Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Что такое фразеологизмы»
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Что такое фразеологизмы»
Цели деятельности учителя: Знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
находить в предложении фразеологизмы;
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
правильно употреблять фразеологизмы;
Знать:
понятие фразеологизмы;
роль фразеологизмов в речи человека.
Личностные:
формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, Т.Г. Рамзаева, «Дрофа» 2019, презентация, рабочие листы, карточки.
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||
I. Этап самоопределения к деятельности | -Ребята, поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вам подарок. В этом пакете находится предмет, без которого не может обойтись не только наш сегодняшний урок, но и жизнь всего человечества. Что это за предмет, вы узнаете благодаря подсказкам, которые я буду давать вам после выполнения каждого задания. Но есть одно условие. Может быть, кто-то из вас раньше догадается, что это за предмет. Но я вас попрошу не озвучивать свои догадки до конца урока, пока я вас об этом не попрошу. Договорились? | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний и мотивация | Фронтальная работа Слайд 2 -Обратите внимание на слайд. Скажите, можно ли сделать из мухи слона? (Ответы детей) Смотрите, кто-то сказал, что можно, кто-то ответил, что это невозможно. То есть некоторые люди все же пытаются это сделать. - А вы раньше слышали это выражение? -Значит, получается, что люди используют его в своей речи, да? -Действительно, есть такое выражение. Вот оно. Слайд 3 -Вероятно, оно несёт какую-то информацию, т.е. оно что-то значит. Как вы думаете, что значит делать из мухи слона? -Правильно, делать из мухи слона - это значит, из маленькой проблемы делать большую. Это значит преувеличивать. Слайд 3 -Какое значение имеет данное выражение - прямое или переносное? (переносное) -Прекрасно, это необычное выражение, которое употребляется в речи и имеет переносное значение. -Я хочу познакомить вас, ребята еще с несколькими выражениями, которые имеют переносное значение, т.е. они тоже необычные. Обратите внимание на нашу галерею картин. У каждой картины есть своё название. Эти названия находятся у вас на парте на цветных полосках. Внимательно послушайте задание. Вы будете работать в группах. У каждой группы название только одной из картин. Вам сейчас нужно будет определить, к которой из картин подходит выражение, которое записано на вашей карточке. Затем выбрать одного представителя вашей группы, который выйдет и закрепит название под картинкой. Задание понятно? Приступаем. Образуйте группы и начинайте работать. -Кто уже готов, может уже выйти и прикрепить под картиной его название. -Молодцы, ребята. Теперь в нашей галерее каждая картина имеет своё название. А сейчас я предлагаю объяснить значение каждого выражения. Я буду показывать на выражение, на название картины, а те ребята, которые работали над этим выражением, зачитывают его и пытаются объяснить. Если у них не получается, то мы все вместе помогаем. Договорились? 1. Ехать зайцем – ехать в транспорте без билета, нарушать правила. 2. Глаза разбегаются – так говорят про человека, который не может выбрать что-то одно из большого многообразия предметов. 3. Всё в руках горит – так говорят про человека, который делает все хорошо, быстро и качественно. И всегда доводит начатое до конца. 4. Как кошка с собакой – это означает плохие, враждебные отношения. Так говорят о постоянно ссорящихся людях. 5. Прикусить язык - замолчать 6. Чесать языки - болтать 7. Водить за нос - обманывать. Раньше ручных медведей водили за кольцо, продетое в нос. Он танцевал за лакомство, но его обманывали и ничего не давали. 8. Войти в историю - оставить след в истории, сохраниться в человеческой памяти, быть известным и знаменитым. 