Конспект занятия на тему «Мы внуки твои, Сталинград!» для детей старшего дошкольного возраста

4
1
Материал опубликован 27 March

Конспект занятия «Мы внуки твои, Сталинград!»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема «Сталинградская битва»

Дата проведения 2 февраля 2024г.

Образовательная область: «Познание».

Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Коммуникация».

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма организации: групповая.

Цель: Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной Войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.

Задачи: Образовательные:

расширить представление детей о героических страницах истории Волгограда, о Сталинградской битве;

- познакомить с литературными произведениями, посвященными ВОВ;

познакомить с памятными местами Сталинградской битвы.

Развивающие:

развивать, обогащать и активизировать словарный запас детей;

развивать выразительности речи при прочтении стихов.

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;

вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом;

формировать чувство патриотизма, любви к Родине;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Словарная работа. Активизация слов: Сталинград, Сталинградская битва, мельница Герхардта, пантеон; ввести в словарь слова и выражения: Мамаев курган, капитуляция.

Предварительная работа. Знакомство детей с главными событиями Великой Отечественной войны, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений с детьми, рассматривание альбомов, посвященных городу-герою Волгоград и Сталинградской битве. Совместное изготовление гвоздик.

 

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация «Сталинградская битва» (см приложение 1), ноутбук, экран телевизора, аудиозапись произведения Роберта Шумана «Грезы», записи метронома, дидактические игры «Найди пару», «Теневое лото», «Мемо», макеты или плакаты с изображением памятников Сталинградской битвы «Мельница Гергардта», «Вечный огонь», гвоздики по количеству детей.

 

Структура занятия:

Организационный момент – 2 мин

Основная часть – 21 мин:

Просмотр презентации и рассказ – 4 мин

Физкультминутка – 1 мин

1 остановка – 4 мин

2 остановка – 4 мин

3 остановка – 4 мин

Завершающий этап – 4 мин

Рефлексия – 1 мин

Методы и приемы работы воспитателя:

- наглядный: демонстрация);

- словесный: рассказ, беседа

- дидактическая игра.

Ход занятия

Вступительная часть

Беседа по содержанию фотографий детей.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти фотографии. Вы помните, когда мы их сделали? Какое у вас тут настроение?

Дети: Хорошее. Мы улыбаемся, радуемся.

Воспитатель: как вы думаете, хорошо ли живётся сейчас детям?

Дети: да!

Воспитатель:

Но так было не всегда.

Основная часть

Слайды 2-4

Много лет назад, 23 августа 1942 года немецкие танки ворвались в Сталинград. Началась Сталинградская битва.

Каждый день город бомбили с воздуха, обстреливали из пушек и минометов, но он не сдавался.

200 дней и ночей защищали наши солдаты Сталинград.

Слайды 5-6

200 дней и ночей дети, женщины, старики, которым не удалось покинуть город, прятались в подвалах от бомб и снарядов, голодали, мерзли, но помогали солдатам как могли.

200 дней и ночей дети, женщины, старики, которым не удалось покинуть город, прятались в подвалах от бомб и снарядов, голодали, мерзли, но помогали солдатам как могли.

Мужество сталинградцев потрясало даже немецких солдат. Они говорили: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, –мужчины и женщины».

Слайды 7-8

Красная армия окружила армии фашистов и взяли их в плен. Была объявлена капитуляция, то есть обе немецкие армии, сражающиеся в той битве, окончательно прекратили сопротивление.

2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась нашей победой.

Наш город был разрушен, но не побежден.

Горело всё: и земля, и вода, и люди.

Но наши солдаты продолжали верить в победу.

«Стоять на смерть, ни шагу назад!»

Такой был девиз у наших солдат

Слайд 9

Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма, символом решающего сражения, которое определило всю судьбу участников той войны. Наш город – символ мужества и храбрости как солдат, так и мирных жителей, наш город - герой

Слайды – 10-11

Вся страна восстанавливала наш город после войны. Волгоград стал еще красивее, чем был до войны.

Посмотрите, как изменился наш город, каким красивым он стал:

Повезло мне, ребята, позавидуйте мне

Я живу в Волгограде на солдатской земле.

Он мой город родной и любовь, и отрада.

Волга рядом со мной, и я счастлив ребята!

Физкультминутка:

Хорошо, когда солнышко светит, (потянулись, а носочках, руки вверх)

Хорошо, когда дома тепло (руки сложить домиком над головой).

Мы с сестренкой и братиком вместе (Руками обнять себя. Повернуться направо и налево.)

И от маминой улыбки тепло. (Сложить ладони вместе, приложить их к щеке)

Хорошо, когда мы все собираемся вместе. «Все вместе – так и душа на месте». (Дети берутся за руки)

Воспитатель: А в память о Сталинградской битве нам остались памятники. Давайте попробуем сравнить каким наш город был много лет назад и каким он стал сейчас.

