Конспект занятия по окружающему миру «Азбука безопасности в природе»
Конспект занятия: «Азбука безопасности в природе» Цель: Закрепление у детей элементарных экологических знаний, правил поведения в лесу, в природе. Задачи: Образовательные: вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу. Развивающие: развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки. Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», картинки о пожаре, экологические знаки, игрушка Незнайка. Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Ход занятия: Здравствуйте ребята! Организационный момент: Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Будем слушать, запоминать Сюрпризный момент. Воспитатель: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Лисёнок говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы часто занимаетесь и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу? Воспитатель: Ребята поможем Незнайке? Вводная часть: беседа. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес? (много деревьев, летом и осенью растут грибы, ягоды, живут животные в лесу). - Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды) . - Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух? (чтобы не болеть, быть здоровыми) . - Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Хотя на улице зима, мы представим , что стало немного теплее, мороз не щиплет щёчки и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться. Д/И «Что возьмём с собой в поход?» Дети выбирают картинки. Что же значит слово «лес»? Это сосны до небес, Елки да осины и кусты рябины Ягоды, грибы и шишки Белочки , жучки и птички Лес меняется, растёт Долгими годами Всё живое там живёт Радость всем нам дарит. Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Но в лесу нас могут поджидать опасности. Какие же здесь могут быть опасности? Как вы думаете, что это за опасность? Дети. В лесу можно заблудиться. Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, любуясь природой или собирая ягоды и грибы очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться. Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу? Дети. «Маша и медведь», «Три медведя». Воспитатель. А теперь давайте устроимся на нашей полянке поудобнее, и расскажите, чем закончились сказки. — Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? Дети: Не ходить в лес одним, а только со взрослыми. Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. Воспитатель: Ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему? Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды. Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями? Дети: Надо держаться вместе. Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу. Если ты заблудился в темном лесу И там увидел дятла иль сову, Вы крикните очень громко "АУ!" И вам отзовется где-то другое "АУ!" Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга. Физминутка. Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите, может вам помогут картинки и предметы. (Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор). Воспитатель: Правильно! Ребята, если вы случайно обнаружите, что потерялись или заблудились в лесу, не волнуйтесь и не паникуйте, не плачьте и не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче — ты идешь правильно, в верном направлении. Самое главное знай - тебя найдут! Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый- можно, красный- нельзя) «Можно — Нельзя». Дети становятся в круг. Предлагаемые детям ситуации: — Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами. — Ходить с подружками и друзьями. — Ездить с родителями в лес, держаться рядом со взрослыми. — Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку — Все время находиться рядом со старшими и родителями. Воспитатель: Идем дальше. Знак «Берегите лес от пожара». Какая еще опасность подстерегает нас в лесу? Дети: Лесные пожары. Воспитатель: Как вы думает, от чего может возникнуть пожар? (Дети рассказывают свои предположения) Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички. Запомните, дети, со спичками играть нельзя, ведь маленький огонёк, а иногда даже просто искра приводит к большим лесным пожарам, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели используя специальную технику, самолеты ,вертолеты. - Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу? В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а их сынишка Ванечка играл с линзой, стёклышком. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись, семья отправилась домой, но Ваня в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом? Дети придумывают события дальше. - Ребята помните пословицу ‘’В одном коробке сто пожаров’’. Почему так говорится? Потому что в одном коробке лежит много спичек , и каждая может стать причиной пожара. -Ребята давайте подумаем и вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара: 1. Костер разводят только со взрослыми. 2. Никогда не поджигай сухую траву и листья. 3. Не оставляй рядом с костром свою одежду. 4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья. 5. Уходя надо убедиться ,что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя. 6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей. 7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами. Гимнастика для снятия усталости с глаз «Кошка» Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх. Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух. Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. И закрылась лапками Лапками – царапками. Игра «Экологический светофор» Красный цвет – это опасность природе Зелёный – это опасности природе нет. Рвать и топтать цветы, лесные растения. Разжигать костры возле деревьев или в сухой траве. Собирать мусор после отдыха Разорять муравейник Не трогать животных, не уносить их домой. Ломать ветки деревьев Разорять гнезда птиц А кто знает, какие опасности ещё могут подстерегать в лесу? (ответы детей). Посмотрите на знаки, что нельзя делать в лесу, расскажите. Почему? Дети рассказывают значение экологических знаков. Заключительная часть. Ребята все мы любим лес в любое время года Мы слышим речки, ветра медленную речь Всё это называется природа Давайте же всегда её беречь. - Давайте ещё раз вспомним, какие опасности нас ожидают в лесу, и нарисуем для Незнайки знак “Правила поведения в лесу”. - Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке. Я думаю, что он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать все правила безопасности. До свидания, ребята! Берегите природу! | |
|