Проект к уроку музыки «Ярмарка»
Проект: «Ярмарка»
Актуальность проекта: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы». Д. С. Лихачев
Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.
Проблема: отсутствие системных знаний об обычаях и традициях своей национальной культуры.
Цель: приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народным сюжетом.
Задачи:1. формирование системы знаний о русских народных традициях, о проведениях ярмарочных гуляний
2. знакомство с традиционными героями ярмарок (скоморохами)
3. воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
4. привлечение родителей к участию в празднике.
5. закреплять знания русских народных песен, игр
6. Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Предварительная работа:
1. Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
2. Подбор музыкального сопровождения для ярмарки.
3. Довести до сведения родителей важность этой проблемы и заинтересовать на участие в проекте.
4. Обогащение предметно-развивающей среды в группе. (минимузей, куклы в русских народных костюмах).
5. Разучивание закличек, игр.
6.Оформление зала для проведения ярмарки.
7.Изготовление поделок, рисунков.
Образовательная область «Речевое развитие».
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
1. М. Волошин «Осенью»;
2. Н. Сладков «Осень на пороге».
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Беседа на тему «Что такое ярмарка»
2. Д/и «Загадай, мы отгадаем»
Образовательная область «коммуникативно-личностное развитие»:
1. Консультации родителей о совместном с детьми творческом проекте.
2. Участие в конкурсе поделок.
3. Приготовление костюмов для детей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Рисунки и поделки на тему: «Осенние дары»
Организация выставки в течение недели.
Образовательная область «Физическое развитие».
Разучивание подвижных игр:
«Плетень», «Золотые ворота»
Продукт проекта: выставка детского и совместного с родителями творчества.
Методическая литература:
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
2. В. Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры 1987г.
4. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.
5. Интернет ресурсы.
Художественная литература:1. М. Волошин, «Осенью»;
2. Н. Сладков, «Осень на пороге».
Веселая ярмарка для подготовительной группы.
Зал украшен в народном стиле: расставлены столы, скамейки, прилавки( на них разложен товар)
Дети заходят змейкой в зал и поют песню «Ой, вставала я ранешенько» обработка и текст Т.Ротмистровской, потом встают врассыпную.
Ведущая:
Собирайся, народ,
Всех ярмарка зовёт!
Вас приглашает щедрая осень,
Приходите, милости просим!
Ждёт вас программа изрядная,
Весёлая, незаурядная.
Вас ждут дары осени славные,
Они на ярмарке самые главные.
Дети-продавцы зазывают:
1 . Народ собирается,
Ярмарка открывается.
2 . Ох, на ярмарке товару
Товару хватит всякого.
Подходи, не зевай,
Что нравится – выбирай!
3 . Загляни-ка к нам в палатку:
Вот конфеты, шоколадки!
4 . Калачи да булочки
Крендельки и бублички.
5 . Матрешки, платочки,
Шары цветные, носочки.
6 . Булавки, иголки,
Стальные приколки.
За один пучок
Плати пятачок.
7 . Вот орешки, хорошие орешки,
Вкусные на меду,
Давай в шапку накладу.
8 . Проходи, народ честной,
Старый, средний , молодой.
Покупай и продавай!
Денег нет? Тогда меняй!
Ведущий: Как у наших у ворот
Собирался весь народ
Разгуляться, веселиться
Друг на дружку подивиться.
Дети:
-Потешками насмешить,
- Хороводы водить,
- Исполнить пляски,
- Веселые шутки,
- Частушки, песни, прибаутки.
Ведущая: Ну и мы для всех сейчас
Пустимся в веселый пляс!
Хоровод «На горе-то калина» ( садятся)
Ведущая: Посмотрите все на диво,
Разукрашено красиво
Будем весело играть
И товары раскупать.
Ведущая: А кто же первый пойдет на базар?
Дети: Назар! Назар!
( девочка ведет мальчика за руку, у нее корзинка)
Девочка: Ты, Назар, ты Назар!
Поди-ка на базар.
Купи мне сарафан
Ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить
Ни зайцев ловить.
( Назар подходит к прилавку, выбирает сарафан, подносит девочке, она прикладывает его к себе, кладет в корзинку, идут на места)
Ведущая: Такой сарафан всегда пригодится.
А на базар еще идут две сестрицы
Две сестрицы-белолицы.
(Большая берет меньшую за руку, выводит на середину зала)
Старшая: А тари, тари, тари
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки-
Куплю Мане башмаки.
Останутся грошки
Куплю Маше ложки.
Продавец (ребёнок стоит за прилавком):
Ложки наши хоть куда, ими можно без труда
Кашу есть и по лбу бить, продадим их, так и быть!
Маша: Вы, мальчишки, подходите
И свой танец покажите .
Танец мальчиков с ложками «Ложки деревенские»
Ведущая: А вот и внучка с бабушкой пожаловали.
Тары-бары, тары-бары
Расторгуем все товары.
Бабушка: Поедем-ка ,внучка, на ярмарку гулять
Будем с тобою домик наживать.
Внучка: Где песня льется,
Там легче живется.
Запевайте песню шуточную,
Шуточную, да прибауточную.
Песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку» (врассыпную)
Ведущая: Девчонка с ярмарки идет
Корзины полные несет (девочка несет корзины, устала)
А навстречу ей Демьян
Словно яблочко румян ( мальчик с балалайкой выходит)
Мальчик: Утомилась ты в пути
Дай корзины донести (берет корзины)
Девочка: Ну, спасибо, что помог,
Ты хороший паренек.
Вед: 1,2,3,4,5 собрались мы поиграть.
Вейся, плетень, завивайся плетень
Завертись кружком, точно камешком.
Игра «Плетень»
(Под музыку появляется Петрушка с бубном.)
Петрушка: Тра-ля-ля, тра-ля-ля, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья.
Все по свету шел да шел,
Но куда же я пришел?
Дети: На ярмарку.
Петрушка: На ярмарку? А что тут можно делать?
Дети отвечают.
Петрушка: Дудочку себе куплю.
Очень музыку люблю (продавец приносит дудочку, но Петрушка не знает, как на ней играть : то переворачивает, то к уху прикладывает)
Ведущий: Эх, Петрушка, даже не знаешь, как на ней играть! Наши дети сейчас тебя научат как играть на музыкальных инструментах
Оркестр р.н.м.
Петрушка: Научили, научился
А хочу я поиграть:
Как скажу я хлоп-хлоп
Вы ногами топ-топ.
А скажу я топ-топ
Вы руками хлоп-хлоп!
Игра повторяется
Петрушка: А теперь, детвора, ждет вас русская игра. А игра - «Золотые ворота»
Игра « Золотые ворота»
(Петрушка начинает плакать)
Ведущая: Что с тобой скажи, Петрушка?
Петрушка: Я забыл купить ватрушку! (продавец дает ему)
Петрушка: Вот спасибо, мне пора! До свиданья, детвора!
Девочка: Эй, девчушки — хохотушки,
Заведите-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Частушки
(Выходят дети, берут игрушки с прилавка: кота, свинку, петушка, матрешки)
1. Мы на ярмарку ходили
Товары новые купили
Свою игрушку мы покажем
Потешку про нее расскажем.
2. Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
3.Если мы помоем хрюшке
Спинку, глазки, ножки, ушки
Скажет хрюшка нам хрю-хрю
От души благодарю.
4.Важный пестрый петушок
Гордо носит гребешок
На заре всегда встает
На работу всех зовет
5 реб: Эти русские матрешки
Разноцветные одежки
На секреты мастерицы
В старшей прячутся сестрицы
Сколько их там не поймешь
Если младшей не найдешь
Танец « Русские матрешечки»
Ведущая: А теперь, друзья, сейчас
Начинаем перепляс ( в конце дети встают за прилавки)
Все: Подходи сюда смелей
Выбирай товары,
Приводи сюда гостей
Будем очень рады!
Родители подходят к прилавкам и раскупают товары, которые они сделали с детьми своими руками