Конспект занятия на тему «Мы внуки твои, Сталинград!» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия «Мы внуки твои, Сталинград!»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Сталинградская битва»
Дата проведения 2 февраля 2024г.
Образовательная область: «Познание».
Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Коммуникация».
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма организации: групповая.
Цель: Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной Войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.
Задачи: Образовательные:
расширить представление детей о героических страницах истории Волгограда, о Сталинградской битве;
- познакомить с литературными произведениями, посвященными ВОВ;
познакомить с памятными местами Сталинградской битвы.
Развивающие:
развивать, обогащать и активизировать словарный запас детей;
развивать выразительности речи при прочтении стихов.
Воспитательные:
способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом;
формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Словарная работа. Активизация слов: Сталинград, Сталинградская битва, мельница Герхардта, пантеон; ввести в словарь слова и выражения: Мамаев курган, капитуляция.
Предварительная работа. Знакомство детей с главными событиями Великой Отечественной войны, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений с детьми, рассматривание альбомов, посвященных городу-герою Волгоград и Сталинградской битве. Совместное изготовление гвоздик.
Материал и оборудование: Мультимедийная презентация «Сталинградская битва» (см приложение 1), ноутбук, экран телевизора, аудиозапись произведения Роберта Шумана «Грезы», записи метронома, дидактические игры «Найди пару», «Теневое лото», «Мемо», макеты или плакаты с изображением памятников Сталинградской битвы «Мельница Гергардта», «Вечный огонь», гвоздики по количеству детей.
Структура занятия:
Организационный момент – 2 мин
Основная часть – 21 мин:
Просмотр презентации и рассказ – 4 мин
Физкультминутка – 1 мин
1 остановка – 4 мин
2 остановка – 4 мин
3 остановка – 4 мин
Завершающий этап – 4 мин
Рефлексия – 1 мин
Методы и приемы работы воспитателя:
- наглядный: демонстрация);
- словесный: рассказ, беседа
- дидактическая игра.
Ход занятия
Вступительная часть
Беседа по содержанию фотографий детей.
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти фотографии. Вы помните, когда мы их сделали? Какое у вас тут настроение?
Дети: Хорошее. Мы улыбаемся, радуемся.
Воспитатель: как вы думаете, хорошо ли живётся сейчас детям?
Дети: да!
Воспитатель:
Но так было не всегда.
Основная часть
Слайды 2-4
Много лет назад, 23 августа 1942 года немецкие танки ворвались в Сталинград. Началась Сталинградская битва.
Каждый день город бомбили с воздуха, обстреливали из пушек и минометов, но он не сдавался.
200 дней и ночей защищали наши солдаты Сталинград.
Слайды 5-6
200 дней и ночей дети, женщины, старики, которым не удалось покинуть город, прятались в подвалах от бомб и снарядов, голодали, мерзли, но помогали солдатам как могли.
200 дней и ночей дети, женщины, старики, которым не удалось покинуть город, прятались в подвалах от бомб и снарядов, голодали, мерзли, но помогали солдатам как могли.
Мужество сталинградцев потрясало даже немецких солдат. Они говорили: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, –мужчины и женщины».
Слайды 7-8
Красная армия окружила армии фашистов и взяли их в плен. Была объявлена капитуляция, то есть обе немецкие армии, сражающиеся в той битве, окончательно прекратили сопротивление.
2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась нашей победой.
Наш город был разрушен, но не побежден.
Горело всё: и земля, и вода, и люди.
Но наши солдаты продолжали верить в победу.
«Стоять на смерть, ни шагу назад!»
– Такой был девиз у наших солдат
Слайд 9
Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма, символом решающего сражения, которое определило всю судьбу участников той войны. Наш город – символ мужества и храбрости как солдат, так и мирных жителей, наш город - герой
Слайды – 10-11
Вся страна восстанавливала наш город после войны. Волгоград стал еще красивее, чем был до войны.
Посмотрите, как изменился наш город, каким красивым он стал:
Повезло мне, ребята, позавидуйте мне
Я живу в Волгограде на солдатской земле.
Он мой город родной и любовь, и отрада.
Волга рядом со мной, и я счастлив ребята!
Физкультминутка:
Хорошо, когда солнышко светит, (потянулись, а носочках, руки вверх)
Хорошо, когда дома тепло (руки сложить домиком над головой).
Мы с сестренкой и братиком вместе (Руками обнять себя. Повернуться направо и налево.)