(Дидактическая игра «Найди пару»)

Молодцы, справились! А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию по памятным местам нашего города.

Первая остановка: мельница Гергардта

Воспитатель: Кто знает, как называется это место?

Дети: Мельница

Воспитатель: верно, это мельница Гергардта, названая так по фамилии своих первых владельцев – семьи Гергардтов.

Здание построили 125 лет назад, сначала это была только мельница, а потом к ней пристроили и другие цеха. До войны сюда привозили зерно и мололи муку, а также коптили в коптильнях рыбу, сбивали масло в маслобойном цеху, на больших складах хранили продукцию, которую изготавливал этот комплекс. 14 сентября 1942 года в здание мельницы попали фугасные бомбы и здание было разрушено.

Вот так как эта мельница выглядел весь наш город. В Сталинграде практически не осталось целых домов, улиц,

Как вы думаете, почему здание не стали восстанавливать, оставили разрушенным?

Дети: на память о войне.

Воспитатель: да, люди не должны забывать какие разрушения и несчастья приносит война. Даша, расскажи нам о Сталинграде, пожалуйста.

(Даша Ф.)

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он на Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой.

Воспитатель: Пойдемте дальше. Вторая остановка: Мамаев курган - Родина Мать

Воспитатель: В память о Сталинградской битве на Мамаевом кургане открылся целый мемориальный комплекс – в честь тех, кто отстоял здесь свободу не только нашей страны, но и всего мира. 200 ступенек ведет от подножья Мамаева Кургана к главной статуе комплекса – Родине Матери. 200 ступенек – по количеству дней Сталинградской битвы.

Центральная статуя мемориала на Мамаевом кургане -символ Родины, призывающей солдат на борьбу с врагом. Это один из самых высоких памятников в мире, занесен в книгу рекордов Гиннесса. У подножья статуи захоронено около 34 тысяч солдат и офицеров, погибших во время Сталинградской битвы. Помните об этом, когда придёте на Мамаев курган.

А сейчас давайте послушаем стихи о Мамаевом кургане.

(Есения)

На Мамаевом кургане

С первым солнечным лучом

В синем утреннем тумане

Встала женщина с мечом

Головой коснулась неба,

Меч задел за облака…

Это явь, не сказка – небыль,

Это память на века.

(Аня)

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется война.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.

Третья остановка: Мамаев курган - Пантеон славы (звучит запись произведения Р. Шумана «Грезы»)

Воспитатель: Ребята, а кто узнает это место?

Дети: это вечный огонь на Мамаевом кургане.

Воспитатель: Верно. И горит он в факеле, который держит рука. День и ночь горит тот огонь, пока он горит – память наша жива. У вечного огня несет свою вахту почетный караул. Вокруг вечного огня на знаменах написаны имена погибших в Сталинградской битве. А наверху надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-родиной».

Вы уже знаете, что в память о героях войны объявляют минуту молчания. Давайте встанем ровно и помолчим. (включается запись метронома).

Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась, возвращаемся на свои места.

Слайд 11-13

Прошло уже больше 80 лет со дня победы в Сталинградской битвы. Но те страшные 200 дней и ночей мы не должны забывать никогда. Ребята, у кого на войне были прадедушки и прабабушки? Расскажите о них, пожалуйста.

(Сережа, Андрюша З.)

(Соня)

Хоть дедушка не воевал,

Он был тогда мальчишкой,

Но тяжести войны познал

Из жизни – не из книжки.

Разруха, голод, холода

Мальчишек не пугали.

Победой жили все тогда,

Все фронту помогали

(Андрюша А.)

«Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту —

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

Воспитатель:

Давайте проверим, узнаете ли вы памятные места Волгограда по их тени.

Дидактическая игра «Теневое лото»

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы, внуки той Победы, внуки героев, отстоявших мир в нашем городе, нашей стране, помните, пожалуйста, об этом! Положите цветок к памятнику, поклонитесь погибшим героям.

(Воспитатель дает детям гвоздики)

Список литературы

1. Авторы – составители Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико -ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. – Изд.2-е перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.

3. Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационные картины и тесты бесед. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 16 с., ил.

5. Сост. Нищева Н.В. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 288 с.

6. Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 48 с., цв.ил.

Интернет-ресурсы: аудиозапись песни «На Мамаевом кургане тишина», муз. А. Пахмутовой, сл. В.Бокова.

 


 

Приложение 1

Презентация к НОД

 

t1711530881aa.png

 

t1711530881ab.png

 

t1711530881ac.png

 

t1711530881ad.png

 

t1711530881ae.png

 

t1711530881af.png

 

t1711530881ag.png

 

t1711530881ah.png

 

t1711530881ai.png

 

t1711530881aj.png

 

t1711530881ak.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное и содержательное занятие! Яркие и полезные слайды! Образовательные области следует привести в норму (устаревшая информация).

27 March

Похожие публикации