12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Ирина Александровна2055
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Дошкольники»
2

Конспект занятия к образовательному проекту "Книжный дом" 2024

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие на птичий двор с использованием сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок».


Цель: совершенствование грамматического строя речи, связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»

совершенствовать грамматический строй речи (образование глаголов от звукоподражаний; образование притяжательных прилагательных; образование родственных слов)

учить составлять описательный рассказ с опорой на схему

развивать общую и мелкую моторику

формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам, природе

продолжать знакомить с декоративно –прикладным искусством .

уточнять особенности дымковских фигурок.

воспитывать любовь к народному творчеству, гордость за его мастеров.

учить изображать птицу по мотивам дымковских игрушек, самостоятельно выбирать способ лепки(из целого куска или по частям)

упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания.

закреплять навыки пользования стекой.

Предварительная работа:

беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Оборудование: разрезная картинка «птичий двор», аудиозапись «голоса домашних птиц», картинки домашних птиц и их части (петушиный гребешок, утиный клюв, индюшачий хвост, куриное крыло, петушиные шпоры, бородка петуха, индюка, курицы, утиные и гусиные лапки, куриное крыло), картинки «семья» домашних птиц, чудесный мешочек, игрушка утенок, схема описания птиц, интерактивная доска для просмотра фрагмента мультфильма; дымковская игрушка уточка, глина, вода, доски, стеки, салфетки.

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед встречает детей в группе, приветствует.

Логопед: -Ребята сегодня мы отправимся в гости. А вот куда, вы узнаете, если сложите разрезную картинку (дети складывает картинку).

Логопед: - Ребята, кто изображен на картинке, к кому мы отправимся в гости? (ответы детей).

II Введение в тему.

- Правильно, это птичий двор. Почему их называют домашние птицы? (ответы детей).

- Как человек заботится о домашних птицах? (ответы детей).

- Чем кормят домашних птиц? (ответы детей).

- Какие части тела есть у всех птиц? Чем покрыто тело птицы? (ответы детей).

- Какую пользу приносят домашние птицы? (ответы детей)

III Активизация имеющихся знаний 

- Ребята, а вы знаете как кричат домашние птицы? (ответы детей)

- Давайте, попробуем отгадать, какая птица кричит (звучит аудиозапись с голосами домашних птиц: утки, курицы, петуха, гуся, индюка, дети отгадывают).

- Ребята, кого вы слышали? (ответы детей).

- Как «подает голос» курица? (ответы детей).

- Правильно, «ко-ко-ко», значит, что она делает? (ответы детей).

- Как «подает голос» утка? Значит, что она делает? (дети называют звукоподражания и образовывают соответствующие глаголы).

- Как подает голос петух? Значит он, что делает? (ответы детей).

- Как «подает голос» индюк? Значит он, что делает? (ответы детей).

Логопед: - Дети, вы молодцы, хорошо знаете, голоса птиц.

- А хорошо ли вы знаете части птиц? (ответы детей)

- Давайте поиграем в игру «Назови чьё это»? (ответы детей)

Логопед показывает картинку с изображением гребешка петуха.

- Что это? (ответы детей) Правильно это гребешок, чей это гребешок? (ответы детей). Молодцы! Это петушиный гребешок.

- Что это? (ответы детей). Да, это клюв, чей это клюв? (ответы детей). Конечно – это утиный клюв.

- Что это? (ответы детей). Это хвост, а чей это хвост? (ответы детей).

- Что это? (ответы детей). Это шея, чья это шея? (ответы детей).

-Что это? (ответы детей). Чьё это крыло? (ответы детей).

- Внимательно посмотрите на домашних птиц. Скажите, какая часть тела есть только у петуха? (ответы детей). Согласна, шпоры.

- Какая часть тела есть у индюка, петуха, курицы? (ответы детей). Да, у них есть бородка.

- Что есть только у утки и гуся? (ответы детей). У гуся и утки есть перепонки, для чего они им? (ответы детей).

- Молодцы ребята!

Логопед: - Ребята, птицы живут семьями, давайте назовем семью птиц (по картинкам)

- Петух, курица, цыпленок/цыплята – это куриная семья;

- Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

-   Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

 - Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья.

