12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абаркина Екатерина Сергеевна1678
Работаю в школе с 2016 года. Закончила ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет. Преподаю историю, обществознание и право с 5 по 10 классы.
Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево

Урок по истории средних веков в 6 классе:

«Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии».

Презентация к уроку 

Цели: - показать завершающую стадию процесса образования централизованного государства во Франции и в Англии;

- сравнить пути завершения процесса объединения;

- подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного государства во Франции и в Англии.

 

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для проверки домашнего задания.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

- Приветствие. Отметка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания:

- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал «Столетняя война». Поэтому, я предлагаю вам выполнить небольшие карточки с заданиями.

Тест

1 задание. ДА или НЕТ

1. В борьбе за объединение страны королю Франции пришлось столкнуться с английским королём.

2. По приказу Вильгельма была проведена перепись всех земель и населения Англии. Огромную книгу с результатами переписи народ назвал «Великая хартия вольностей».

3. Французским войском в Столетней войне командовал сам король.

4. В подъёме народной борьбы против захватчиков и их изгнании большую роль сыграла Жанна д Арк.

5. В 1346 г. В сражении у Креси французы были разгромлены; они потеряли полторы тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.

II задание.

1. В какой период длилась Столетняя война?

А) 1437-1553 гг Б) 1237-1353 гг. В) 1347-1463 гг. Г). 1337-1453 гг.

 

2. Выберите верный ответ:

А) английская армия к войне была лучше подготовлена

Б) во французском войске были наёмники

В) английское войско возглавили крупные феодалы

Г) английское войско из-за превосходной оснащённости в начале войны одерживало победу за победой

3. 1066 году:

А) началось завоевание Англии герцогом Нормандии

Б) началось завоевание Англии Францией

В) началась Столетняя война

Г) был создан парламент в Англии

На прошлом уроке мы говорили о том, что Франция вела войны: это была Столетняя война с Англией.

- Скажите, какие последствия всегда влечёт за собой война?

1) опустошены города

2) гибнут люди

3) нанесён урон хозяйству страны

4) сокращена торговля

( сл. 1) - Но война закончилась, и мирная жизнь начинает постепенно налаживаться.

Тема нашего с вами сегодняшнего урока называется «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».

Король Людовик XI продолжил объединение страны. Сегодня мы выясним, как и когда произошло объединение Франции и Англии, как сложилось централизованное государство и каково значение его возникновения для жителей этих стран.

3. Изучение нового материала.

1. Завершение объединения Франции

( сл. 3) - После завершения войны во Франции постепенно начинает налаживаться жизнь:

1) распахиваются запустевшие во время войны земли

2) восстанавливаются города и деревни

3) показателем успешно восстановленного хозяйства можно считать то, что в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны.

4) восстанавливается ремесло

5) начинается производство тканей и стекла

6) начинают появляться ярмарки.

- Как вы думаете, кто был заинтересован в объединении страны?

( сл. 4)

- Как вам известно, феодалы в годы войны захватили много земли из королевских владений и желали вернуть страну в феодальную раздробленность. Т.е. они не хотели объединения страны.

- Но были феодалы, которые сами лишились своей власти над крестьянами, поэтому они хотели заменить эту власть государственным принуждением.

- В объединении страны были также заинтересованы горожане и рыцари. Почему?

( король покровительствовал городам, рыцари несли службу королю и тот раздавал им земли)

( сл. 5)

- В годы правления в Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми. Прочитайте материал на странице 178-179 и заполните табличку, куда вносите только черты их личности

Людовик XI

Карл Смелый

   

 

- Каким вы представили себе короля Людовика XI?

- Какими способами он добивался укрепления своей власти? ( подкуп, давал должности, интересовался сильными людьми)

- На какой класс опирался король? ( на средний)

- Почему ( богатые феодалы могли ему противостоять, а средний класс его поддерживал)

- О каких чертах личности можно узнать из этого отрывка? ( целеустремлённый, хитрый, практичный, терпеливый, расчетливый)

- О каких чертах личности Карла Смелого вы узнали ?

- Что означает выражение « законы рыцарской чести»?

- На какой класс опирался герцог Бургундский и почему? ( на знатных феодалов, которые могли противостоять королю)

( сл. 6)

Людовик XI

Карл Смелый

целеустремлённый,

хитрый, лживый

практичный,

терпеливый,

расчетливый

скупой

льстил людям, которых боялся или ненавидел

натравливал своих врагов друг на друга.

хорошо образованный

упрямый

отважный до безрассудства

любил простоту

жил по законам рыцарской чести

презирал коварство, интриги, притворство

Храбрый

высокомерный

честолюбивый

- Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.

Работа с картой

( сл. 7)

- Найдите карту на стр. 181.

- Рассмотрите её и скажите, каким цветом обозначены владения короля? Что можно сказать о его территории?

- Что вы можете сказать о владениях феодалов?

- Какие территории ещё не входили в королевские земли? Каким цветом они обозначены?

- Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.

Вывод: к концу XV века объединение Франции завершилось.

 

Рассказ учителя.

2. Франция – централизованное государство.

- Процесс объединения страны шёл параллельно с усилением королевской власти. Какие же факты об этом свидетельствуют?

1) ещё после Столетней войны король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, т.е. создал постоянное войско.

2) для того, чтобы содержать постоянное войско нужны деньги. Где их взять? Поэтому король создал ежегодный налог со всей страны.

3) король сам решал государственные дела, объявлял войну и заключал мир, издавал законы, судил своих подданных, (даже шутил, что всех своих советников он возит в седле своего коня)

4) управлял государством при помощи чиновников, находящихся у него на службе.

- Располагая деньгами и постоянным войском, король теперь не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому в годы своего правления он созывал их всего лишь 1 раз.

К концу XV века Франция была подчинена единой централизованной власти – власти короля. Значит, к концу XV века во Франции сформировалось централизованное государство.

( сл. 8)

Запишем определение:

Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.

3. Последствия объединения Франции.

самостоятельная работа учащихся:

- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с последствиями объединения Франции. Для этого откройте учебник на стр. 180-182 и прочитайте его.

- Но вы должны не только внимательно прочитать этот материал, но и найти в нём ответ на вопрос, каково же значение объединения страны?

- Давайте с вами назовём последствия объединения Франции ( сл. 9)

1) подчинение единой центральной власти

2) было покончено с феодальной раздробленностью

3) установление единого налога

4) король покровительствовал росту городов и расширению торговли

5) появился торговый флот

6) складывалась единая культура, единый язык и единый народ

Рассказ учителя:

4. Война Алой и Белой розы в Англии.

- Мы с вами узнал, как происходило усиление королевской власти во Франции, а сейчас познакомимся с тем, как этот процесс происходил в Англии.

( сл. 10)

- Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенётов — Ланкастеров и Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков — белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455—1485).

Запишите к себе в тетрадь дату.

-Эта борьба была очень жестокой. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении противников.

( сл. 11)

- Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор. Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров.

5. Правление Генриха Тюдора.

( сл. 12)

- Что же сделал Генрих, придя к власти?

1) запретил феодалам содержать вооружённые отряды

2) вёл борьбу с непокорными феодалами

3) пополнял казну разными способами ( штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)

4) парламент собирал только 2 раза

5) раздавал земли и титулы своим сторонникам

- Таким образов, в Англии установился абсолютизм.

( сл. 13)

Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

8. Домашнее задание:

Параграф 21, записи в тетради. Вопрос №3 в оранжевой рамке письменно.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.