Конспект занятия «Россия — страна, в которой мы живём»
Содержание образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент
Воспитатель:
-Давайте с вами, ребята, попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?»
1 ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2 ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3 ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!
Индивидуальные ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель (обобщает ответы детей):
– Родина – это страна, где мы с вами родились и живем. Наша Родина – это русские поля, леса, реки и моря. Это земля, на которой много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки) и защищали ее от врагов. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама и папа. Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. Родина-это край, город, где стоит наш детский сад. Давайте вспомним, где это? (город Александров, Владимирская область, а детский сад находится по адресу Красный переулок, дом 15).
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы! Все верно.
Воспитатель (обращает внимание на карту мира, которую они рассматривали раньше):
– Ребята, посмотрите на карту. Кто сможет показать мне границы нашего государства, нашей страны России? (Предлагает 2-3 детям обвести границу России по карте).
Дети показывают границу страны.
1 ребенок:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
2 ребенок:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
3.1 Игра « Кто где живет» (знание городов России и их жителей).
В Москве - москвичи;
В Петербурге –
В Ярославле –
В Воронеже –
В Саратове –
В Омске –
В Курске –
В Белгороде –
Воспитатель:
- Ребята, у нас, как и в каждой стране, есть главная песня-гимн. Он звучит при встрече гостей, на торжественных мероприятиях, во время спортивных побед. Когда исполняется гимн России, все присутствующие встают, мужчины снимают головные уборы и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.
Звучит гимн, дети подпевают и правую руку кладут на свое сердце.
Ребенок:
Величаво и спокойно
Гимн России прозвучал
Каждый думал, тихо стоя,
Затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растем,
Эту музыку по жизни
В нашем сердце пронесем!
Воспитатель:
-Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек. В них и жили наши предки – восточные славяне. Они селились возле рек Ока, Днепр, Волхов.
Показывает на карте.
Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое. А как вы, ребята, думаете, что можно назвать истинно русской едой?
Ответы детей.
3.2 Игра «Накрой стол российскими блюдами».
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами частые гости музея «Александрова Слобода». Вспомните предметы быта, которые вы видели в русской избе (светец, рукомой, ухват и т. д.)
Дети называют предметы быта и показывают иллюстрации.
Воспитатель:
-Самым главным у наших предков был князь. У каждого из них был свой герб. Эти гербы у князей остались, а у нового русского государства появился свой герб. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим.
Показывает крупное изображение герба России.
Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
Воспитатель:
-Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство у нас сильное и непобедимое. Головы орла смотрят на запад и восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В одной лапе у орла жезл или скипетр-это символ царской власти, об этом говорит и корона на его голове, а шар в другой лапе – это держава, страна, которой он правит. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя.
3.3 Игра «Когда-то и сейчас»
Правила игры.
Выслушав предложение, вы должны определить, какого времени оно касается (настоящего – разводите руки в стороны или прошлого – прячете руки назад – «было когда-то».)
Задания:
-Если из сеней войти в светлицу, то с одной стороны можно увидеть печь.
-Высокое многоэтажное здание из стекла и бетона поражает своей красотой и величием.
-Во дворе на каруселях развлекаются ребятишки, а совсем рядом – парк отдыха.
-Между дверью и печью стоит кочерга, ухват, хлебная лопата, а возле полки для посуды – веник, ушат.
Воспитатель:
-Молодцы, все верно угадали. А теперь отгадайте еще одну загадку-стишок:
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(флаг)
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно. У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.
У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет – это цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Воспитатель:
-Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.
Входят мальчик и девочка, одетые в русские народные костюмы, и проводят русскую народную игру.
3.3 Русская народная игра «Капустка»
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, белая.
Как мне, капустке, виться,
Как мне зимой не валиться!
Ведущий проводит хоровод через «ворота» – поднятые руки, которые держат дети, последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.
После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Это получается очень весело. Затем «капустка» начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.
4. Рефлексия
Воспитатель:
-Мы много сегодня говорили о нашей Родине – России, играли в русские народные игры и закончить эту встречу я хочу стихотворением «Наш дом» В.Степанова:
На карте мира не найдешь,
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Прослушивается запись песни «С чего начинается Родина» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера. ) Воспитатель, дети и гости подпевают.
Воспитатель приглашает детей и гостей на чаепитие с пирогами.
Координатор конкурсов
Исаева Лиана Вахтанговна