9. Праздник на носу - так говорят о том, что должно скоро наступить. Ведь ничего не бывает так близко к человеку, как его нос. - Кстати, какой праздник у нас на носу? Новый год. -Ребята, вы прекрасно справились с заданием, вы точно определили значение каждого выражения. -Если кто-то затрудняется назвать значение выражения, то чуть позже я вам скажу, как можно это узнать. | Нет. Некоторые не слышали, а кто-то слышал Преувеличивать что-то, делать из маленькой проблемы делать большую Представители групп последовательно объясняют значение выражений | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III. Постановка учебной задачи | -Ребята, вы прекрасно справились с заданием, вы точно определили значение каждого выражения. -Если кто-то затрудняется назвать значение выражения, то чуть позже я вам скажу, как можно это узнать. - Давайте еще раз повторим, какое значение имеют данные выражения? (Переносное) -А может быть, кто-то из вас знает, как называются эти выражения? (ответы детей) Да, это слово достаточно сложное для вас. -Это фразеологизмы. И именно это слово будет определять тему нашего урока. Кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока? -Отлично. Тема определена. Но выполняя любую работу, мы всегда ожидаем каких-то определенных результатов, и сейчас мы должны определиться с тем, что мы ожидаем от урока с таким красивым названием. Я предлагаю вам сейчас сформулировать свои ожидания - свои цели. -Я тоже приготовила ожидания, а т.к. на носу у нас Новый Год, то приготовила я их на снежинках, которые лежат у вас на партах. Слайд 4 Наши ожидания Узнать, что такое фразеологизмы. Научиться пользоваться фразеологическим словарём. Находить фразеологизмы в предложении. Использовать фразеологизмы в речи. _________________________________ _________________________________ - Я попрошу вас прочитать их внимательно, выбрать те из них, которые вы считаете для себя интересными и важными, и подчеркнуть их цветным карандашом. Можете выбрать любые, можете выбрать все. Это ваш выбор. И ещё. Попробуйте сформулировать свои личные ожидания. Чего лично вы хотите получить от нашего урока. Может, это хорошее настроение, улыбок, общения со своими товарищами. И запишите свои личные ожидания на свободных строчках. Но это по желанию: хотите - пишете, а если желания нет, то можете не писать. -Отлично. Наши ожидания сформулированы. Теперь отложите их на край парты. Мы к ним ещё вернёмся, и будем надеяться, что они исполнятся, потому что когда желания исполняются - это здорово. Особенно, под Новый год. | -Переносное.
-Фразеологизмы. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Открытие нового знания | --А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Я хочу познакомить вас с рабочим листом, который лежит у вас на партах. Положите их перед собой. У меня есть такой же, только больше по размеру. В этих рабочих листах находятся задания, которые мы будем выполнять на уроке, и они помогут нам узнать, что такое фразеологизмы, зачем они нужны в нашей речи, и получить максимум информации о них. -Выполнять задания мы будем последовательно, и я прошу вас обратить внимание на поля. Это место для пометок. После выполнения каждого задания мы будем делать пометки на полях зелёным или красным карандашом. Зелёным карандашом мы будем делать пометки, если задание будет выполняться легко, красным - если возникнут затруднения. Понятно? -В таком случае, мы можем начать отвечать на самый важный вопрос на сегодняшнем уроке. Что такое фразеологизмы? Ответить на этот вопрос нам поможет первое задание. Давайте прочитаем его. 1. Прочитайте заметку о фразеологизмах, запишите недостающие слова в схеме. Давайте прочитаем заметку о фразеологизмах. Устойчивые сочетания слов, называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово. Иначе изменится смысл. Например, прикусить язык, гонять лодыря. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. - Хорошо, ребята. Скажите, фразеологизмы - это какие сочетания слов? У вас была информация в заметке. -Запомните это, пожалуйста. -А теперь найдите нашу опорную схему. Вот она. Как вы думаете, какое слово нужно вставить в прямоугольник, расположенный слева? Какое выражение у нас получилось? -Кто прочитает? -А как вы понимаете значение слова «устойчивые»? -В заметке есть подсказка. Внимательно посмотрите на нашу заметку. -Т.е. в сочетании ничего нельзя изменять. Тогда скажите, пожалуйста, имею ли я право во фразеологизме, в этом устойчивом выражении поменять слова местами? - Я могу одно слово выбросить, а другое оставить? -А вместо одного из них, вставить другое? -Вот это и значит – устойчивое. Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Переходим к следующему прямоугольнику. Какое слово там нужно дописать? Вспомните, когда мы рассматривали нашу галерею картин, какое слово мы часто употребляли? -Согласны, ребята? -Умница! Переносное. Запишите это слово. Какое выражение у нас получилось? -Фразеологизмы имеют переносное значение. Вот мы и открыли новое знание. Кто готов сформулировать определение понятия «фразеологизмы», используя нашу опорную схему? Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые имеют переносное значение. -Ребята, мы прекрасно справились с этим заданием. Мы теперь знаем, что такое фразеологизмы, а значит, можем сделать наши первые пометки на полях зелёным или красным карандашом. Напоминаю, если вы с лёгкостью справились с этим заданием, то делаем пометки зелёным карандашом, если испытывали затруднение – красным. Вот смотрите, я закрашиваю полосу напротив нашего задания. И, поскольку, вы справились с заданием, я могу открыть вам первую подсказку. -Кто готов её прочитать? Это машина времени, которая может поведать нам о прошлом, рассказать о настоящем, показать будущее. -Замечательно. Первая подсказка нами получена, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть. | -Устойчивые -Устойчивые Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов Это такое сочетание, которое нельзя изменить, захочешь с ним что-то сделать, а не получится В сочетании нельзя заменить слово или пропустить слово. -Нет -Нет -Нет Переносное -Да Уч-ся читают определение 2 раза. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
| Физминутка | | |
V. Первичное закрепление | -Садитесь, ребята. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. В русском языке много фразеологизмов. Как вы думаете, где собраны все фразеологизмы русского языка? -Правильно, в словаре. Вот он - фразеологический словарь русского языка. Видите, он очень объёмный, в нём очень много фразеологизмов. И в вашем учебнике тоже есть подобный словарь, но, конечно, меньше по объёму. Откройте свои учебники на с.169. Обратите внимание на то, в каком порядке записаны фразеологизмы? -Как вы думаете, для чего это сделано? -Умница! А что ещё, кроме фразеологизма есть в этом словаре? -Правильно, здесь описано значение каждого фразеологизма. Это как раз то, о чём я вам говорила. Если мы затрудняемся определить значение фразеологизма, то мы можем обратиться к фразеологическому словарю. -Ребята, сейчас я попрошу вас выбрать фразеологизм, который вам нравится больше всего. -Сейчас мы будем выполнять задание№2. Выберите понравившийся вам фразеологизм и запишите его. Не забываем, что писать надо с красной строки и с заглавной буквы. Записываем только фразеологизм, значение писать не надо. Следите за осанкой. Кто выполнил задание, может сделать пометку на полях. Теперь мы можем открыть следующую подсказку. Это блокнот мечтателя, в котором он создаёт интересные истории с прекрасными героями. | В словаре В алфавитном Чтобы легче было найти нужный фразеологизм -Их значения (Учащиеся читают фразеологизмы и объясняют их значение) | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
VI. Самостоятельная работа в группах | -Мы пока свои догадки не озвучиваем. Теперь я хочу предложить вам выполнить более сложное задание. Надо найти фразеологизмы в предложениях. В этом нам поможет задание под № 3.Читаем условие. Прочитайте предложения на карточке. Определите, в котором из них есть фразеологизм. Подчеркните фразеологизм красным карандашом и постарайтесь объяснить его значение. Выполняем работу в группах. -Напоминаю, что нужно сделать. Внимательно читаем два предложения, выбираем то из них, в котором есть фразеологизм и подчёркиваем фразеологизм цветным карандашом. И один человек из вашей группы презентует результаты вашей работы. Вспоминаем правила работы в группах. 1 группа. Сломанный катер рыбаки брали на буксир. Школьники брали на буксир отстающего товарища. 2 группа. Под боком у Шарика спал кот Мурзик. Школа была у Оли под боком. 3 группа. Тонкая цепочка висела на телефоне. Маша то и дело висела на телефоне. 4 группа. Мальчики играли с собакой на сене. Игорь вёл себя, как собака на сене. 5группа. Курица лапой разгребала землю. Петя пишет как курица лапой. 6 группа. Мне на голову упал снег. Бабушка появилась как снег на голову. -Молодцы, ребята. Делаем пометки на полях, и я открываю третью подсказку. Это альбом художника, в котором нарисованы красивые пейзажи и лица людей. -Прочитайте ее. Прекрасно. Но свои догадки пока не озвучиваем. -Сейчас проведем небольшую физминутку для глаз. | Выполняют самостоятельно. Учащиеся находят фразеологизмы и называют их. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; |
