Конспект внеурочного занятия «Я выбираю»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурсная работа
Конспект внеурочного занятия
«Я выбираю»
Подготовила
учитель биологии, классный руководитель
МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского муниципального района Республика Мордовия
Балькина Кристина Анатольевна
Интеллектуальная профориентационная игра
«Я выбираю»
для учащихся общеобразовательных учреждений
Цель:
- углубление и расширение знаний учащихся в различных областях профессий;
- развитие интеллектуально-творческого потенциала и умения ориентироваться в мире профессий;
- привлечение внимания учащихся к проблеме выбора профессии.
Задачи:
- создать условия для осознания учащимися важности проблемы профессионального самоопределения;
- содействовать деловой активности подростков с помощью новых моделей и технологий профориентационной работы;
- развить любознательность и привлечь учащихся к активной интеллектуально-творческой деятельности;
- формировать самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.
Участники: от 3 до 5 команд из 5 человек.
Оборудование и помещение: кабинет ЦДИ (центр детских инициатив), столы для каждой команды, экран, проектор, компьютер, колонки.
Материалы: презентация с заданиями, музыкальное сопровождение, карточки для ответов на каждый тур для команд, ручки (2 на стол), листы на столах, бланки регистрации команд, заготовки для написания названия команды (для стола), маркеры (для написания названия команды), бланки для отзывов (на каждого участника).
Ход мероприятия.
Предварительная подготовка.
Учащиеся заранее формируют свои команды, определяются с названием и выбирают капитана.
Основной этап.
1. Регистрация команд.
Команды выбирают стол для игры. Заполняют свой регистрационный бланк (см. Приложение 1).
2. Вступительное слово ведущего.
Добрый день уважаемые ребята! Приветствую Вас на интеллектуальной профориентационной игре «Я выбираю». Проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. В мире насчитывается около 50 тысяч различных профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. И сегодня мы попробуем разобраться в этом огромной мире профессий.
3. Объяснение правил игры.
- Ребята, наша игра будет состоять из 5 туров. В каждом туре по 7 вопросов (кроме «Пантонимы», «Напиши профессии»). У вас на столах лежат 6 бланков для внесения ответов на задания – 5 основных и один запасной (см. Приложение 2). Необходимо на всех карточках написать название команды. Далее на карточках ставится номер тура и по ходу игры вносятся ответы. В конце каждого тура карточки с ответами сдаются.
- Как проходит игра. На экране появляется вопрос, ведущий его зачитывает, после чего у команд на обсуждение есть 30 секунд в I туре и 60 секунд в остальных турах. Ответы записываются на карточках. Когда все вопросы зачитаны и ответы внесены в карточки, карточки собираются.
Обращаю ваше внимание: вопросы прочитываются только 1 раз.
- За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Всем понятны правила?
ВНИМАНИЕ: пользоваться телефонами во время игры запрещается.
4. I тур. Разминка «Профессии XXI века»
Ребята в этом туре вы познакомитесь с самыми актуальными профессиями современности – с профессиями, которые востребованы сейчас или будут восстребованы в ближайшем будущем.
Все профессии 1 тура взяты из Атласа новых профессий, в котором перечислены 28 отраслей российской экономики, которые уже сейчас востребованы и перспективны или будут востребованными в ближайшие 5-7 лет.
На экране будут появляться вопросы. После того, как ведущий прочитает задание, у вас будет 30 секунд на обсуждение. Затем появиться следующий вопрос.
- В разминочном туре вам необходимо будет выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.
