Конспект урока по русскому языку «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (9 класс)
Задачи урока: образовательные:
познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;
формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;
закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;
закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;
развивающие:тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;
тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточным определительным;
развивать мыслительные навыки учащихся;
воспитательные:расширить представление учащихся о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
учить выражать личностное отношение к творческому наследию А.С.Пушкина в целом и к роману «Евгений Онегин» в частности;
поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале критических статей о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.
Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений», портрет А.С.Пушкина, презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
Фаза | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы и методы |
Вызов | Слово учителя. Активизация знаний. | 1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. | 1. Мозговой штурм. |
| 2. Лингвистическая разминка | 2. Целеполагание. | |
Осмысление | Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Обращение к «верным/неверным утверждениям». Даются задания. | 1. Работа с учебником Ведут записи. Диалог. Рефлексия: дополнение кластера. 3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ. | 1. Активное чтение. Индивидуальная работа. Таблица. Групповая работа. Дискуссия. Групповая работа. Индивидуальная и групповая работа. |
Рефлексия | 1. Предлагается кластер. | 1. Ведут записи. | Возврат к полученной информации по теме. Творческая работа. |
Задачи каждой фазы урока:
задачи фазы вызов – активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу;
задачи фазы осмысление – работа с информацией, выбор таких методов и приёмов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным;
задачи фазы рефлексия – анализ информации, её интерпретация и творческая переработка.
ВЫЗОВ.
- Слово учителя.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящён бессмертному роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Мы ещё раз окунёмся в атмосферу пушкинской поэзии, прочитаем, что о романе писали современники А.С.Пушкина и, конечно же, выразим своё отношение к этому произведению.
- Активизация знаний.
Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине», которое перед вами на карточках:
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единстве(н,нн)ое явление ру(с,сс)кого духа… В нём ру(с,сс)кая природа, ру(с,сс)кая душа, ру(с,сс)кий язык отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно ру(с,сс)кая. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится ру(с,сс)кий…». (1834 год).
Задания:
Прочитайте выразительно отрывок. Какое свойство характера А.С.Пушкина отмечает Н.В.Гоголь?
Раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.
Найдите в нём сложноподчинённые предложения.
Поставьте вопрос и определите вид придаточных.
Учитель: Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Тема урока - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. (Запись в тетрадь числа и темы урока.)
Учитель: Какие цели поставим перед собой?
Учащиеся:
- Знать строение и отличительные признаки СПП с придаточным определительным;
-уметь находить СПП с придаточным определительным и пунктуационно правильно его оформлять;
- уметь конструировать СПП с придаточным определительным, составлять схему таких предложений
2.Лингвистическая разминка.
Колоссальный, конспектировать, асфальт, бетонный, режиссер, прикоснуться, комментатор, предынфарктный, бессуфиксный, притворить дверь, росточек, гуманный, человечный, иллюстрированный, груженный кирпичом, вязаный, построенный.
Задания:
Выделите слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами.
Прикоснуться -касаться
росточек -растение, выросший бессуффиксный -безрадостный
притворить дверь -претворить мечту
предынфарктный -постинфарктный, сверхинтересный.
Объяснение лексического значения слов.
гуманный-проникнутый уважением к человеческой личности, любовью к людям, человеколюбивый, человечный.
человечный-отзывчивый, внимательный к людям, гуманный.
- ОСМЫСЛЕНИЕ.
1.Инсерт.
-Работа в парах. Поисковое чтение теоретического материала учебника (п.22) и работа с таблицей - Пользуясь материалом параграфа 22 самостоятельно заполните таблицу «СПП с придаточными определительными»
На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется | Указательные слова в главном |
какой? чей? | к существительно-му в главном предложении | после определяемого слова | союзными словами который, что, где, куда, когда и др. | Тот, такой и др. |
Обобщение по таблице
-Пользуясь таблицей, докажите, что перед вами СПП с придаточными определительными
1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности.
2) Они сидели в том саду, где играл оркестр.
- Сделайте вывод, дополнив высказывание ключевыми словами.
Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении именем существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов
2.Физминутка
3.Первичное закрепление материала.Учитель: Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярких примерах, рассказывающих нам о великом творении А.С.Пушкина – романе «Евгений Онегин».
1. Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа в группах).
А.С.Пушкин создал в романе «Евгений Онегин», (который наделал много шума после выхода в свет), тип современного молодого человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Современники поэта оценивали роман неоднозначно, но ждали выхода каждой главы с нетерпением. Критик В.Г.Белинский, высоко оценив творение А.С.Пушкина, назвал его «энциклопедией русской жизни». И это не случайно, поскольку поэт создал роман, (в котором отразилась целая историческая эпоха России, «развитая на вымышленном повествовании»). В основу сюжета положены любовные чувства Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, (которые несходны между собой). Пушкин правдиво изображает среду, (в которой они живут).
Восхищение и восторг вызывает дворянский быт и светский круг, (что взрастили Онегина). Это мир, (где царит свобода, независимость, страсти, удовольствия), (где собирается цвет общества). Однако автор и его герой знали и другой мир, (в котором царят нелепые предрассудки, вздорные слухи, зависть, клевета и прочие пороки). Пушкин в романе не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек. Это обеспечило жизненную правдивость романа, его близость реализму и позволило Ф.М.Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», (в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такой законченностью), (какой и не бывало до Пушкина, да и после него, пожалуй»).
Учитель: Задания для всех:
О чём рассказывается в данном тексте?
Какова его тема и основная мысль?
К какому стилю он относится? Докажите.
Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному. Найдите пример указательного слова, употребленного в одном из сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными союзным словом который. Определите его род и число. Какой у него падеж? Найдите предложение, где союзное слово который находится в середине.
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось.
Учитель: Задание для всех:
На основании выписанных вами примеров сложноподчиненных предложений с придаточными определительными сделайте вывод о месте придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения.
Учащиеся делают совместный вывод: Придаточное определительное может стоять в середине главной части или после неё, но всегда оно находится после определяемого слова.
Учитель: 1) А теперь я предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Групповая работа).
1 группа: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.
который
«Евгений Онегин» - роман в котором
у которого
Учитель:
2 группа: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, подобрав союзное слово по смыслу, запишите, расставляя знаки препинания.
Евгений Онегин – зрелый, опытный человек, знающий жизнь. Онегин попадает под влияние света.
Воспроизводя атмосферу дворянских салонов, поэт показывает праздность, посредственность, однообразие жизни. Молодость Онегина прошла в дворянских салонах.
В деревне нет блеска Петербурга. Некоторое время Онегин живёт в деревне.
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, прочитайте созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся).
2) Исправление речевых ошибок. «Лови ошибку!»
Прочитайте предложения. Какие речевые недочёты в них вы нашли. Запишите исправленное предложение.
1 группа: «Евгений Онегин» - роман в стихах, в котором Пушкин создал лирический образ Татьяны, которая является его нравственным идеалом.
2 группа: А.С.Пушкин своим романом вызвал неоднозначную оценку критиков, который полностью был издан в 1833 году.
Учитель: Сделайте вывод о речевых ошибках, связанных со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.
- РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Итак, на ярких примерах, рассказывающих нам о романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Ещё раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному по очереди к доске).
Учитель: В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в ходе которого мы ещё раз погрузились в атмосферу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», хотелось бы произнести высказывание М.Горького об этом произведении: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить § 11 – стр. 70 или кластер.
Дифференцированное задание:
Написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными определительными «Моё прочтение «Евгения Онегина».
Составить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя разные союзные слова, на тему «Моё прочтение «Евгения Онегина».