Конспект урока русского языка на тему «Сжатое изложение с изменением формы лица» (5 класс)
Тема урока: Сжатое изложение с изменением формы лица.
Цели: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения темы урока: «Изложение с изменением лица»
Задачи:
Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, потребности в сохранении красоты окружающего мира, уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов мира.
Планируемые результаты
Метапредметные: извлечение и интерпретация фактической информации из текстов разных видов (сплошных и несплошных); владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные: знать особенности написания сжатого изложения, основные способы сжатия текста; излагать исходный текст с изменением формы лица рассказчика.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание чувства ответственности за собственные результаты учебной деятельности и в условиях взаимодействия в парах.
Тип урока: урок развития речи.
Технология: технология критического мышления
Методы и приёмы: приемы, направленные на формирование ЧГ (извлечение информации из несплошного текста – анализ переписки в соцсетях); «Истинные-ложные утверждения»), создание мини-проекта - написание сжатого изложения с изменением лица рассказчика.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Сценарий урока
1.Организационный момент. Оформление рабочей тетради (число, классная работа) (слайд 1)
2.Актуализация знаний. Мотивационный этап.
1.Стадия вызова. Загадка.
Наш сегодняшний урок я начну с загадки: «В Чехии его называют снежинкой. Англичане - снежной каплей или снежной сережкой; немцы — снежным колокольчиком. В Болгарии его называют задирой, в Италии - снегосверлителем, научное название – галантус. А как его называют в России? О каком весеннем цветке идет речь?»
-Что вы знаете об этом цветке? (слайд 2)
-Чтобы немного расширить представление об этом растении, предлагаю вступить в сообщество любителей подснежников. Откройте на планшетах файл с выдержками из переписки участников этого сообщества. Внимательно прочитайте.
2.Задание на формирование читательской грамотности.
Подснежники
512 участников
Вступить в группу
Все записи Записи сообщества ПоискОльга
Девочки, завидуйте! Нарвала сегодня целый букет!
Красивые!!! Везёт кому-то!
Злючка
Не думаю, что повезло. Подснежник в доме - к болезни близкого человека.
Не жалко? Большинство видов подснежников занесено в Красную Книгу, и собирать эти цветы нельзя.
Веселинка
Верно! Любуйтесь хрупкими и нежными цветами издали! А 19 апреля можно отметить красивый весенний праздник - День подснежника!
Кто знает? В Тюменской области есть настоящие подснежники? Такие, как у Маршака в «Двенадцати месяцах»?
Знайка-зазнайка
Нет, они растут только в Европейской части России. В Тюменской области подснежником называют прострел желтеющий. Это цветок с желтыми, белыми, а иногда и фиолетовыми бутонами.
Иван
Моя бабушка говорит, что если увидеть в лесу подснежник, то это предвещает скорое исполнение самых заветных желаний.
Колдунья
Хотите – верьте, хотите-нет…
1.Белые подснежники защищают от нечистой силы. И поэтому их принято сажать у входа в дом.
2.Если девушка находила в лесу подснежники, то это предвещало ей встречу с суженым и скорую свадьбу. Юношам подснежник обещал исполнение самых светлых надежд и затаённых желаний.
3. Английские офицеры считали, что если подснежник носить в петлице мундира, то он сбережет от ран.
Беседа
-Что нового вы узнали о подснежниках? (слайд 4)
-Кто из участников сообщества утверждает, что подснежник - волшебный цветок? (Злючка, Иван, Колдунья)
-Кто из участников беседы основывается на точных научных фактах? Докажите (Знайка-зазнайка).
3.Изучение новой темы. Подготовка к написанию сжатого изложения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной легендой, в которой рассказывается о происхождении этого удивительного цветка. На основе этой легенды мы будем выполнять творческое задание.
Легенда о подснежнике (слайд 5)
(Слайд 6) Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству (слайд 7).
И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес (слайд 8).Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться (слайд 9)
Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу (слайд 10). Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала (слайд 11).
Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег, и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники (слайд 12). По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.
1.Первичное восприятие текста легенды.
-Понравилась ли вам легенда? Как в ней объясняется, откуда появились подснежники?
-Теперь, ребята, посмотрим, насколько внимательно вы слушали легенду. Выполните задание. Откройте планшеты и перейдите по указанной ссылке https://wordwall.net/ru/resource/63137077/сжатое-изложение-с-изменением-формы-лица-укажите-истинные-и на задание, созданное на образовательной платформе Wordwall. Выполните задание в парах.
