В Европе традиция носить серьги долго бытовала среди военных, моряков и пиратов.
На Руси бисер использовали для изготовления серёг, ожерелий и поднизей – налобных сеток в женском костюме. Их пришивали к головному убору, например, кокошнику.
- Как вы думаете, какие предметы и как могли украсить бисером?
Индейцы украшали бисером ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки, корзины и многое другое.
В старину на Руси большое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов – козырям. Их пышно украшали, отделывая вышивкой шёлком, жемчугом, бисером и камнями. Козыри могли быть съёмными. А головной убор русских красавиц – кокошник – густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. В Псковской губернии кокошники украшали большими (с яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками и лентами расшивали понёву.
Мастерицы использовали бисер, жемчуг и перламутр не только для отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплётов книг и разных бытовых предметов.
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь. Солнцезащитные очки расшивали жители острова Таймыр – нганасаны.
- Какие предметы и как украшали бисером?
Итак, мы выяснили, что из бисера делали самостоятельные украшения и использовали его для украшения различных предметов.
- Как вы думаете, какова же роль украшений, для чего их делали?
Роль украшений в жизни разных народов.
- Изначально они были не просто нарядными безделушками, а средством общения с богами и духами. Носили их чаще всего мужчины.
1. Средство общения с богами и духами.
Амулеты, талисманы, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы, защищать от дурного глаза и болезней.
Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Например, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами предметы домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы индейцы вплетали раковинные и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, делали серьги и сетки для волос. Позже стали использовать бисер, сохраняя традиционные приёмы работы.
2. Оберег (от болезней, сглаза, злых сил, на удачу).
Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари, колдуны. Путешественники, попавшие в Америку с Русской морской экспедицией, так описывали совет индейцев – ирокезов. Перед принятием важных решений вождь рассказывал предания племени, перебирая снизки белых и лиловых раковин, скреплённых в широкие связки или нашитые на полосы ткани из лубяных волокон. Такие снизки бус в литературе называют «вампум».
3. «Письмо», «книга» (снизки разноцветных бус – вампум).
Вампум могли носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум служил знаком полномочия послов или гонцов, отправлявшихся в соседние племена.
4. Знак полномочия посла, гонца (индейцы надевали вампум через плечо или на пояс, отправляясь в другое племя).
5. Знак доверия (обязательство сдержать обещание).
Кроме того, снизки бисера становились единицей обмена, их использовали как деньги.
6. «Деньги» (бисер обменивали на другие вещи).
Украшения стали играть роль «визитной карточки» владельца, помогая ему выделиться среди соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одёжке». По внешнему виду человека, одежде, орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном положении, составе семьи, роде занятий.
7. «Визитная карточка» (по украшению судили о человеке: его достатке, положении в обществе, семье, роде занятий).
Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, высокого положения в обществе, богатства.
8. Знак богатства, знатности.
Во все времена неотъемлемое значение украшений – эстетическое. т.е. дарить радость своим внешним видом, украшать владельца.
9. Эстетическое значение.
Именно последнее, эстетическое значение, стало основным в современном мире. Русские и зарубежные модельеры широко используют бисер в своих коллекциях: вышивка платьев, жакетов, брюк, сумочек, поясов, воротников, обуви. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки, бисерной бахромой покрывают не только платья, но и свитера и шубы. А разнообразие ожерелий. бус. браслетов, цепочек не поддаётся описанию.
Сегодня вы продолжите плетение цепочки.
Цепочка – простейшее замкнутое шейное украшение, состоящее из последовательно соединённых элементов.
Классификации цепочек.
По сложности: простые и сложные.
По виду: плотные и ажурные.
По технике исполнения: на одной игле, двух иглах, нескольких иглах.
По количеству рядов: однорядные и многорядные.
IV. Практическая работа.
На прошлых уроках вы выполняли фрагменты цепочек в две нити. Сегодня вы выберите ту, которая вам больше понравилась (восьмёрки, дорожка, колючки, ёжики, ёлочка, ажурная или стрелки), нарисуете свой эскиз плетения в цвете и начнёте цепочки. При работе будет оцениваться равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность. (Преподаватель корректирует работу учащихся по мере необходимости).
1. Нарисуйте схему плетения.
2. Придумайте 2 варианта цветового решения схемы.
3. Прочитайте схему.
4. Навощите концы нити и вдерните их в иглы.
5. Выполните набор бисерин в соответствии со схемой плетения, начиная плетение от середины нити.
6. Продёрните иглу в бисерину-связку в направлении соответственно схеме (от себя или к себе).
7. Проверьте правильность плетения, после этого продолжайте работу.
* Низание цепочки выполняется ребёнком индивидуально и самостоятельно по выбранной схеме.
V. Итог.
- Что украшали бисером?
- Кто и какие украшения из бисера носил?
- Какова роль украшений?
- Оцените свою работу.
Анализ работ. Критерии оценки: равномерное натяжение нити, «скрытность» ниток, соответствие схеме плетения, ровные края изделия, аккуратность в заделке ниток, самостоятельность.
Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
Повторить тему, продолжить плетение.