Логопед: - Ребята, подумайте, какие новые слова можно образовать от слова «гусь»:

- Назовите гуся по-другому (ответы детей). Гусак.

- Назовите гусиную семью (ответы детей). Гусь, гусыня, гусята.

- Как идут гуси, если они передвигаются друг за другом? (ответы детей). Они идут гуськом.

- Мясо гуся (ответы детей). Это гусята.

- Посуда для приготовления гуся (ответы детей). Гусятница.

- Перо гуся (ответы детей). Гусиное.

- Слова: гусь, гусак, гусыня, гусята, гуськом, гусятница, гусиное - это родственные слова.

Воспитатель: -Ребята, вы- молодцы. Давайте отдохнем.

IVФизминутка

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, это чудесный мешочек, попробуйте отгадать, что в нем. Каждый из вас закрыв глаза на ощупь трогает предмет и угадывает, что это.

- Как вы думаете, что в мешочке? (ответы детей).

- Вы угадали, это утенок. Вспомните в каких сказках встречаются домашние птицы (ответы детей).

- Утенок пришел к нам из сказки. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма. Вспомните, что это за сказка и кто ее автор (просмотр фрагмента из мультфильма («Гадкий утенок).

- Правильно, это сказка Х. К. Андерсена «Гадкий утенок».

Логопед: - «Гадкий утенок», был маленьким, он не знал обитателей на птичьем дворе. Поэтому подходил к разным птицам и спрашивал, ты кто? Давайте с вами поиграем в игру «Опиши птицу». Я буду «гадким утенком» (логопед берет игрушку утенка), а вы домашними птицами (логопед раздает детям картинки домашних птиц: петух, гусь, индюк) тот, к кому я подойду расскажет о себе используя схему (схема описательного рассказа).

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, хорошо поступили птицы с гадким утенком? (ответы детей).

- Почему они так отнеслись к гадкому утенку, не приняли его на птичий двор? (ответы детей).

Воспитатель: - Утенка не приняли, потому что он был не похож на других утят: большой, серый. Никто не хотел видеть и понимать утенка. Иногда так бывает и среди людей: мы смотрим и оцениваем человека по внешности, не замечая его душевных качеств. Ребята все мы разные, но оценивать друг друга надо по поступкам, делам, к друг другу надо относится уважительно, помогать, любить друг друга.

- Воспитатель: - Ребята, когда утенок вырос, каким он стал? В кого превратился? (ответы детей).

- Как относились к молодому лебедю? Какие чувства испытывал утенок в своем новом виде? (ответы детей).

Воспитатель: - Давайте и мы свами слепим уточку.

-Воспитатель: -Ребята, посмотрите на уточку из каких частей она состоит? (ответы детей)

-Воспитатель: только наша утка грустит, ей не хватает друзей. Я предлагаю вам помочь утке приобрести их. Сейчас покажу вам, как вылепить утку.

( Кусок глины раскатать между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттянуть шею немного вверх и формируем голову, на голове прищипываем клюв. С другой стороны оттягиваем хвост. Стекой рисуем перышки и глаза)

 -А вместо лапок сделаем подставку (скатаем шарик и сплющиваем его немного, что бы у нас получилась устойчивая подставка)

Дети приступают к работе. По окончании выставляем на просушку для дальнейшего раскрашивания.

-Воспитатель: как называются игрушки, с которыми мы познакомились? (ответы детей)

-Воспитатель: а что мы сегодня с вами лепили? (ответы детей)

-Воспитатель: дети, посмотрите, какие у вас получились уточки! Уточки говорят вам спасибо, теперь их много и им будет весело.

VИтог занятия

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы!

- Вам понравилось наше путешествие на птичий двор? (ответы детей)

- Какие игры вам понравились? Что вам запомнилось? (ответы детей)


Приложение:

Физминутка «Вышли уточки на луг»

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-Р-Р (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (присели)

Источник: https://vk.com/wall-41956924_329

Картинки- из интернета

t1709581472aa.png

t1709581472ab.jpg

t1709581472ac.png

t1709581472ad.png

t1709581472ae.png





















Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.