Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе «Порядковое значение чисел 8 и 9. Сравнение предметов по величине. Одежда»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе.
Тема: «Порядковое значение чисел 8 и 9. Сравнение предметов по величине». «Одежда».
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 8 и 9.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
- упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше…. самый маленький (и наоборот);
-упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. Продолжать формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
-развивать социальные навыки умения работать в группе;
-находить решение и делать выводы;
-Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Воспитательные:
-воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Предварительная работа с детьми: Чтение сказки Л. Воронковой «Маша-растеряша»; повторение счета в пределах 10; проведение игры «Разноцветный круг»; игры «Найди отличия».
Демонстрационный материал: Кукла Маша и кукла Катя в разной одежде; игра «Разноцветный круг» (4 сектора круга – белый, красный, светло-зеленый и желтый); картинки одежды на разные сезоны; 8 картинок предметов одежды для осени.
Раздаточный материал: для каждого ребенка 9 красных резиночек для волос и 1 зеленая; по 1 карандашу для пальчиковой гимнастики; 7 кругов -бусинок разной величины (по одному набору на двоих детей); ниточка (одна на двоих детей).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать?
(Раздается плач куклы за дверью)
Воспитатель: Дети, кто это у нас плачет?
(Воспитатель вносит куклу).
Воспитатель: Дети, вы узнали кто эта девочка? (Нет)
- Почему она в одних трусиках и маечке?
(Обращается к кукле).
- Почему ты плачешь? Что произошло?
Кукла: отгадайте загадку - тогда вы узнаете меня!
Загадка: Одежду и игрушки — всё теряла я,
В комнате порядка не было, друзья,
Не нашла носочки, потеряла бантик,
Опоздала к завтраку в свой любимый садик.
Дети: Маша – растеряша.
Воспитатель: Да. Действительно – это Маша-растеряша. Как же ты теперь в садик пойдешь.
Кукла: дайте мне платье и туфельки, тогда я смогу пойти в свой детский сад.
Воспитатель: разве можно сейчас в одном платье и туфельках выйти на улицу? (Нет).
- У нас сегодня какое время года? (Осень)
2. Игра «Подбери одежду»
Воспитатель: берем игру «Разноцветный круг» и складываем круг так, чтобы правильно чередовались времена года.
Дети: белая часть круга – зима, светло-зеленая -весна, красная – лето, а желтая -осень.
Воспитатель: после какого времени года наступает зима?
Дети: зима наступает после осени.
Воспитатель: перед каким временем года наступает осень?
Дети: осень наступает перед зимой.
Воспитатель: подберите одежду и обувь для каждого времени года.
(Дети раскладывают картинки одежды на сектора и комментируют свои действия).
- Шубку, меховую шапку, варежки, меховые сапожки мы положим на белую часть круга, потому что такую одежду и обувь носят зимой. А белая часть круга у нас обозначает зиму.
- Шорты, футболку, панамку и сандалии мы положим на красную часть круга, потому что такую одежду и обувь носят летом. А красная часть круга у нас обозначает лето.
- Куртку, берет, теплые брюки и кроссовки мы положим на желтую часть круга, потому что такую одежду носят осенью. А желтая часть круга у нас обозначает осень.
- Комбинезон, вязаную шапку, перчатки и резиновые сапожки мы положим на светло-зеленую часть круга, потому что такую одежду носят весной. А светло-зеленая часть круга у нас обозначает весну.
3. Игровое упражнение «Считаем по порядку».
Воспитатель: дети, давайте подберем Маше-растеряше одежду по сезону и посчитаем ее.
(Дети прикрепляют на доску предметы одежды для осени и считают)
Дети: платье, колготки, штанишки, теплая кофта, вязаная шапка, куртка, сапоги, перчатки.
Воспитатель: теперь предметы одежды посчитаем по порядку.
- Запомните в каком порядке у нас висит одежда. Закройте глаза.
(В это время воспитатель убирает один предмет одежды. Дети открывают глаза и определяют, какого предмета одежды не хватает и каким он был по счету. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз порядок предметов одежды восстанавливается.)
4. Физминутка «Одежда для куклы Маши»
Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).
5. Игровое упражнение «Разложим резиночки для косички»
Воспитатель: дети, надо Машу причесать, заплести ей косичку, выбрать резиночку для волос.
У вас на столе красные резиночки и одна зеленая резиночка. Посчитаем красные резиночки. (9)
- Положите зеленую резиночку между второй и третьей резиночкой.
- На котором по счете месте находится зеленая резиночка? Пересчитаем.
- Положите зеленую резиночку на восьмое место. Между которыми по счету красными резиночками находится зеленая резиночка?
- Положите зеленую резиночку между четвертой и пятой резиночкой.
- Положите зеленую резиночку на шестое место. Между которыми по счету красными резиночками находится зеленая резиночка?
- А теперь будем заплетать косичку нашей Маше-растеряше.
6. Пальчиковая гимнастика «Косичка»
(Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.)
Маленькой сестричке
Заплетём косички.
Сверху вниз косу плети,
Волоски не пропусти.
7. Игровое упражнение «Соберем бусы для Маши-растеряши»
Воспитатель: наша Машенька теперь одета. Причесана и теперь ей хочется надеть красивые бусы. Соберем для Маши-растеряши бусы.
- Какого цвета бусинки у вас?
-Они одинаковые по размеру или разные? (Разные)
- Раскладываем бусинки на «ниточке», начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой.
- Расскажите, что у вас получилось. (Я беру самую большую бусинку, потом беру поменьше бусинку, еще меньше… и самую маленькую.)
Воспитатель: Машенька. Понравились тебе бусы, которые собрали для тебя ребята?
(Куклу уносит младший воспитатель, одевает ее в одежду.)
Воспитатель: Наша Маша сейчас оденется и вернется к нам.
8. Физминутка «Платье»
Это платье нашей Маши –
(четыре ритмичных поворота вправо-влево, держа руки на поясе)
Красные горошины.
(четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка
(«Рисуют» на животике два кармашка)
Спрячем в них ладошки.
(Прикладывают обе ладошки к животику).
9. Игровое упражнение «Найди отличия».
(Младший воспитатель вносит две куклы, одетых в разную одежду.)
Воспитатель: посмотрите, ребята наша Маша вернулась, ее и не узнать. А кто это с тобой пришел, Маша?
Кукла Маша: это моя подружка Катя пришла за мной. Она говорит, что пора идти в садик, нас ждут там ребята.
Воспитатель: хорошо, только пусть наши ребята найдут отличия между Машей и Катей.
(Дети находят отличия и называют их.)
10.Рефлексия
Воспитатель: вот мы и помогли Маше -растеряше одеться, причесаться. Теперь она уже не растеряша, а аккуратная девочка Маша.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Кто приходил в гости?
- Что было самым трудным? А что самым интересным?
-