12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калашникова Валентина Владимировна42
Россия, Иркутская обл., Ангарск





Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Учитель: Калашникова В.В

Тема урока

«Сказуемое и его типы».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Содержательная цель

Сформировать систему новых понятий, связанных с изучением сказуемого и его типов;

Деятельностная цель

Формирование универсальных учебных действий, необходимых при изучении темы «Сказуемое»

Задачи

Образовательные: повторить имеющиеся знания о сказуемых и способах их выражения; дать понятие о типах сказуемых в зависимости от их строения и значения; научить отличать типы сказуемых, употреблять их в речи;

Развивающие развивать организационные навыки самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе; развивать логическое мышление (сравнивать, обобщать, анализировать); развивать умение корректировать результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность в поиске достижения цели, дисциплинарные навыки; интерес к предмету «русский язык».


Образовательные ресурсы, оборудование, материалы

Учебник «Русский язык» 8 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др), тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация.

Использование педагогических технологий, методов и приемов

На уроке использовалась технология критического мышления, ИКТ и здоровьесберегающая технология.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия

Сказуемое, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.




Планируемые результаты

Познавательные УУД: извлекают информацию из текстов, умеют структурировать её, строить на основании её устные и письменные высказывания; умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя учебник; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение;

Регулятивные УУД: умеют прогнозировать, определять и формулировать цель урока, оценивают уровень владения учебным действием;

Коммуникативные УУД: строят продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражают мысли и оценивают свою и чужую речь, умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: способны к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.




Приёмы, цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД


1 этап: Мотивация к учебной деятельности


Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.






«Погружение в тему»

Цель этапа: установить тематические рамки.


- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!



Запись в тетрадь:

Число.

Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

На слайде эпиграф

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Леонардо Да Винчи


- Как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника? (на слайде портрет художника и картина «Мона Лиза»)


Сегодня мы тоже будем закладывать семена знаний, которые обязательно прорастут, если вы будете старательны.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Осознают потребность и готовность к образованию.























Вступают в диалог с учителем





Личностные УУД:

сформированность потребности в самовыражении и самореализации

Коммуникативные УУД: совместно договариваются о правилах поведения и общения, оформляют свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД:

умение строить речевое высказывание, умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.










Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества.


2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


«Верно-неверно»

Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Дает задание на повторение пройденного в форме игры «Светофор» (красная карточка - не согласен с утверждением, зеленая - согласен)

1)Верно ли, что синтаксис-раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений?

2) Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение.

3)Верно ли, что грамматическая основа может состоять только из сказуемого или подлежащего?

4) Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым.

5) Верно ли, что сказуемое может быть выражено существительным?

5. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом.

6) Верно ли, что подлежащее и сказуемое можно отделить друг от друга тире?

9)Верно ли, что сказуемое подчёркивается волнистой линией?


Оцените своего соседа по парте.

-Как вы выполнили? Сколько правильных ответов?

-Поднимите уроки, кто ответил правильно на 50%?

А кто больше половины верно ответил?

Поднимают карточки, оценивают степень своей подготовки.





Выполняют работу.




Анализируют высказывания. Определяют их истинность. и ложность.














Осуществляют самооценку и взаимооценку.




Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.






Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.






Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.


3 этап. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока и целеполагание.


«Корзина идей»

Цель этапа: активизация мыслительной деятельности






«Целеполагание»

Цель этапа: постановка учебных целей и задач

- Вижу, что вы готовы к выполнению трудного задания, которое заключается в следующем:

Найдите сказуемые

1. Я готовлюсь к зачёту.

2. Сегодня я хотел ощутить прохладу.

3. Вода казалась тёплой.



Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись? С помощью ключевых слов сформулируйте цели урока.

 Повторим…
 Изучим…
 Узнаем…
 Проверим…


Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?




Версии учеников

Выдвигают версии. Учитель все принимает и называет правильно.





Формулируют тему.

На доске оформляется запись:

Сказуемое

1. Типы сказуемых?

2.Строение и особенности?

3.Способы выражения?



Определяют и записывают тему урока «Сказуемое и его типы»



Регулятивные УУД: умение выдвигать версии, средства достижения цели, планировать результат.





Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебных целей и задач.


4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)


«Учебно-исследовательская деятельность»

Цель этапа: ввести понятия «сказуемое», «типы сказуемых» в ходе исследовательской деятельности




















Приём «Кластер»

Цель: запомнить теоретический материал по теме, структурировать знания.







-Предлагаю вашему вниманию высказывания известных лингвистов.

Фёдор Иванович Буслаев: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Алексей Александрович Шахматов: «Сказуемое-это словесное выражение зависимого от подлежащего представления».

-Как вы понимаете слова Ф.И.Буслаева и А.А.Шахматова?

-Что общего в их высказываниях?

-Прочитаем определение сказуемого в учебнике стр 141-142 и составим кластер «Сказуемое и его типы».


Учитель или подготовленный ученик после объяснений учащихся комментирует кластер.



-Определите тип сказуемого в предложениях и включите в кластер.






Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.


Создание алгоритма определения сказуемого.

Отвечают на поставленные вопросы, сравнивают два высказывания и обобщают.


В обоих высказываниях говорится о сказуемом, его роли в предложении, взаимосвязи с подлежащим.


Работают в 6 группах по составлению кластера по определениям в учебнике.


Для этого приготовлены листы формата А4, фломастеры

Делают самостоятельные выводы о сказуемом и его типах.




t1701604326aa.jpg

Готовлюсь хотел ощутить казалась теплой


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.


Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.


Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета


Здоровьесберегающая пауза


Цель: снять напряжение, дать возможность расслабиться. отдохнуть.

-Ребята, а теперь мы немного отдохнём. Выполним физические упражнения, но с синтаксическим уклоном.

Нужно встать рядом со своей партой.

Если найдёте в предложении простое глагольное сказуемое-вы поворачиваетесь направо, составное глагольное сказуемое-налево, а составные именные сказуемые-кругом.

Молодцы!

Выполняют упражнения.

1) В теннис я начал играть пять лет назад. 2) Ошибка была несущественна. 3) Чтение книг – лучший способ развить фантазию. 5) Моя подруга всегда хотела стать лучшей в своем деле. 6) Александр Бебрис – лучший преподаватель английского языка.

Личностные УУД: умение применять способы снятия напряжения, концентрации внимания.





5. Реализация построенного проекта.


"Логические поисковые задания"

Найди «лишнее».

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.


-Ребята, сейчас, зная, сказуемое и его типы, пользуясь кластером, найдите4 лишнее . Аргументируйте свой ответ.


1) В клетке соловей перестал петь. 2) Команда будет выступать на своём поле. 3) Мы будем рады видеть вас у себя. 4) Оксана любила покрасоваться


А в это время 3 человека выйдут к доске и выполнят индивидуальное задание.

Подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого, его состав и способ выражения.

1.Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея.

2.До поездки оставалось несколько недель.

3.Нужно было тщательно подготовиться.


.Работа в парах.

Находят «лишнее» сказуемое, аргументируют свой выбор.

Записывают в тетради и на доске.



Индивидуально выполняют 3 человека у доски






Находят грамматическую основу в предложениях, определят тип сказуемых, их состав и способ выражения.

(СИС)

(ПГС)

(СГС)

Личностные УУД: развитие познавательных, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения,
построение монологического высказывания.


6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Приём «Проблемный поиск»

Цель:

Задания в группах: прочитать стихотворение А.Ахматовой., выписать сказуемые, определить их тип, способ выражения. Оформить в виде таблицы.

Вижу, вижу лунный лук

Сквозь листву густых ракит,

Слышу, слышу ровный стук

Неподкованных копыт.

Что? И ты не хочешь спать,

В год не мог меня забыть,

Не привык свою кровать

Ты пустою находить?

Не с тобой ли говорю

В остром крике хищных птиц,

Не в твои ль глаза смотрю

С белых, матовых страниц?

Что же кружишь, словно вор,

У затихшего жилья?

Или помнишь уговор

И живую ждешь меня?

Засыпаю. В душный мрак

Месяц бросил лезвие.

Снова стук. То бьется так

Сердце теплое мое.

Выполняют (в группах) задание на новый способ действий. проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.


ПГС

Способ выражения

СГС

Способ выражения

СИС

Способ выражения




















Познавательные:- использование знаково- символических средств;

Коммуникативные УУД: участие в диалоге; умение слушать и понимать других;


Регулятивные УУД:

-построение логической цепи рассуждений и доказательств -К.



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.



Цель: определить уровень усвоения знаний учащимися.


На уроке мы много говорили о типах сказуемых, а теперь проверим, как вы поняли материал, тем более что эта тема есть в экзаменационной работе и представляет собой синтаксический анализ текста. Это задание 2 ОГЭ по русскому языку.

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Вопросы, которые обычно называют вечными, встают перед человеком в подростковом возрасте, когда он начинает осознавать своё «я» как нечто отдельное от окружающего мира. (2) Именно в это время молодой человек задаётся вопросом о том, как наилучшим для себя образом построить отношения с миром. (З) Здесь, как и в остальном, нужна ясность, определённость: мы не любим половинчатые, расплывчатые ответы. (4)И один из главных вопросов, который возникает перед человеком, - вопрос о смысле жизни: зачем я живу?


Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)вопросы называются вечными (предложение 1)

2)как построить отношения (предложение 2)

3)мы не любим ответы (предложение 3)

4)который возникает (предложение 4)

5)которые называют вечными (предложение 1).


Пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Проверяют себя по эталону (презентация).




1.Вопросы встают, которые называют вечными, он начинает осознавать.

2.Человек задаётся вопросом, построить.

3.Нужна ясность, определённость, мы не любим.

4.Один из главных вопросов - вопрос, который возникает, я живу.


Предоставляется возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).

Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.



Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика.



8.Рефлексия и самоанализ

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.







Просит вспомнить, какие цели и задачи каждый ставил перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Обобщение. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах деятельности на уроке.

-Давайте вспомним эпиграф к сегодняшнему уроку

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Леонардо Да Винчи

- Какие типы сказуемых представлены в данном эпиграфе? - -Сколько всего типов, перечислите их. - Над какой проблемой мы работали на уроке? -Какой вывод мы можем сделать? -С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? -Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Ребята, благодарю вас за урок!

Рефлексия. -Оцените свою работу на уроке. На волшебной доске вы видите круги, которые превратятся в сердцевины волшебных цветов, когда вы добавите к ним лепестки. Оранжевый (урок очень понравился, я понял тему) Зеленый (я научился новому, но остались вопросы) Фиолетовый (было сложно, хочу задать вопросы).

Анализируют работу на уроке. определяют уровень достижения цели. Оценивают свою работу



Личностные УУД:

Самооценка Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.



9. Домашнее задание



«Вариативность»

Цель этапа:

разъяснить домашнюю работу, учитывая индивидуальные особенности детей.

Объясняет домашнее задание (дифференцированное) 1 тип задания : выполнить упражнение 180 (стр.142) из учебника.

2 тип задания :написать творческую работу в форме небольшого сочинения о доброте, используя сказуемые всех типов.


Записывают домашнее задание. Выбирают то задание, которое им кажется более важным и интересным.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.