12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Римма Шукумова19
Конспект урока русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Цель урока: получение знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
Задачи урока: образовательные:

познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;

закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;

развивающие:

тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;

тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточным определительным;

развивать мыслительные навыки учащихся;

воспитательные:

расширить представление учащихся о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

учить выражать личностное отношение к творческому наследию А.С.Пушкина в целом и к роману «Евгений Онегин» в частности;

поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале критических статей о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.

Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений», портрет А.С.Пушкина, презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».


План урока:



Фаза

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Приёмы и методы




Вызов

Слово учителя.

Активизация знаний.

1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.

1. Мозговой штурм.


2. Лингвистическая разминка

2. Целеполагание.








Осмысление

Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.

Обращение к

«верным/неверным утверждениям».

Даются задания.

1. Работа с учебником

Ведут записи.

Диалог.

Рефлексия: дополнение кластера.




3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ.

1. Активное чтение. Индивидуальная работа.

Таблица.

Групповая работа.

Дискуссия.


Групповая работа.



Индивидуальная и групповая работа.



Рефлексия

1. Предлагается кластер.

1. Ведут записи.

Возврат к полученной информации по теме.

Творческая работа.


Задачи каждой фазы урока:


задачи фазы вызов активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу;


задачи фазы осмысление работа с информацией, выбор таких методов и приёмов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным;


задачи фазы рефлексия анализ информации, её интерпретация и творческая переработка.



Ход урока:


ВЫЗОВ.


  1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящён бессмертному роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Мы ещё раз окунёмся в атмосферу пушкинской поэзии, прочитаем, что о романе писали современники А.С.Пушкина и, конечно же, выразим своё отношение к этому произведению.


  1. Активизация знаний.

Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине», которое перед вами на карточках:


«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единстве(н,нн)ое явление ру(с,сс)кого духа… В нём ру(с,сс)кая природа, ру(с,сс)кая душа, ру(с,сс)кий язык отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно ру(с,сс)кая. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится ру(с,сс)кий…». (1834 год).


Задания:

Прочитайте выразительно отрывок. Какое свойство характера А.С.Пушкина отмечает Н.В.Гоголь?

Раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.

Найдите в нём сложноподчинённые предложения.

Поставьте вопрос и определите вид придаточных.


Учитель: Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.


Учащиеся: Тема урока - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. (Запись в тетрадь числа и темы урока.)


Учитель: Какие цели поставим перед собой?

Учащиеся:

- Знать строение и отличительные признаки СПП с придаточным определительным;

-уметь находить СПП с придаточным определительным и пунктуационно правильно его оформлять;

- уметь конструировать СПП с придаточным определительным, составлять схему таких предложений

2.Лингвистическая разминка.

Колоссальный, конспектировать, асфальт, бетонный, режиссер, прикоснуться, комментатор, предынфарктный, бессуфиксный, притворить дверь, росточек, гуманный, человечный, иллюстрированный, груженный кирпичом, вязаный, построенный.

Задания:

Выделите слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами.

Прикоснуться -касаться

росточек -растение, выросший бессуффиксный -безрадостный

притворить дверь -претворить мечту

предынфарктный -постинфарктный, сверхинтересный.

Объяснение лексического значения слов.

гуманный-проникнутый уважением к человеческой личности, любовью к людям, человеколюбивый, человечный.

человечный-отзывчивый, внимательный к людям, гуманный.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.

1.Инсерт.

-Работа в парах. Поисковое чтение теоретического материала учебника (п.22) и работа с таблицей - Пользуясь материалом параграфа 22 самостоятельно заполните таблицу «СПП с придаточными определительными»

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного

Чем прикрепляется

Указательные слова в главном

какой?

чей?

к существительно-му в главном предложении

после определяемого слова

союзными словами который, что, где, куда, когда и др.

Тот, такой и др.





Обобщение по таблице

-Пользуясь таблицей, докажите, что перед вами СПП с придаточными определительными

1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности.

