Конспект занятия для детей средней группы «О мальчиках и девочках»
Конспект занятия для детей средней группы
«О мальчиках и девочках»
Автор: педагог-психолог Носкова Мария Андреевна
Цель: Создать условия для формирования гендерного представления у детей средней группы.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представления у детей об отличительных признаках девочек и мальчиков.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику;
Развивать умение действовать по правилам.
Воспитательные:
Формировать доверительные отношения в группе, способствовать сплочению группы;
Воспитывать интерес и положительное отношение к своему полу, уважение – к противоположному;
Развивать навыки самосознания.
Материалы: Гном Добряк, шкатулка, зеркало, записка с загадкой, мяч, цветные карандаши, белые листы бумаги А4, столы, стулья.
Ход занятия
Приветствие
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня к нам пришел гном Добряк.
Педагог от имени гнома: Привет! Я принес с собой сказочную шкатулку и записку с загадкой. Хотите узнать, что там? (ответ детей) Чтобы шкатулка открылась, вам нужно отгадать загадку:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже…(зеркало)
Правильно, это зеркало!
Основная часть
Игра «Кто я?»
Педагог: Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто я?». Мы будем передавать зеркало по кругу и описывать себя. Например: «Я девочка Даша. У меня голубые глаза и длинные волосы. Я одета в красное платье. Я люблю играть в куклы».
Педагог от имени гнома: Здорово! Теперь я сразу смогу вас узнать! Ты – мальчик Вика, а ты – девочка Андрей!
Педагог: Нет, Добряк! Ты все напутал. Вика – это девочка, а Андрей – мальчик.
Педагог от имени гнома: Чтоб я лучше вас запомнил, давайте сыграем в «Имена».
Игра «Имена»
Педагог кидает детям по очереди мяч и называет имя мужское или женское. Тот ребенок, которому кинули мяч, должен назвать, какое это имя – мужское или женское.
Педагог от имени гнома: Здорово! В именах мы разобрались! А теперь я проверю, точно ли вы знаете кто вы из вас мальчик, а кто - девочка!
Игра «Раз, два, три - беги!»
Дети стоят около педагога и прислушиваются к команде. По команде «Раз, два, три, девочки (мальчики), к двери беги», соответствующая часть детей бежит к цели. Педагог может менять ориентир: «Раз, два, три девочки (мальчики), ко мне (столу и т. п.) беги».
Педагог: Какие вы молодцы!
Беседа «Мальчики и девочки – разные или одинаковые»
Педагог: А как вы думаете, мальчики и девочки – одинаковые? (ответы детей) У всех голова, два уха, два глаза, один нос, один рот, две руки, две ноги. Значит – одинаковые? (ответы детей) А чем отличаются девочки и мальчики? (дети отвечают)
Девочки, как вы думаете, какими должны быть мальчики, чтобы с ними вам захотелось подружиться? (ответы девочек: смелыми, веселыми, сильными, добрыми и т.д.) А с какими мальчиками вам не захочется дружить? (ответы девочек: ленивыми, злыми, вредными и т.д.) Мальчики, а вы как считаете, какими должны быть девочки, с которыми хотелось бы дружить? (ответы мальчиков: добрыми, веселыми, красивыми и т.д.) А с какими девочками вам не захочется дружить? (ответы мальчиков: злыми, неаккуратными, ленивыми, обидчивыми и т.д.)
Верно! Мне бы очень хотелось, чтобы вы были дружными. И для вас, дружных ребят, Добряк приготовил игру!
Игра «Правда-не правда»
Педагог говорит детям предложения. Если говорит правду, то дети хлопают в ладоши, а если неправда – топают ногами.
- Девочки носят платья.
- Мальчики носят сережки.
- Девочки любят цветы.
- Мальчики играют в конструктор.
- Никита, Ваня, Дима – женские имена.
- Мальчики носят шорты или штаны.
- Имя Саша – только мужское.
- Девочки любят играть с машинками и пистолетами.
- Мальчики сильные и смелые.
- Девочки красивые и нежные.
Педагог от имени гнома: Молодцы! Не запутались!
Ребята, а как называется картинка, которая появляется в нашем зеркале? (ответ детей) Правильно, это -отражение. Сейчас мы тоже будем с вами показывать отражение!
Игра «Отражение»
Педагог показывает действие, дети – повторяют, а затем говорят, кто (мама, папа, мальчик, девочка) может выполнять такое действие.
Действия: наносить макияж, водить машину, заплетать косичку, забивать гвозди, кормить куклу, драться и т.д.
Педагог: Молодцы! Здорово получается у вас! А сейчас я предлагаю нашему гостю, гному Добряку, нарисовать на память свое отражение, свой портрет. Но для начала нужно размять наши пальчики!
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (стучат кулачками друг об друга)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики поочерёдно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики поочерёдно, начиная с мизинца).
Мы закончили считать. (Встряхнули кистями рук)
Рисование своего отражения
Дети рисуют свои портреты.
Заключительная часть
Педагог: Какие красивые портреты у вас получились! Вы большие молодцы! Наше занятие подходит к концу.
Педагог от имени гнома: Вы такие все интересные! И девочки и мальчики! Мне так понравилось с вами! А вам сегодня понравилось? А что вам больше сегодня понравилось? (ответы детей)
Педагог: Давайте попрощаемся с гномом Добряком и друг с другом и скажем «Спасибо!»
Список литературы:
Витухина М.Н. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
В.В. Жукова, Е.А. Ерохина Е.А. // Вестник современных исследований. - 2018 -№ 12.8 (27). - С. 74-76.
Шустова Л.П. Особенности процесса гендерной социализации детей в дошкольном возрасте / Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017 - № 4 - С.173-180.-
Куражева Н.Ю. "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет/ Речь. – 2016 – 160 с.