Конспект урока + презентация «Усиление Москвы»
Конспект урока + презентация "Усиление Москвы"
PPTX / 3.75 Мб
/data/files/d1641297866.pptx (Конспект урока + презентация "Усиление Москвы")Конспект урока
Урок 28. Усиление Москвы
Цели урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о причинах возвышения Москвы, как центра объединения русских земель.
Планируемые результаты:
Предметные: развить навыки работы с учебником; овладеть понятиями; изучить причины возвышения Москвы; сформировать представление о деятельности первых московских князьях, о роли Ивана Калиты в укреплении Москвы, продолжить формирование умений работы с исторической картой; использовать документы как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории России в Средние века, к прошлому человечества.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока; умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами; представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах
УМК: История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2019.
Основные понятия, изучаемые на уроке: духовные грамоты, слободы.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, атлас, контурная карта, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
1 – Приветствие.
2 – Домашнее задание.
П. 20, вопрос 4 письменно.
Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)
Какие русские княжества не попали под власть Золотой Орды?
Каково географическое расположение Литовского государства?
Почему русские княжества переходят под власть Литвы?
Какое положение занимали русские князья в Литовском государстве?
Могли ли русские князья быть не зависимыми?
Каково значение присоединения русских княжеств к Литве?
Назовите причины объединения Литвы и Польши?
Изучение нового материала.
План:
1) Политическое устройство Северо – Восточной Руси.
2) Борьба за великое княжение.
3) Правление Ивана Калиты.
4) Москва при Иване Калите.
5) Причины возвышения Москвы.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
1. Этап мотивационный. | Приветствие! Ребята, а кто из вас был в Москве? Где именно вы были? Что больше всего вам понравилось и запомнилось? А для тех, кто не был в Москве проведем не большую экскурсию с помощью информационных технологий: «Большой виртуальный тур по Москве» https://www.airpano.ru/360photo/moscow-big-virtual-tour/ Подумайте, что мы будем изучать с вами на данном уроке? Какова цель сегодняшнего урока? Верно! Речь пойдет о Москве. (Слайд №1) Сегодня на уроке мы должны узнать каково положение Москвы было после нашествия Батыя, кто правил в Москве. А почему Москва сегодня столица нашей Родины? Верно! И мы сегодня узнаем, каковы причины возвышения Москвы над другими княжествами. | Оживление, появление интереса. Высказывают свои ответы. Предлагают свои варианты названия темы. | Познавательные УУД 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. 2. Выделять главное. 3. Делать выводы. |
2 Этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить возвышение Москвы. (Слайд №2) | Ребята предлагают план работы на уроке. | Предметные результаты: создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний. |
3 Этап: Выявление места и причины затруднений. | (Слайд №3) Как вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала. Что нам поможет в преодолении этих затруднений? (Слайд №4) | Нехватка знаний, новые термины. | Личностные результаты - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
4 Этап Построение проекта выхода из затруднения | (Слайд №5) Княжества долгое время соперничали между собой, однако Москва выбивается в перед. Как вы думаете почему? (Слайд №6) Давайте рассмотрим устройство Севера – Восточной Руси в виде кластера. (Слайд №7) В чем состояли обязанности князей перед Золотой Ордой? Как эти обязанности сказывались на развитии Москвы? (Слайд №8) Для успешного выполнения поставленной цели урока предлагаю поделиться на 3 группы. В каждой группе должен быть капитан, который распределяет обязанности в своей команде. Информацию ищем, как в учебнике, так и в интернете. Первая группа «Первопроходцы» готовит мини проект «Деятельность первых московских князей» Вторая группа «Ивановцы» готовит мини проект «Деятельность Калиты». Третья группа «Борцы» готовит мини проект «Причины возвышения Москвы». План составления мини проектов в Приложении 1. | Самостоятельно, с помощью учебника учащиеся делают кластер. После по одному, по желанию, выходят к доске и заполняют кластер для всех (по 1 пункту) Высказывают свои ответы. Капитан распределяет обязанности среди членов команды. | Предметные результаты - овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах. |
5 Этап: Реализация построенного проекта | Каждая группа представляет свой проект. (Слайд №9) Выступление 1- й группы. (Слайд №10) Выступление 2- й группы. (Слайд №11) Выступление 3- й группы. По ходу выступления на доске оформляются записи. | Выступление групп. Выступающая команда оформляет, творчески, свой мини проект на доске. Ребята противоположных групп задают выступающим вопросы. | Личностные результаты - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности. |
6 Этап: Первичное закрепление | Как по вашему, что мешало успешному экономическому развитию Руси в начале 14 в.? (Слайд №12) Как вы оцениваете деятельность Ивана Калиты в период восстания в Твери? Иван Калита очень много сделал, для того, чтоб Москва становилась центром объединения русских земель. Он стал ключевой фигурой в истории Москвы. Но был и его современник, который так же многое сделал для своего государства – это Стафан Душан, Сербский король (Слайд №13) Сообщение ученика о роли Стефана в укреплении Сербского государства. | Высказывают свои ответы. Выступление ученика о личности Стефана. | Личностные результаты - формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. |
7 Этап: Включение в систему знаний повторение | Каким образом московские князья расширяли свои владения? Какие действия Ивана Калиты способствовали развитию Руси? | Высказывают свои ответы. | Предметные результаты - приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений. |
8 Этап Рефлексия. | (Слайд №14) Чего мы узнали нового на сегодняшнем уроке. Учащимся предлагаю заполнить таблицу Что я знал о Севера – Восточной Руси? Что узнал нового. Что я хочу узнать об истории развития Москвы. (Слайд №15) | Задают эти вопросы своему соседу по парте. | |
Приложение №1
Первая группа
«Первопроходцы» готовит мини проект «Деятельность первых московских князей»
Цель проекта:
Задачи проекта:
Объект проекта:
Предмет проекта:
Актуальность темы:
Краткое содержание:
Будьте готовы к вопросам по вашей теме от учителя и других команд.
Вторая группа
«Ивановцы» готовит мини проект «Деятельность Калиты».
Цель проекта:
Задачи проекта:
Объект проекта:
Предмет проекта:
Актуальность темы:
Краткое содержание:
Будьте готовы к вопросам по вашей теме от учителя и других команд.
Третья группа
«Борцы» готовит мини проект «Причины возвышения Москвы».
Цель проекта:
Задачи проекта:
Объект проекта:
Предмет проекта:
Актуальность темы:
Краткое содержание:
Будьте готовы к вопросам по вашей теме от учителя и других команд.