Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе «Орфоэпические нормы русского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чинар»
Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе
«Орфоэпические нормы русского языка»
Подготовил: учитель русского языка и литературы, родного (русского) языка
Первой квалификационной категории
Исмаилова Зарема Ибрагимова
2021 г.
Тема: Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы.
Цели урока:
формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
познакомить с отдельными правилами орфоэпии;
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
воспитывать культуру речи
Ход урока.
1.Организационно-мотивационный этап.
1.Приветствие обучающихся.
2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:
"Старший молвил: "Что за диво!
Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал. Кто же?
Выдь и покажися, С нами честно подружися"".
"И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была".
А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?
"Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:"
Вывод: Оказывается, ребята, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие.
Сегодня мы с вами повторим особенности русского ударения, орфоэпические нормы. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.
3. Основная часть урока. Актуализация знаний.
1) Работа в парах.
Прочитайте слова: вести, готов, жаркое, кружка, уже.
Запишите с ними словосочетания, поставьте в них ударения:
Грустные вЕсти, вестИ за собой;
Собрание гОтов, готОв к бою;
Жаркое лето, жаркОе на ужин;
крУжка из фарфора, нет кружкА;
Становится Уже, ужЕ выполнили.
Проверка.
2) Лекция
Как называются слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся произношением? (омографы)
Приведите примеры омографов.
Как мы видим, в этом ключевую роль играет ударение.
Какая наука изучает ударение? ОРФОЭПИЯ.
Ещё в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душою речи». Однако наука о языке долго не обращала внимания на ударение как на объект изучения. В 1927 году Д.Н.Ушаков говорил о том, что «установленных правил ударения нет». Только в 60-ые годы 20 века появились серьёзные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии (работы Р.И.Аванесова, В.В.Колесова, В.Л.Воронцовой, В.А.Редькина и др.), издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение.
Все слова в русском языке можно разделить на слова, которые можно произносить и так, и так (творог), от этого не изменится значение; на слова, которые с изменением ударения, меняют свое значение (омографы). Такие слова можно понять только в контексте (в словосочетании). Но есть слова, которые произносятся только так и больше никак.
Чтобы не допустить ошибку, нужно знать ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ:
- правильная постановка ударения;
- верное произношение.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Исследовательская работа в парах.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
4) Обобщение и систематизация знаний
1. Работа с презентацией.
- Теперь давайте разберем слова, в которых часто допускаются ошибки:
Слайд:
1)КаталОг
2)крЕмы
3)бАнты
4)тОрты
5)шАрфы
6) завИдно (завИдую)
- Давайте прочитаем хором каждое слово по три раза.
2.Подводящий диалог.
- Ребята, очень хорошо помогает запомнить слова правильное использование сложных слов в стихотворных произведениях
- Например, знание строчек из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина не позволит допустить ошибку сразу в 2-х словах:
…Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется;
Зубчатый; надёжно ввинченный кремень
Взведён ещё…
- Итак, ритм будет подсказывать правильное ударение в каких словах?
(зубчАтый, кремЕнь )
- Послушайте следующее стихотворение:
Увезли забор и доски
Дом стоит на перекрёстке
Дом на солнце заблистал.
Украшает весь квартАл (А. Барто)
- Не правда ли, с помощью этих стихотворных примеров легче запомнить литературные нормы произношения?
3. Работа в парах: составить текст, включив в него максимальное количество слов из предложенного списка.
ПлЕсневеть, Искра, облегчИть, принУдить, щавЕль, лАтте, кУхонный, включИшь, кулинАрия, тЕфтели, мастерскИ, обеспЕчение, откУпорить, слИвовый, бАрмен, мозаИчный, повторЁнный, поделЁнный, мизЕрный, асимметрИя.
4.Ролевая игра «Диктор».
А теперь я приглашаю вас принять участие в ролевой игре «Диктор».
Вам нужно прочитать предложение и, самое главное, правильно поставить ударение.
(Учащиеся читают предложения, остальные оценивают и обсуждают ошибки при наличии)
1.Мы позвоним вам завтра.
2. В Москве открылся новый завод по производству жалюзи.
3.Продукты перед новым годом мы рекомендуем приобретать на оптовой базе.
4. В Ульяновске был произведён косметический ремонт остановки «Путепровод»
5.Фирма пустила в тираж каталог своей новой продукции.
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Самостоятельная работа (Работа по карточкам) с последующей взаимопроверкой.
Поставьте ударения в словах.
Акрополь, баловать, брала, клала, включишь, дразним, досочка, загнутый, иксы, издревле, коклюш, ломота, местностей, почестей, неправы, опошлят, принудить, прозорливый, включенный.
6) Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем «По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» (А.П.Чехов), «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н.Толстой), «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И.Куприн), используя слова из орфоэпического словаря; выполнить задание А 1 ЕГЭ (10 вариантов)
7) Рефлексия.
1.Подбор фразеологизмов.
Ребята, предлагаю вам составить предложение, используя фразеологизм, подходящий к сегодняшнему уроку, начинающийся со слов:
Сегодня на уроке я…
(- спустя рукава
- краем уха
- как рыба о лед
- шевелить мозгами
- ловить ворон
- комар носа не подточит
- в два счета
- войти во вкус
- зарубить на носу
- держать ухо востро)
8) Подведение итогов.
1.Выводы по этапу «Рефлексия». Оценивание устных и письменных ответов.
В заключение нашего урока мне хочется вспомнить высказывание, которое попалось мне на глаза в одной из социальных сетей: «Есть три вещи, которые можно ненавидеть вечно: длинные очереди, час пик и неправильное ударение в слове « звонит»».
И, конечно, необходимо помнить, что речь человека всегда служит яркой и безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исследовательская работа.
Задание: Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод.
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог.
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота.