Конспект занятия по развитию связной речи

1
0
Материал опубликован 31 January

Тип: связная речь

Группа: подготовительная группа ОНР

Форма проведения: подгрупповая

Цель: составление пересказа сказки «Лиса и журавль» с опорой на сюжетные картины.

Задачи:                              

Коррекционно-образовательные:

- развивать навык составления пересказа с опорой на сюжетные картины, навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания

 - развивать умение отвечать на вопросы полным ответом

Коррекционно-развивающие:

- развивать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до пяти элементов

-развитие зрительного и слухового восприятия, наглядно - образного мышления, посредством прослушивания аудиосказки с иллюстративным сопровождением

- развитие вербальной памяти, пространственной ориен­тировки,  путем подбора картин в соответствие со смыслом

-развитие умения пересказывать по ролям  сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать осознанное отношение  к необходимости  ознакомления с русскими народными сказками

-формирование умения понимать смысл пословиц

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок.

Наглядный дидактический материал: макет лисы и журавля, аудиосказка «Лиса и журавль» с картинками, сюжетные картины для пересказа, макет сказки

Раздаточный  материал: сюжетные картинки

Ход  занятия (НОД):

I.Мотивация к учебной деятельности

 Дети стоят пред логопедом.

Логопед: - Сегодня мы с вами поговорим о сказках.

- Кто пишет сказки?

- Чему они нас учат?

- Кто может быть героем сказки?

- Какие черты характера человека показывают следующие животные: волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый); медведь ( сильный, добродушный, неуклюжий); лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка); заяц трусливый, слабый).

Дети садятся на свои места.

Логопед: - Раньше сказки передавали из уста в уста, т.е. на словах. А потом, когда появились книги, сказки стали печатать. С тех пор человек может прочитать различные сказки в книгах. В которых много красочных рисунков.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Логопед – Сегодня мы познакомимся с новой  сказкой. А вот о ком она, скажите сами, когда отгадаете загадки.

Загадки.

Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Дети: “ Лиса.”)

На доске картинка лисы.

Встали братья на ходули, ищут корма на пути. На бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (Дети: “Журавль”.)

На доске картинка журавля.

Беседа с детьми о сказках про этих животных.

Логопед – О ком будет наша сказка? ( Дети: “Сказка будет о лисе и журавле”)

- Лиса – это кто? (Дети: “Лиса – это дикое животное”)

- Где она живёт? ( Дети: “ Лиса живет в лесу.”)

- А журавль – это кто? (Дети: “Журавль – это птица.)

- Какая птица? (Дети: “Перелетная.”)

б) Логопед – Какие сказки о лисе вы уже знаете? (Дети: “ “Колобок”, “Рукавичка”, “Теремок”, “Лиса. Петух и тетере.”, “Лиса и заяц”, “Кот, петух и лис.”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка и лиса”, “Как лисичка бычка обидела”, “Лис и мышонок”, “Айболит”, “Два жадных медвежонка”, “Жихарка”, “Лиса и гуси”, “Лиса и козел”).

III. Изучение нового

Логопед - Наша сказка называется “Лиса и Журавль”

 Словарная работа.

Логопед – В сказке встретятся непонятные слова. Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, логопед помогает.)

Званый пир

Окрошка

Дружба врозь

Кум

Кума

Чтение сказки.

Логопед – Ребята, послушайте сказку, а потом ответите на вопрос: “Как называли друг друга лиса и журавль?”.

 (прослушивание аудиосказки с сопровождением иллюстрациями).

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

IV. Закрепление нового

Ответ детей на вопрос: “Как называли друг друга лиса и журавль?”

Дети: Лиса и журавль называли друг друга  КУМ И КУМА.

 Беседа по содержанию.

- С кем познакомилась лиса?

- Кто первым решил устроить званый пир?

- Какое угощение приготовила лиса?

- В какой посуде она ее подавала?

- Кому было удобно есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

- Что сказала лиса своему гостю в конце обеда?

- Что ответил на это журавль?

- Какое угощение приготовил кум и в какую посуду

его положил?

- Как принимала угощение журавля лиса?

- Осталась ли кума довольна?


Физкультминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

V. Контролирующее задание

Повторное чтение сказки.

Пересказ сказки по картинкам по цепочке.

Пересказ по ролям с использование макета сказки, с показом действия лисы и журавля.

Логопед – какие пословицы можно отнести к этой

сказке? Объясните, почему.

Как аукнется, так и откликнется.

Не рой другому яму- сам в нее попадешь

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Логопед - Чему нас учит эта сказка? (Дети: “ Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадными и т.д.)

Логопед – А как бы вы поступили на месте журавля?

Оценивание работы детей.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации