Конспект урока «Ярмарка»
Раздел: « Труд земной»
Тема: «Ярмарка»
Цель: Развитие прочувствованного восприятия русских традиций, традиций ярмарки. Знакомство с чертами характера русского человека: широта души, щедрость, удаль, мастерство.
Задачи:
1.Закрепление понятий по теме труд земной: ткачихи рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, земледельцы.
2. Раскрытие понятий «ярмарка», «купец», «покупатель», «товар», «честная торговля»
3. Познакомить с особенностями русской ярмарки и особенностями русской души.
Ход урока:
(выходят 2 ученика, инсценируя русскую народную песню «Где был, Иванушка?»)
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка!
- Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы думаете, о чем мы будем с вами беседовать?
Ответы детей:
- о торговле
- о русских людях
- о ярмарке
Учитель: Молодцы, ребята! Подметили правильно суть нашего занятия.
Давайте с вами вспомним, что такое «ярмарка». Сначала ваши варианты….
Ответы детей:
-когда друг другу что –то продают
- обмениваются товарами, общаются
Учитель: Правильно. Давайте с вами обратимся к словарю С.И Ожегова, чтоб дать более полное определние слову (на доске слайд – определение слова «Ярмарка») .
«ЯРМАРКА - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время».
На прошлом занятии мы с вами говорили о народных умельцах, говорили о том, как искусно и с любовью они относились к своему любимому делу. Большое трудолюбие, как мы отмечали, требовалось при этом, выносливость и сила. Так вот все свои изделия они не хранили у себя, а продавали другим людям, даже порой иностранцам. На вырученные деньги приобретали тот товар, который был необходим именно им. В этом и заключалась суть ярмарки (слайд –фото ярмарки).
Давайте прочитаем с вами информацию учебника о ярмарке («Истоки», 2 класс, с. 74).
(Дети читают по цепочке).
Итак, что мы с вами узнали?
Ответы детей:
- что ярмарка располагалась либо на городской площади, либо на берегу реки, либо в центре села;
- что «ярмарка – это ещё и веселый праздник», во время которого мог приехать цирк, либо кукольный театр;
- что ярмарка служила «живой газетой».
Учитель: Молодцы, ребята. Верно подметили все особенности ярмарки. Скажите, какое ощущение возникло у вас при чтении о ярмарке?
Ответы детей:
- ощущение праздника;
- Захотелось там побывать;
- захотелось что-то купить;
Учитель: сейчас мы с вами ещё и посмотрим увлекательный мультик «Веселая ярмарка» (включается с 1, 5 минуты. Продолжительность 2 минуты).
Что мы с вами заметили на ярмарке?
Ответы детей:
-разнообразие товаров для всех возрастов;
- длинные прилавки;
- улыбки людей;
-праздник, веселое настроение у всех…
- красочность.
Учитель: Совершенно верно, также хочется добавить главное: Торговля на ярмарке должна идти честно, без обмана. Это был закон. Русская народная пословица гласит: «Торгуй, продавай, а Бога не забывай!» . В этом суть всего народа Руси.
А также ярмарки имели свои названия, давайте найдем с вами в учебнике на странице 76.
(Зачитывают второй и третий абзацы учебника).
А теперь мы с вами поиграем в игру «Ярмарка». Делимся на «купцов» и покупателей.
(Выставляются в ряды парты, выкладываются заранее приготовленные предметы, включается как фон песня «Коробочка», дети – «купцы» встают за парты и предлагают свой товар, произнося различные заклички).
Ученик 1: Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
Ученик 2: А почем у вас картошка?
Ученик 1: Да поторгуемся немножко…
Ученик 2: А товар у вас хорош?
Ученик 1: Тут уж точно не соврёшь,
Так и просится на стол –
А поставь ещё рассол
Вкусен будет твой обед,
Уж проверено сто лет….
(меняются ролями, учатся задавать вопросы относительно товара, торговаться, умение вести диалог…)
Учитель: Вот мы и скупились и повеселились. А теперь пора прощаться и домой возвращаться, чтобы приготовить вкусный обед.
Учитель
-О чём говорит перечень товаров ярмарок?
Ответы детей:
-Производилось всё необходимое в хозяйстве, видно, как кормила и одевала себя Россия, отражает жизнь крестьян и ремесленников, щедрость и широту характера русского народа- труженика.
Итог урока.
-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
-Какие чувства вызывает у вас слово «ярмарка»?
-Почему ярмарка сближала людей и страны?
-Какие черты русского характера отражала ярмарка?
Дети:
-Ярмарка-это обмен необходимыми в хозяйстве товарами.
Место, где можно отдохнуть и повеселиться
Ярмарка - живая газета.
Ярмарка – честная торговля.
Ярмарка – соединяла страны и людей.
Домашнее задание: Учебник стр.73-76, рабочая тетрадь стр. 22
(В заключение урока коробейники угощают детей сладостями)