2) Они сидели в том саду, где играл оркестр.


- Сделайте вывод, дополнив высказывание ключевыми словами.

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении именем существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов



2.Физминутка

3.Первичное закрепление материала.

Учитель: Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярких примерах, рассказывающих нам о великом творении А.С.Пушкина – романе «Евгений Онегин».


1. Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа в группах).


А.С.Пушкин создал в романе «Евгений Онегин», (который наделал много шума после выхода в свет), тип современного молодого человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Современники поэта оценивали роман неоднозначно, но ждали выхода каждой главы с нетерпением. Критик В.Г.Белинский, высоко оценив творение А.С.Пушкина, назвал его «энциклопедией русской жизни». И это не случайно, поскольку поэт создал роман, (в котором отразилась целая историческая эпоха России, «развитая на вымышленном повествовании»). В основу сюжета положены любовные чувства Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, (которые несходны между собой). Пушкин правдиво изображает среду, (в которой они живут).

Восхищение и восторг вызывает дворянский быт и светский круг, (что взрастили Онегина). Это мир, (где царит свобода, независимость, страсти, удовольствия), (где собирается цвет общества). Однако автор и его герой знали и другой мир, (в котором царят нелепые предрассудки, вздорные слухи, зависть, клевета и прочие пороки). Пушкин в романе не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек. Это обеспечило жизненную правдивость романа, его близость реализму и позволило Ф.М.Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», (в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такой законченностью), (какой и не бывало до Пушкина, да и после него, пожалуй»).


Учитель: Задания для всех:

О чём рассказывается в данном тексте?

Какова его тема и основная мысль?

К какому стилю он относится? Докажите.


Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному. Найдите пример указательного слова, употребленного в одном из сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.


Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными союзным словом который. Определите его род и число. Какой у него падеж? Найдите предложение, где союзное слово который находится в середине.



Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось.


Учитель: Задание для всех:

На основании выписанных вами примеров сложноподчиненных предложений с придаточными определительными сделайте вывод о месте придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения.


Учащиеся делают совместный вывод: Придаточное определительное может стоять в середине главной части или после неё, но всегда оно находится после определяемого слова.


4. Закрепление материала.

Учитель: 1) А теперь я предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Групповая работа).

1 группа: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.

t1695457067aa.gif который

«Евгений Онегин» - роман в котором


у которого

Учитель:

2 группа: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, подобрав союзное слово по смыслу, запишите, расставляя знаки препинания.


Евгений Онегин зрелый, опытный человек, знающий жизнь. Онегин попадает под влияние света.

Воспроизводя атмосферу дворянских салонов, поэт показывает праздность, посредственность, однообразие жизни. Молодость Онегина прошла в дворянских салонах.

В деревне нет блеска Петербурга. Некоторое время Онегин живёт в деревне.


Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, прочитайте созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся).

2) Исправление речевых ошибок. «Лови ошибку!»

Прочитайте предложения. Какие речевые недочёты в них вы нашли. Запишите исправленное предложение.

1 группа: «Евгений Онегин» - роман в стихах, в котором Пушкин создал лирический образ Татьяны, которая является его нравственным идеалом.

2 группа: А.С.Пушкин своим романом вызвал неоднозначную оценку критиков, который полностью был издан в 1833 году.

Учитель: Сделайте вывод о речевых ошибках, связанных со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Итак, на ярких примерах, рассказывающих нам о романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Ещё раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному по очереди к доске).








t1695457067ab.jpg


Учитель: В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в ходе которого мы ещё раз погрузились в атмосферу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», хотелось бы произнести высказывание М.Горького об этом произведении: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить § 11 стр. 70 или кластер.

Дифференцированное задание:

Написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными определительными «Моё прочтение «Евгения Онегина».

Составить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя разные союзные слова, на тему «Моё прочтение «Евгения Онегина».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.