Конспект урока «Весна, признаки весны»
Тема урока. Весна, признаки весны.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: расширить представления обучающихся о времени года весна и ее характерных признаках.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- проверить знания времен года;
- продолжить знакомить обучающихся с временем года — весна;
- расширить представления о приметах весны.
2) коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание путем подбора фраз, картинок, букв в слове;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза при выборе карточек и предметных картинок;
- развитие слухового восприятия путем умения на слух определять приметы весны.
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей чувство личной ответственности;
- воспитывать умение работать в команде;
- формировать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование и материалы: картинки с временами года, презентация, картинки с животными.
ХОД УРОКА
1. Организация обучающихся на урок
Проверка готовности обучающихся к уроку. Отчет дежурного.
Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
2. Повторение изученного материала
Игра «Разместить по порядку»
- Посмотрите на доску. Кажется, картинки с временами года перепутались. Давайте повесим картинки в правильном порядке.
- Год начинается с зимы, потом придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года.
- Послушайте загадку и попробуйте отгадать:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи,
день прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- После какого времени года наступает весна? (После зимы).
3. Введение в тему
Сегодня на уроке, мы поговорим о чем? (о весне)
Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.
4. Изучение нового материала
- Каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите по порядку весенние месяцы. (дети называют МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
Первый месяц весны это... МАРТ.
Какие изменения в природе мы наблюдали во время марта? Назовите.
Действительно.
Март – первый месяц весны. Вместе с ним приходят оттепели, тает снег, журчат ручьи, расцветают подснежники, начинают возвращаться первые птицы из далеких теплых краев. В воздухе начинает пахнуть свежестью. Народное название месяца – «ПРОТАЛЬНИК», поскольку начинает сходить снег, формируются проталины. Есть такая поговорка: «Март зиму ломает, новому сезону дорожку дарит».
Назовите второй месяц весны. АПРЕЛЬ.
Какие изменения в природе мы наблюдаем сейчас в апреле? Назовите.
Солнце выходит чаще и радует нас своими яркими лучами, которые поднимают настроение. Сугробы тают, по улицам течёт вода. Проглядывается первая трава. На ветвях деревьев набухают почки. Потихоньку распускаются некоторые цветы. Птицы возвращаются с юга и громко щебечут. Природа оживает! Апрель – середина весны, он находится между холодом и теплом, поэтому иногда бывает непредсказуем.
Народное название месяца – «СНЕГОГОН». В это время стремительно сходит с земли снежный покров и журчат ручьи.
Назовите третий месяц весны. МАЙ.
Май месяц люди называют ТРАВЕНЬ. Именно в мае всё вокруг покрывается зеленью, травой, цветами; на деревьях появляются листочки. Начинают цвести черемуха, сирень, яблоня, ландыши. Слышны пение соловья, кукование кукушки.
Игра «Четвертый лишний»
- Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему?
Давайте перечислим приметы весны? Дети перечисляют:
Ярче светит солнце.
Тает снег.
Из почек появляются листья.
Расцветают подснежники.
Прилетели грачи.
- А, кто из вас, ребята, скажет, почему тает снег? (солнечные лучи прогревают снег, и он тает).
- А, почему бегут ручьи? (снег тает на солнце и превращается в воду).
- А, почему прилетают птицы? (вместе с весной приходит тепло, и птицы возвращаются на свою родину).
- А, как вы думаете, почему пробуждаются животные от зимней спячки и появляются насекомые? (Солнце светит. Становится теплее, природа просыпается, а с ней и насекомые и животные).
Игра «Весенние приметы»
Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.
- Кружатся осенние листья
- Тают сосульки
- Дети купаются в речке
- Прилетели грачи
- Падает пушистый снег
- Появляются подснежники
- Птицы улетели в теплые края
- Ярче светит солнце
- На деревьях появляются листья
- Река затянулась льдом
- Дни стали длиннее
5. Физминутка
- Попробуйте ответить на вопрос. Кто приносит весну на крыльях? Птицы приносят весну на крыльях. А говорят так потому, что весной прилетают к нам из теплых стран перелетные птицы.
- А, кто из птиц прилетает к нам раньше всех? (Грач)
Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.
- А, кто же прилетает сразу после грача? (Скворец)
Для скворцов у нас в школе на деревьях повешены деревянные домики. Как они называются? (скворечники) Когда скворцы прилетают, они селятся в эти скворечники и выводят там птенцов.
- Следующими прилетают жаворонки.
А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Синица приносит лесу большую пользу, она уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.
- В разгар весны прилетают дрозды, зяблики.
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.
- Расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам. (не разорять гнезда, не трогать птенцов, не кричать, музыку громко не слушать)
- Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? Медведь, ежи просыпаются после долгой зимней спячки. Заяц меняет цвет своей шубки: с белой на серую.
- Весной у животных появляются детёныши.
Игра «Выбери правильно»
Найдите тех животных, которые просыпаются весной после зимней спячки.
6. Подведение итогов урока
- Наш урок подходит к концу. Закончим мы урок игрой.
Д\игра «Хитрые вопросы».
Подснежники распускаются зимой?
Птицы улетают на юг весной?
Весной дни короче, а ночи длиннее?
Черемуха зацветает осенью?
Весна начинается 1 апреля?
- Наш урок подошёл к концу. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Все молодцы!