Конспект урока русского языка на тему «Сжатое изложение с изменением формы лица» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 7 February

Тема урока: Сжатое изложение с изменением формы лица.

Цели: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения темы урока: «Изложение с изменением лица»

Задачи:

Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.

Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе, потребности в сохранении красоты окружающего мира, уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов мира.

Планируемые результаты

Метапредметные: извлечение и интерпретация фактической информации из текстов разных видов (сплошных и несплошных); владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: знать особенности написания сжатого изложения, основные способы сжатия текста; излагать исходный текст с изменением формы лица рассказчика.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание чувства ответственности за собственные результаты учебной деятельности и в условиях взаимодействия в парах.

Тип урока: урок развития речи.

Технология: технология критического мышления

Методы и приёмы: приемы, направленные на формирование ЧГ (извлечение информации из несплошного текста – анализ переписки в соцсетях); «Истинные-ложные утверждения»), создание мини-проекта - написание сжатого изложения с изменением лица рассказчика.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

Сценарий урока

 

1.Организационный момент. Оформление рабочей тетради (число, классная работа) (слайд 1)

2.Актуализация знаний. Мотивационный этап.

1.Стадия вызова. Загадка.

Наш сегодняшний урок я начну с загадки: «В Чехии его называют снежинкой. Англичане - снежной каплей или снежной сережкой; немцы — снежным колокольчиком. В Болгарии его называют задирой, в Италии - снегосверлителем, научное название – галантус. А как его называют в России? О каком весеннем цветке идет речь?»

-Что вы знаете об этом цветке? (слайд 2)

-Чтобы немного расширить представление об этом растении, предлагаю вступить в сообщество любителей подснежников. Откройте на планшетах файл с выдержками из переписки участников этого сообщества. Внимательно прочитайте.

 

2.Задание на формирование читательской грамотности.

t1707289914aa.jpg

Подснежники

512 участников

Вступить в группу

Все записи Записи сообщества Поиск

Ольга

14 марта 2023 · в Подснежники

Девочки, завидуйте! Нарвала сегодня целый букет!

t1707289914ab.jpg

Завистница t1707289914ac.png

14 марта 2023 · в Подснежники

 

Красивые!!! Везёт кому-то!

 

Злючка

14 марта 2023 · в Подснежники

Не думаю, что повезло. Подснежник в доме - к болезни близкого человека.

 

Павел

14 марта 2023  в Подснежники

Не жалко? Большинство видов подснежников занесено в Красную Книгу, и собирать эти цветы нельзя.

 

Веселинка

14 марта 2023  в Подснежники

Верно! Любуйтесь хрупкими и нежными цветами издали! А 19 апреля можно отметить красивый весенний праздник - День подснежника!

 

Алёнка

14 мар 2023 · в Подснежники

Кто знает? В Тюменской области есть настоящие подснежники? Такие, как у Маршака в «Двенадцати месяцах»?

Знайка-зазнайка

14 мар 2023 · в Подснежники

Нет, они растут только в Европейской части России. В Тюменской области подснежником называют прострел желтеющий. Это цветок с желтыми, белыми, а иногда и фиолетовыми бутонами.

t1707289914ad.jpg

Иван

14 мар 2023 · в Подснежники

Моя бабушка говорит, что если увидеть в лесу подснежник, то это предвещает скорое исполнение самых заветных желаний.

Колдунья

14 мар 2023 · в Подснежники

Хотите – верьте, хотите-нет…

1.Белые подснежники защищают от нечистой силы. И поэтому их принято сажать у входа в дом.

2.Если девушка находила в лесу подснежники, то это предвещало ей встречу с суженым и скорую свадьбу. Юношам подснежник обещал исполнение самых светлых надежд и затаённых желаний.

3. Английские офицеры считали, что если подснежник носить в петлице мундира, то он сбережет от ран.

Беседа

-Что нового вы узнали о подснежниках? (слайд 4)

-Кто из участников сообщества утверждает, что подснежник - волшебный цветок? (Злючка, Иван, Колдунья)

-Кто из участников беседы основывается на точных научных фактах? Докажите (Знайка-зазнайка).

3.Изучение новой темы. Подготовка к написанию сжатого изложения.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной легендой, в которой рассказывается о происхождении этого удивительного цветка. На основе этой легенды мы будем выполнять творческое задание.

Легенда о подснежнике (слайд 5)

(Слайд 6) Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству (слайд 7).

И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес (слайд 8).Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться (слайд 9)

Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу (слайд 10). Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала (слайд 11).

Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег, и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники (слайд 12). По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

1.Первичное восприятие текста легенды.

-Понравилась ли вам легенда? Как в ней объясняется, откуда появились подснежники?

