12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Ольга Олеговна30

Урок русского языка 2 класса. Программа «Школа России»

Тема: безударные гласные в корне слова

Цель:

Формирование представления о написании безударных гласных в корне слова.

Открытие способа проверки безударной гласной с помощью представления о единственном и множественном числе слов.

Развитие наблюдательности за правописанием слов с безударными гласными.

Учить учебному сотрудничеству.

Воспитывать интерес к русскому языку, толерантное отношение к товарищам, умение слушать.

Оборудование: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» учебник 2 класс (1 часть), рабочая тетрадь, музыкальный фон для физминуток.


 

Ход урока

Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)

Актуализация знаний

Учитель: как всегда начинаем урок с минутки чистописания

Ааа еее ооо иии

Учитель: пишем красиво, следим за нижним соединением букв. Высота букв одинаковая.

Учитель: что вы можете сказать о записанных нами буквах?

Ученики: это гласные буквы

Учитель: а какими бывают гласные буквы?

Ученики: ударные и безударные.

Учитель: записываем слова, вставляя пропущенные буквы:

Моря́

Поля́

Земля́

Мосты̀

Зима́

Проверка с помощью сигнальных карточек.

Учитель: каким способом проверяем?

Ученики: поставили ударение, изменили форму слова.

Моря́ - мо́ре

Поля́ - по́ле

Земля́ - зе́мли

Мосты̀ - мост

Зима́ - зи́мы

Самооценка.

Учитель: в какой части слова сильная позиция?

Ученики: в корне слова. Значит данные нам слова с безударной гласной.

Учитель: а как мы её проверяем?

Ученики: мы изменяем форму слова, где безударная гласная встала в сильную позицию, то есть стала ударной.

Проблемная ситуация

Учитель: все ли слова смогли проверить таким способом?

Ученики: да.

Учитель: А теперь, пользуясь известным способом, вставьте безударные гласные в словах

По́в_р

Б_гу́н

Ученики: повар - повара́, бегун - бегуны́. Не можем, не проверяется.

Постановка учебной задачи.

Учитель: ребята, сформулируйте задачу нашего урока.

Ученики: нужно сформулировать правило, используя которое мы сможем проверять безударные гласные в корне слова в таких словах, где изменение формы слова не помогает.

Открытие нового способа действия

Учитель: ребята, поробуйте подобрать однокоренные слова к словам повар и бегун.

Ученики: по́вар - ва́рит, нава́р. Бегу́н - бег, бе́гать.

Учитель: от какого корня образованы эти слова?

Ученики: вар, бег

Учитель: послушайте, одинаково ли звучит гласный в корнях этих слов?

Ученики: да

Учитель: какой можно сделать вывод?

Ученики: безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово, где на эту гласную будет падать ударение. Таким образом мы вывели новый способ проверки безударной гласной в корне слова.

На заранее распределённые группы выдаются лист а4 и маркер. Свои рассуждения учащиеся фиксируют на бумаге:

 

Безударная гласная в корне слова

Шаг 1: измени форму слова.

Шаг 2: проверь, проверил ли ты безударную гласную

Шаг3: если проверка не удалась, подбери такое однокоренное слово, в котором безударная гласная встала в сильную позицию.

 

 


 


 


 


 


 


 


 

Оценка графических моделей.

Первичное закрепление.

Учитель: подберите к данным словам проверочные слова (ловушка):

Стрело́к - стре́лы

Светлячо́к - свет, све́тит

Лесни́к - лес, переле́сок

Проверка по образцу на доске

Учитель: приведите свои примеры на изученные способы проверки с безударной гласной.

Ученики: изменение формы слова:

Ведро́ - вёдра

Сова́ - со́вы

Нога́ - но́ги

Ученики: подбор однокоренного проверочного слова:

Смотре́ть - осмо́тр

Трясти́ - тря́ска

Взаимопроверка

Физминутка

Закрепление

Учитель: используя изученные способы проверки безударной гласной в корне слова, выполним ещё одну работу.

На доске записаны слова: м_рщины, нав_днение, л_се, г_ра, л_пить, г_ревать, зв_рей.

Учитель: распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, проверить которые мы можем подбором однокоренного слова, а во второй столбик слова, проверить которые мы можем, изменив форму слова.

Работа в группах

Мо́рщить - морщины

Во́дный - наводнение

Ле́пка - лепить

Го́ре - горевать


 

Го́ры - горе

Зверь - зверей

Го́ры - гора

Ли́сы - лисе

Лес - лесе

По 1 представителю от группы озвучивают результат работы группы. Взаимопроверка с использованием карточек «согласен», «не согласен».

Индивидуальная работа по карточкам

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы

Гр..за - грозный

гр..чи - грач

н..сы - носик

тр..ва - травы

р..ка - реченька

л..щи - лещ

л..цо - лица

в..лна - волны

Вставь пропущенные буквы

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

Вставь пропущенные буквы и запиши рядом проверочное слово

 Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка -  .................. д...ревья - .......................

уг...щать  - .................. ст...рожить - ...................

ш...лестеть  - ....................  

м...рской -   .......................

т...пло - ……………..


 

 


 

Рефлексия учебной деятельности

Учитель: какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Ученики: нам нужно было найти способ проверки безударной гласной в корне слова в тех случаях, когда изменение формы слова не помогает.

Учитель: мы решили нашу учебную задачу?

Ученики: да.

Учитель: что мы можем использовать в качестве помощника на уроках?

Ученики: нам поможет созданный нами графический помощник.

Домашнее задание:

Выбрать 10 слов с безударными гласными, записать в тетрадь с проверочными словами, используя графический помощник.


 


 

Заключение

Этот урок проводился в классе с разноуровневым восприятием детьми учебного материала. Моя цель была помочь учащимся в овладении выразительными средствами языка, обогащать словарный запас, развивать фонематический слух, воспитывать внимание. Развивать рефлексивные и контрольно-оценочные умения. На уроке я формировала умение находить способы проверки безударной гласной в корне слова, формулировать и выразительно озвучивать правило. Развивала умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Форма урока - постановка учебной ситуации, создавала учебно-познавательную мотивацию, интерес к содержанию предмета, к самому процессу обучения.

На уроке использовала системно-деятельностный подход. А именно совокупность приемов, способов и методов взаимодействия ребенка с предметом, как целостным множеством элементов, в предметном взаимодействии с ним. Работа проводилась в группах, самостоятельно.

Основные учебно-воспитательные задачи были реализованы с объяснением детьми новой темы урока, где посредством выполнения творческих заданий, дети вывели новые способы проверки безударной гласной в корне слова. Проверила умение находить слова с безударной гласной в корне слова.

Важным этапом стала проверка полученных знаний. В ходе опроса было выяснено, что тема урока усвоена. А рефлексия на заключительном этапе урока показала, что урок удался. Его структура была подчинена УУД и способствовала конечному результату урока.

При выведении новой темы учащиеся были активны, познавательный интерес был пробужден, это было видно по тому, как они участвовали в групповой и парной работе, как доказывали свои суждения. Считаю, что были соблюдены основные принципы дидактики.

Спрогнозируемый конечный результат урока достигнут, обучающиеся научились новым способам проверки безударной гласной в корне слова.

Урок был разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г. М. Просвещение;

Тихомирова Е.М. Методические рекомендации к учебному комплекту В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс;

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» учебник 2 класс (1 часть), «Просвещение 2023г.»


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.