| Физминутка | | |
VII. Включение в систему знаний | -Я не случайно выбрала именно эту физминутку, потому что наше следующее задание тоже связано с Красной Шапочкой. Скажите, а вы бы хотели попробовать себя в роли писателей? (Да) - Тогда давайте попробуем выполнить следующее задание. Слайд 7 -Что вы видите на экране? (Текст) -Правильно! Давайте прочитаем условие к четвёртому заданию. №4. Прочитайте текст, вместо выделенных словосочетаний вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы. -Перед вами находятся три части сказки о Красной Шапочке на новый лад. Именно в этой сказке вам надо вставить фразеологизмы вместо выделенных слов. Сначала нам нужно ознакомиться с текстом сказки, т.е. прочитать его. Жила-была Красная Шапочка. Весь день девочка помогала маме: хлопотала и суетилась. От дома до леса было очень близко. Там жил злой волк. Он всем создавал трудности. Однажды ранним утром мама испекла пирожки. Красная Шапочка понесла их бабушке. Волк учуял запах и решил обмануть девочку. Он лёг на тропинку и притворился больным. Красная Шапочка угостила волка пирожками. Волк ел пирожки с большим аппетитом. Добрая девочка растрогала волка, и он решил поддержать её. Они вместе отнесли угощение бабушке, и с тех пор стали неразлучными друзьями. -Прекрасно, с текстом сказки мы ознакомились, а сейчас мы должны вместо выделенных слов вставить подходящие фразеологизмы. -У первого ряда в рабочих листах первая часть текста, у второго ряда – вторая часть, у третьего ряда- с третьей часть. Фразеологизмы выбираем из слов для справок. Приступаем к работе. Эту работу выполняем в парах. - Слушаем внимательно нашу обновленную сказку. Слайд 8 Жила-была Красная Шапочка. Весь день девочка помогала маме: вертелась как белка в колесе. От дома до леса было рукой подать. Там жил злой волк. Он всем вставлял палки в колёса. Однажды чуть свет мама испекла пирожки. Красная Шапочка понесла их бабушке. Волк учуял запах и решил обвести вокруг пальца девочку. Он лёг на тропинку и притворился больным. Красная Шапочка угостила волка пирожками. Волк ел пирожки за обе щёки. Добрая девочка растрогала волка, и он решил предложить ей руку помощи. Они вместе отнесли угощение бабушке, и с тех пор стали не разлей вода. Учащиеся объясняют значение фразеологизмов. -Ребята, какой стала сказка, когда мы ее украсили фразеологизмами? (Более красивой, выразительной, яркой) -Так что делают фразеологизмы с нашей речью? Красивой, выразительной, яркой. -Сделайте пометку на полях и обратите внимание на то, какая фигура у нас получилась? -Правильно. Стрела. -Это стрела знаний. Зелёный цвет, значит можно смело двигаться дальше вперёд, красный цвет – нужно остановиться и проработать задание, в котором у вас возникли затруднения. | -Стрелочка | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. |
VIII. Рефлексия деятельности | -Да, это книга. Эта книга о нашей с вами родной республике Северная Осетия-Алания. Я дарю ее нашему классу, и вы сможете всю ее внимательно рассмотреть, прочитать и узнать много интересного о нашей республике, нашем городе, о достопримечательностях нашей прекрасной родины, о талантливых и успешных людях нашей родной Осетии, которые вошли в историю. И я желаю вам всем тоже стать успешными людьми. - А кто почувствовал себя успешным? - А кто получил новые знания? - А у кого из вас хорошее настроение? -А давайте проверим, у кого исполнились ожидания. (Ответы детей) -А у кого не исполнились? - Я предлагаю нарисовать нашим снежинкам улыбки, отлепить скотч и прикрепить их на окна….. Посмотрите, как мы украсили наш класс к Новому году! | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
IХ. Домашнее задание | Списать из фразеологического словаря два фразеологизма; и до завтра дома постараться употреблять в речи как можно больше фразеологизмов. А завтра вы мне расскажете, какие фразеологизмы вы использовали, и их значение. -Спасибо за урок! | | |