Укажите истинные и ложные утверждения.
1.Домик осиротевших брата и сестры находился у реки(-)
2.Брат занимался охотой(+)
3.Леший объезжал свои владения на хромом вепре(-).
4.Путь девушка помечала с помощью бус из морского жемчуга(-).
5.Бусы из жемчуга достались девушке от матери(+).
6.Жемчужины бесследно проваливались в снег(+).
7.Над горем сироты сжалилось солнце(+).
8.Подснежники выросли на месте рассыпанных жемчужин(+).
9.Леший испугался расправы и убежал из своей пещеры(-)
10.Слезы девушки превращались в подснежники(-)
Оцените свою работу(слайд 13)
«5» -0 шибок,
«4»- 1 ошибка,
«3» -2 ошибки.
-Какие фактические ошибки были допущены в этих утверждениях?(слайд 14)
1.Домик осиротевших брата и сестры находился у реки.
3.Леший объезжал свои владения на хромом вепре.
4.Путь девушка помечала с помощью бус из морского жемчуга.
9.Леший испугался расправы и убежал из своей пещеры.
10.Слезы девушки превращались в подснежники
2. Беседа
-Определите тему легенды. О чем идет речь в этой легенде? (О происхождении подснежников).
-Какова основная мысль этой легенды? (Солнце и подснежники помогли брату найти сестру, одержать победу над злом. Подснежники подарили девушке надежду на спасение).
-Определите тип речи. Докажите (повествование)
-От какого лица ведется повествование? (от 3-го)
-Сегодня мы попробуем написать сжатое изложение этой легенды, но с изменением лица рассказчика. Как вы думаете, от какого лица мы будем писать изложение?(от 1-го лица)
-Что такое изложение? Сжатое изложение? (Выбираем только самое главное, исключаем подробности). Зачем нужно учиться излагать мысли сжато? (уметь улавливать самую суть, подготовиться к ОГЭ).
-Как можно текст сократить? Рассмотрим основные способы сжатия текста, которые представлены на слайде (слайд 15).
-На ваших столах лежат цветные конверты. Откройте их и посмотрите, от лица какого героя вы будете вести повествование.
-Работаем в парах. Начало изложения у вас есть уже в рабочих листах. Ваша задача продолжить текст, но с условием: не более 5-6 предложений.
1 «Изложение легенды от лица брата» (пример изложения)
Однажды я пошел на охоту, а моя сестра осталась дома. Она решила набрать снега почище и помыть полы в горнице.
Взяла она два ведра и отправилась в лес. А леший ее приметил, схватил и повез в свою берлогу. Да только сестрица моя не растерялась, порвала веревочку бус и стала жемчужины по пути бросать. Только жемчужины проваливались в снег. Солнышко сжалилось над ней и превратило жемчужины в подснежники. Вот по ним я и нашел свою сестру и спас от коварного лешего.
2 «Изложение легенды от лица сестры»
Мой брат отправился на охоту, а я решила набрать снега почище и вымыть пол в горнице.
3 «Изложение легенды от лица лешего»
Как-то раз объезжал я свои владения на хромом волке и увидел красивую девушку, которая набирала в лесу в ведра снег.
4 «Изложение легенды от лица солнышка»
Как-то раз вижу я с небес, как идет по лесу с двумя ведрами девушка. Ей чистого снегу набрать нужно было, чтобы полы помыть. Смотрю, а к девушке старый леший подбирается…
3.Представление результатов творческих работ. Обсуждение.
4. Рефлексия (слайд 16)
Вначале урока мы говорили о том, что подснежник исполняет желания. Какое желание вы бы загадали не только для себя, но и для своих друзей, одноклассников? Завершите фразу: «Мой подснежник обязательно подарит всем…»
5.Домашнее задание (слайд 17)
На выбор: «4» - найти и прочитать другую легенду о подснежнике и подготовить подробный пересказ; «5» - придумать стихотворение о подснежнике по данному началу:
Подснежник-жемчужина леса,
Подснежник-посланник весны…
(не менее 2 четверостиший); или выполнить задание по тексту в прикрепленном файле
Презентация к уроку на тему "Сжатое изложение"PPT / 16.52 Мб