Вопросы 1.Профессионал, проводящий первичный и плановый генетический анализ в диагностических центрах, обрабатывает данные с диагностических устройств и дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения. А) Клинический бионформатик Б) Генетический консультант В) Сетевой Врач Г)Генетик 2. Специалист, который создает концептуальные решения для виртуального мира: философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир. А) Дизайнер виртуальных миров Б)Редактор контента В)Фактчекер Г) Разработчик медиапрограмм 3. Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов А) Сити-фермер Б) Агроном-экономист В) Агроинформатик Г) Агрокибернетик 4. Специалист на стыке сфер туризма и образования, занимающийся разработкой и внедрением туристических программ, выстроенных таким образом, чтобы развивать те или иные навыки. Сегодня образовательный туризм преимущественно сосредоточен на изучении иностранных языков, но очевидно, что возможности его намного шире. А) Дизайнер Б) Бренд-менеджер В) Архитектор территорий Г) Куратор образовательного туризма 5. Контролирует производство одежды с точки зрения ее безопасности и полезности для здоровья (теплоизоляция, вентиляция и т.д.), а также разрабатывает одежду с лечебными свойствами — например, ткани с обеззараживающий ей пропиткой. Вплетенные в умную ткань датчики будут снимать показатели частоты пульса, дыхания, сердечного ритма, уровня сахара и т.д., а затем их передавать (например, посредством беспроводных каналов связи) на мобильный телефон пользователя или напрямую лечащему врачу. А) Проектировщик умной одежды Б) Техностилист В) Эксперт по здоровой одежде Г) Ремонтник умной одежды 6. Специалист, который отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO2). Он разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы. Численность населения растет, усиливаются торговые связи между регионами мира, так что будут только увеличиваться потребность в развитии транспортных услуг и необходимость следить за экологией. Поэтому эта профессия будет все более востребованной. А) Экопроповедник Б) Эколог-логист В) Менеджер Г) Сельскохозяйственный эколог 7. Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках образовательной программы, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития А) Специалист по детской психологической безопасности Б) Эксперт по «Образу будущего» ребенка В) Тьютер Г) Игропедагог |
Все вопросы заданы, а ваши ответы записаны в карточках. Прошу сдать карточки с ответами, и помощник их соберет.
- А теперь можно узнать правильные ответы и понять, сколько же баллов вы набрали, чьи верные версии вы забраковали. [На экране появляется вопрос и зачитывает ответ].
5. II тур. Профессии в картинках
- Третий тур картиночный. Необходимо рассмотреть картинку и ответить на вопрос. Условия такие же: на экране будут появляться картинки с вопросами, после того, как ведущий прочитает задание, у вас 1 минута на обсуждение. Затем появиться следующий вопрос. Ответ, который вы считаете правильным, не забудьте вписать в карточку ответов.
Вопросы.
1. Древние греки изображали богиню Гигиею в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Сегодня «сосуд Гигиеи» является символом одной из областей научно и практической деятельности человека. Какой именно?
- Медицина.
Сосуд Гигиеи изображается в виде чаши на длинной тонкой ножке, вокруг которой обвилась змея.
2. К какой профессии относится группа рисунков?
- токарь (принимается ответ: станочник)
3. Кого в России в XIX веке называли «половой»?
- официант
Полово́й в России XIX - н. XX вв. - трактирный слуга. Выполнял обязанности официанта; в том случае, когда при трактире сдавались номера для проживания, занимался также их обслуживанием. Официантом в России называлось лицо, обслуживавшее посетителей в ресторане европейского типа.
4. Работники какого министерства РФ имеют данную эмблему?
- ЭМБЛЕМА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (МИНОБРНАУКИ) РФ
Знак представляет собой двуглавого орла золотого цвета с распростертыми и поднятыми вверх крыльями. Орел увенчан двумя коронами и над ними третьей короной, соединенными лентами. На груди орла в щите красного цвета всадник в плаще, едущий на коне и поражающий копьем опрокинутого и попранного конем черного дракона. В лапах орла скрещенные поверх нижней части щита свиток (в левой лапе) и перо (поверх свитка) серебряного цвета.
5. Назовите профессию
- Пожарные
6. Представителю какой профессии поставлен данный памятник в г. Саранск, ул. Фурманова?
- пожарным-огнеборцам
Саранск – благодарный город, который почитает и увековечивает подвиги своих героев в памятных сооружениях и монументах. Данная скульптурная композиция посвящена отважным героям-огнеборцам, которые погибли во время исполнения служебного долга: М. А. Тенякшеву, Г. А. Кемаеву, В. В. Шапкину, А. С. Безрукову, О. Б. Акмайкину.
Памятник изображен в виде фигуры пожарного, одетого в соответствующую форму, который храбро борется с огнем. В одной руке он держит пожарный рукав, а другой держится за край языка пламени.
7. Назовите профессиональное учебное заведение г. Саранск
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва находится в Саранске, столице Республики Мордовия, и является крупнейшим в регионе вузом.
6. ⅠⅠⅠ тур «Пантомима»
А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Я раздам карточки с указанной там профессией (команде по 1 карточке) - показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, пилот, учитель, швея, врач, повар.
Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.
7. IV тур. Видео тур
Четвертый тур – это видеотур. Вам будут представлены короткие видео фрагменты и вопросы по ним.
