Конспект урока русского языка в 4 классе «Что такое однородные члены предложения?»
Дата: __________
Что такое однородные члены предложения?
Цель: развивать умение находить в предложении однородные члены предложения; учить определять, каким членом предложения они являются.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения и исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные: ставить учебную задачу, выполнять её и оценивать по предложенным критериям.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой:
- Пожелайте себе успехов. Скажите себе: «Я буду внимательным, буду думать, буду размышлять и стараться».
Словарная работа:
- Запишите отгадки:
Конструирует машины, корабли, станки, игрушки,
небоскрёбов всех махины, самолёты, краны, пушки.
И решит любой пример! Дети – это … (инженер).
Дорога, обсаженная деревьями или кустарниками (аллея).
Два братца не могут расстаться, ночью к порогу, утром в дорогу (ботинки).
Я зашёл в зелёный дом,
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро – в городе другом (вагон).
Там сходятся земля и небо
Над ним горит огнём заря
К нему идут – никто там не был.
Все знают: круглая Земля (горизонт).
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду (корабль).
За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметный ложится,
Там буйно потом урожай колосится (сеялка).
Это что за аппарат?
Говорить с тобой он рад…
Ты по улице идёшь
И беседу с ним ведёшь (телефон).
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний:
- Откройте учебник на с. 25. Какой раздел мы начнём изучать? Что узнаем? Чему будем учиться?
- Прочитайте первую тему раздела.
- В третьем классе мы уже начинали знакомиться с этой темой. В этом учебном году мы продолжим над ней работать. Для начала я предлагаю вам проверить, что вы помните по этой теме. У каждого на столе лежит карточка с высказываниями. Заполните сейчас только первый столбик «До изучения темы», записав ответ «да/нет». После работы над этой темой вы ответите на эти же вопросы ещё раз, только уже записав ответы во второй столбик «После изучения темы».
Высказывание | до | после |
изучения темы | ||
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. |
|
|
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены. |
|
|
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. |
|
|
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. |
|
|
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой. |
|
|
Изучение нового материала:
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Ветер срывал листья. Ветер кружил листья.
- Что интересного увидели? Можно ли заменить эти предложения одним? Каким? Запишем его.
Ветер срывал и кружил листья.
- Подчеркните основу.
- О чем говорится в этом предложении? (О ветре).
- Сколько получилось сказуемых? (Два.)
- Сколько подлежащих? (Одно).
- Прочитаем правило на с. 26 учебника.
- В нашем предложении - однородные сказуемые.
- Попробуйте составить своё предложение в котором будут однородные подлежащие (Пример: Мама и папа ушли в магазин).
- Подчеркните основу.
- О ком или о чём говорится в этом предложении?
- Сколько получилось подлежащих?
- Сколько сказуемых?
Физминутка
Закрепление изученного:
- Работа над упр. 32 в учебнике на с. 26: В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова? Спишите только предложения с однородными членами предложения. (Списывают). Какие однородные члены предложения вам встретились в первом предложении? (Однородные сказуемые). Во втором? (Однородные подлежащие). В третьем? (Однородные подлежащие).
- Прочитаем правило на с. 27 учебника.
- Работа над упр. 33 в учебнике на с. 26.
Рефлексия:
- Вернитесь к работе с таблицей. Прочитайте ещё раз вопросы, запишите ответы во второй столбик «После изучения темы». Сделайте вывод.
– Закончите предложение, используя однородные члены.
Урок для меня был …, … и … .
Итог урока.
Домашнее задание: с. 27 упр. 34, выучить правила на с. 26-27 учебника.
Высказывание | до | после |
изучения темы | ||
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. |
|
|
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены. |
|
|
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. |
|
|
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. |
|
|
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой. |
|
|
Высказывание | до | после |
изучения темы | ||
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. |
|
|
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены. |
|
|
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. |
|
|
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. |
|
|
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой. |
|
|