И от маминой улыбки тепло. (Сложить ладони вместе, приложить их к щеке)
Хорошо, когда мы все собираемся вместе. «Все вместе – так и душа на месте». (Дети берутся за руки)
Воспитатель: А в память о Сталинградской битве нам остались памятники. Давайте попробуем сравнить каким наш город был много лет назад и каким он стал сейчас.
(Дидактическая игра «Найди пару»)
Молодцы, справились! А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию по памятным местам нашего города.
Первая остановка: мельница Гергардта
Воспитатель: Кто знает, как называется это место?
Дети: Мельница
Воспитатель: верно, это мельница Гергардта, названая так по фамилии своих первых владельцев – семьи Гергардтов.
Здание построили 125 лет назад, сначала это была только мельница, а потом к ней пристроили и другие цеха. До войны сюда привозили зерно и мололи муку, а также коптили в коптильнях рыбу, сбивали масло в маслобойном цеху, на больших складах хранили продукцию, которую изготавливал этот комплекс. 14 сентября 1942 года в здание мельницы попали фугасные бомбы и здание было разрушено.
Вот так как эта мельница выглядел весь наш город. В Сталинграде практически не осталось целых домов, улиц,
Как вы думаете, почему здание не стали восстанавливать, оставили разрушенным?
Дети: на память о войне.
Воспитатель: да, люди не должны забывать какие разрушения и несчастья приносит война. Даша, расскажи нам о Сталинграде, пожалуйста.
(Даша Ф.)
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он на Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой.
Воспитатель: Пойдемте дальше. Вторая остановка: Мамаев курган - Родина Мать
Воспитатель: В память о Сталинградской битве на Мамаевом кургане открылся целый мемориальный комплекс – в честь тех, кто отстоял здесь свободу не только нашей страны, но и всего мира. 200 ступенек ведет от подножья Мамаева Кургана к главной статуе комплекса – Родине Матери. 200 ступенек – по количеству дней Сталинградской битвы.
Центральная статуя мемориала на Мамаевом кургане -символ Родины, призывающей солдат на борьбу с врагом. Это один из самых высоких памятников в мире, занесен в книгу рекордов Гиннесса. У подножья статуи захоронено около 34 тысяч солдат и офицеров, погибших во время Сталинградской битвы. Помните об этом, когда придёте на Мамаев курган.
А сейчас давайте послушаем стихи о Мамаевом кургане.
(Есения)
На Мамаевом кургане
С первым солнечным лучом
В синем утреннем тумане
Встала женщина с мечом
Головой коснулась неба,
Меч задел за облака…
Это явь, не сказка – небыль,
Это память на века.
(Аня)
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется война.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
Третья остановка: Мамаев курган - Пантеон славы (звучит запись произведения Р. Шумана «Грезы»)
Воспитатель: Ребята, а кто узнает это место?
Дети: это вечный огонь на Мамаевом кургане.
Воспитатель: Верно. И горит он в факеле, который держит рука. День и ночь горит тот огонь, пока он горит – память наша жива. У вечного огня несет свою вахту почетный караул. Вокруг вечного огня на знаменах написаны имена погибших в Сталинградской битве. А наверху надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-родиной».
Вы уже знаете, что в память о героях войны объявляют минуту молчания. Давайте встанем ровно и помолчим. (включается запись метронома).
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась, возвращаемся на свои места.
Слайд 11-13
Прошло уже больше 80 лет со дня победы в Сталинградской битвы. Но те страшные 200 дней и ночей мы не должны забывать никогда. Ребята, у кого на войне были прадедушки и прабабушки? Расскажите о них, пожалуйста.
(Сережа, Андрюша З.)
(Соня)
Хоть дедушка не воевал,
Он был тогда мальчишкой,
Но тяжести войны познал
Из жизни – не из книжки.
Разруха, голод, холода
Мальчишек не пугали.
Победой жили все тогда,
Все фронту помогали
(Андрюша А.)
«Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту —
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!
Воспитатель:
Давайте проверим, узнаете ли вы памятные места Волгограда по их тени.
Дидактическая игра «Теневое лото»
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы, внуки той Победы, внуки героев, отстоявших мир в нашем городе, нашей стране, помните, пожалуйста, об этом! Положите цветок к памятнику, поклонитесь погибшим героям.
(Воспитатель дает детям гвоздики)
Список литературы
1. Авторы – составители Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико -ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. – Изд.2-е перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
3. Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационные картины и тесты бесед. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 16 с., ил.
5. Сост. Нищева Н.В. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 288 с.
6. Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 48 с., цв.ил.
Интернет-ресурсы: аудиозапись песни «На Мамаевом кургане тишина», муз. А. Пахмутовой, сл. В.Бокова.
Приложение 1
Презентация к НОД
Кияйкина Наталья Федоровна