ВНИМАНИЕ: Время, отведенное на обсуждение вопроса, включено во время просмотра видео. Поэтому после каждого вопроса будет даваться только 30 секунд для внесения ответа в карточку. Ответ, который вы считаете правильным, не забудьте вписать в карточку ответов.
Вопросы
1. Кем работает Надежда?
- маркетолог
Маркетолог – специалист, работник фирмы, предприятия, который занимается анализом спроса на производимый товар и рынки сбыта товара. Сам процесс работы маркетолога состоит из предоставления руководству фирмы рекомендаций, которые будут определять, будет ли целесообразным выпуск и продажа определённого товара.
2. В какой отрасли промышленности применяются такие станки?
- Ювелирная промышленность
Это ювелирный гравировально-фрезерный станок с ЧПУ (числовым программным управлением). Станок работает с прямыми и радиусными браслетами и кольцами. ЧПУ оснащен управляемым пневматическим ударным лазером Head, что позволяет выполнить любой дизайн. Машина может сделать рисунок, чертеж, гравировку любой сложности.
ВНИМАНИЕ: следующий вопрос очень короткий. Слушайте его внимательно.
3. О какой профессии говорят дети?
- экономист
4. Город каких профессионалов мог бы так выглядеть?
- город каскадеров Рекламный ролик дезодоранта Рексона
5. Каких профессионалов изобразил художник (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- работник нефтяной промышленности, геолог
8. V тур. Напиши профессии
Представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)
Задание: надо назвать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Время выполнения – 3 минуты.
О | К | Р | П |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
| Кровельщик | | Печник |
| Каменщик | | Пиротехник |
| Кутюрье | | Повар |
| Кондитер | | Пекарь |
| Кондуктор | | Портной |
| | | Парашютист |
9. Пауза для подсчета результатов и отзывов.
- Сейчас вам раздадут небольшие листочки, где мы просим ответить вас на 3 вопроса (см. Приложение 3) и высказать свое мнение об игре.
12. Ответы на 5 тур и объявление результатов.
- Пришло время узнать правильные ответы на последний решающий тур и увидеть, какое место заняла ваша команда в итоговой таблице.
- А теперь самое долгожданное и волнующее – это результаты. И не важно, какое место вы сегодня заняли, это всего лишь игра и лишний повод собраться с друзьями и одноклассниками, покопаться в памяти и получить хорошее настроение.
- Поздравляем победителей и призеров.
- Спасибо всем за участие……
Приложение 1.
Регистрационный бланк команды
Название команды | |
Название образовательной организации | |
Количество участников | |
Ф.И. капитана команды | |
Ф.И. участников команды | 1. 2. 3. 4. |
Приложение 2.
Карточки для ответов
Команда ________________________ Тур 1. Разминка «Профессии XXI века» | | Команда ________________________ Тур 2. Профессии в картинках | ||
Ответ | Баллы | | Ответ | Баллы |
1. | | | 1. | |
2. | | | 2. | |
3. | | | 3. | |
4. | | | 4. | |
5. | | | 5. | |
6. | | | 6. | |
7. | | | 7. | |
| | | | |
Команда ________________________ Тур 3. «Пантомима» | | Команда ________________________ Тур 4. Видеотур | ||
Ответ | Баллы | | Ответ | Баллы |
1. | | | 1. | |
2. | | | 2. | |
3. | | | 3. | |
4. | | | 4. | |
5. | | | 5. | |
6. | | | 6. | |
7. | | | 7. | |
Команда ________________________ Тур 5. Разминка «Напиши профессии» | |
Ответ | Баллы |
| |
| |
| |
| |
| |
Приложение 3.
Отзывы
Отзыв об игре 1. Понравилась ли вам игра? - да - ничего так - нет - не знаю 2. Хотели бы вы принять участие еще в каких-нибудь мероприятиях по профориентации? - да - нет - не знаю 3. Выскажите свое мнение об игре _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ | | Отзыв об игре 1. Понравилась ли вам игра? - да - ничего так - нет - не знаю 2. Хотели бы вы принять участие еще в каких-нибудь мероприятиях по профориентации? - да - нет - не знаю 3. Выскажите свое мнение об игре _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
О | К | Р | П |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 4
Список использованной информации
Атлас новых профессий - https://new.atlas100.ru/
https://bvbinfo.ru/profminimum - Сайт Билет в будущее