-Теперь, ребята, посмотрим, насколько внимательно вы слушали легенду. Выполните задание. Откройте планшеты и перейдите по указанной ссылке https://wordwall.net/ru/resource/63137077/сжатое-изложение-с-изменением-формы-лица-укажите-истинные-и на задание, созданное на образовательной платформе Wordwall. Выполните задание в парах.

Укажите истинные и ложные утверждения.

1.Домик осиротевших брата и сестры находился у реки(-)

2.Брат занимался охотой(+)

3.Леший объезжал свои владения на хромом вепре(-).

4.Путь девушка помечала с помощью бус из морского жемчуга(-).

5.Бусы из жемчуга достались девушке от матери(+).

6.Жемчужины бесследно проваливались в снег(+).

7.Над горем сироты сжалилось солнце(+).

8.Подснежники выросли на месте рассыпанных жемчужин(+).

9.Леший испугался расправы и убежал из своей пещеры(-)

10.Слезы девушки превращались в подснежники(-)

 

t1707289914ae.png

 

Оцените свою работу(слайд 13)

«5» -0 шибок,

«4»- 1 ошибка,

«3» -2 ошибки.

-Какие фактические ошибки были допущены в этих утверждениях?(слайд 14)

1.Домик осиротевших брата и сестры находился у реки.

3.Леший объезжал свои владения на хромом вепре.

4.Путь девушка помечала с помощью бус из морского жемчуга.

9.Леший испугался расправы и убежал из своей пещеры.

10.Слезы девушки превращались в подснежники

 

 

2. Беседа

-Определите тему легенды. О чем идет речь в этой легенде? (О происхождении подснежников).

-Какова основная мысль этой легенды? (Солнце и подснежники помогли брату найти сестру, одержать победу над злом. Подснежники подарили девушке надежду на спасение).

-Определите тип речи. Докажите (повествование)

-От какого лица ведется повествование? (от 3-го)

-Сегодня мы попробуем написать сжатое изложение этой легенды, но с изменением лица рассказчика. Как вы думаете, от какого лица мы будем писать изложение?(от 1-го лица)

-Что такое изложение? Сжатое изложение? (Выбираем только самое главное, исключаем подробности). Зачем нужно учиться излагать мысли сжато? (уметь улавливать самую суть, подготовиться к ОГЭ).

-Как можно текст сократить? Рассмотрим основные способы сжатия текста, которые представлены на слайде (слайд 15).

-На ваших столах лежат цветные конверты. Откройте их и посмотрите, от лица какого героя вы будете вести повествование.

-Работаем в парах. Начало изложения у вас есть уже в рабочих листах. Ваша задача продолжить текст, но с условием: не более 5-6 предложений.

 

1 «Изложение легенды от лица брата» (пример изложения)

Однажды я пошел на охоту, а моя сестра осталась дома. Она решила набрать снега почище и помыть полы в горнице.

Взяла она два ведра и отправилась в лес. А леший ее приметил, схватил и повез в свою берлогу. Да только сестрица моя не растерялась, порвала веревочку бус и стала жемчужины по пути бросать. Только жемчужины проваливались в снег. Солнышко сжалилось над ней и превратило жемчужины в подснежники. Вот по ним я и нашел свою сестру и спас от коварного лешего.

 

2 «Изложение легенды от лица сестры»

Мой брат отправился на охоту, а я решила набрать снега почище и вымыть пол в горнице.

 

3 «Изложение легенды от лица лешего»

Как-то раз объезжал я свои владения на хромом волке и увидел красивую девушку, которая набирала в лесу в ведра снег.

 

4 «Изложение легенды от лица солнышка»

Как-то раз вижу я с небес, как идет по лесу с двумя ведрами девушка. Ей чистого снегу набрать нужно было, чтобы полы помыть. Смотрю, а к девушке старый леший подбирается…

3.Представление результатов творческих работ. Обсуждение.

4. Рефлексия (слайд 16)

Вначале урока мы говорили о том, что подснежник исполняет желания. Какое желание вы бы загадали не только для себя, но и для своих друзей, одноклассников? Завершите фразу: «Мой подснежник обязательно подарит всем…»

5.Домашнее задание (слайд 17)

На выбор: «4» - найти и прочитать другую легенду о подснежнике и подготовить подробный пересказ; «5» - придумать стихотворение о подснежнике по данному началу:

Подснежник-жемчужина леса,

Подснежник-посланник весны…

(не менее 2 четверостиший); или выполнить задание по тексту в прикрепленном файле
 


 


 


Презентация к уроку на тему "Сжатое изложение"PPT / 16.52 Мб


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации