Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения на дороге «Колесо безопасности» для старших дошкольников
Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения на дороге «Колесо безопасности» для старших дошкольников
Цели: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщение знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания основ правил дорожного движения;
пополнять и закреплять знания дорожных знаков;
учить у станавливать простейшие причинно-следственные связи
Развивающие:
формировать умения оценивать дорожную ситуацию;
развивать логическое мышление, внимательность;
развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство уважения к участникам дорожного движения.
Материалы: дидактическое пособие «Колесо безопасности», набор карточек с заданиями, изображением дорожных ситуаций, дорожных знаков, проигрыватель для воспроизведения звуков дороги.
Предварительная работа: Знакомство детей со знаками дорожного движения, введение понятий «Запрещающие знаки», «предупреждающие знаки», «предписывающие знаки», «знаки сервиса», рассматривание альбомов, лэпбуков по ПДД, игры с настольными играми по ПДД.
Ход игры
Вводная часть (2 мин)
Звучит шум дороги.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что это за звуки?
Ответы детей: машины едут, звуки сигналов автомобилей, сирены скорой помощи и т.д.
Воспитатель: верно! А вы помните, как нужно вести себя на дороге?
Дети: да!
Воспитатель: давайте проверим? Запускаем колесо безопасности.
Основная часть (21 мин)
Колесо вращает либо воспитатель, либо дети по очереди. В зависимости от того, на каком секторе останавливается стрелка выполняются задания. Если карточки сектора закончились, выбирается следующий по часовой стрелке сектор.
1 сектор - ситуация на дороге «Верно, не верно»
Ребенок выбирает карточку с изображением той или иной ситуации, описывает ее и дает ответ верно или неверно поступает участник ситуации. Остальные дети внимательно следят за ответом, дополняют или поправляют его.
Важно следить за речью ребенка, побуждать его к составлению связного описательного рассказа, например: «На картинке нарисовано как мальчик катается с горки рядом с дорогой. Это неправильно, потому что можно выкатиться на дорогу, а машина не успеет затормозить.»
2 сектор – запрещающие знаки;
3 сектор – предупреждающие знаки;
4 сектор – знаки сервиса;
5 сектор – предписывающие знаки.
Ребенок выбирает из наборов карточку с изображением соответствующего знака, называет его и рассказывает, как называется знак, что означает, где устанавливается. Остальные дети внимательно следят за ответом, дополняют или поправляют его.
Важно следить за речью ребенка, побуждать его к последовательному развернутому ответу, например: «Знак «Дети» устанавливают рядом со школами, детскими садами. Он предупреждает водителя, что на дорогу неожиданно могут выбежать дети».
6 сектор – блиц турнир (игра «Разрешается, запрещается»)
Воспитатель зачитывает с карточки короткие вопросы (см. приложения), дети должны быстро дать ответ одним словом – разрешается или запрещается.
7 сектор – загадки.
Воспитатель загадывает загадки о правилах дорожного движения (см. приложения). Дети дают ответы, поправляют друг друга при необходимости.
8 сектор – динамическая пауза.
Выполняется физкультминутка на тему безопасности дорожного движения. (см. приложения)
Рефлексия (2 мин)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы здорово отвечали на все вопросы. Если вам понравилось, и вы хотели бы еще поиграть с нашим колесом безопасности, покажите табличку с разрешающим сигналом светофора, а если не понравилось – с запрещающим.
Дети показывают таблички.
Воспитатель: отлично! Значит наше колесо будет загадывать свои загадки еще много раз.
Приложение 1
Сектор 6. Игра «Разрешается, запрещается»
Переходить улицу на зеленый сигнал светофора?
Перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Переходить улицу по подземному переходу?
Перебегать улицу при желтом сигнале светофора?
Помогать бабушкам и дедушкам переходить проезжую часть дороги?
Играть на дороге?
Обходить автобус сзади?
Переезжать дорогу на велосипеде или самокате?
Слушать музыку без наушников в трамвае?
Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди?
Идти по тротуару слева?
Выбегать на проезжую часть дороги?
Уважать правила дорожного движения?
Детям ездить без детского кресла?
Уступить местов транспорте пожилым людям?
Приложение 2
Сектор 7. Загадки про дорожные знаки
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут... (подземный переход).
Примостился над дорогой
И моргает очень много,
Изменяя каждый раз
Цвет своих округлых глаз. (Светофор)
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)
Ты скажи-ка мне, приятель,
Как зовётся указатель,
У дороги что стоит,
Скорость снизить мне велит? (Дорожный знак)
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой… (Опасный поворот)
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги —
Берегите свои ноги! (Дорожные работы)
В голубом иду я круге.
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко, —
Пешеходная…(Дорожка)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети!)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!» (Движение запрещено)
Приложение 3
Сектор 8. Динамические паузы
«Мы водители»
Едем, едем на машине. (движения руля)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, выпрямить)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли (дворники) Вправо, влево чистота
«Вот идет пешеход»
Вот идет пешеход - раз, два, три (ходьба на месте).
Как он знает Правила – посмотри!
Красный свет – дороги нет, Стой и жди! (дети стоят на месте).
Желтый свет горит в окошке – Подождем еще немножко (повороты направо - налево)!
А зеленый впереди – Вот теперь смелей иди (ходьба на месте)!