Конспект занятия по развитию связной речи
Тип: связная речь
Группа: подготовительная группа ОНР
Форма проведения: подгрупповая
Цель: составление пересказа сказки «Лиса и журавль» с опорой на сюжетные картины.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать навык составления пересказа с опорой на сюжетные картины, навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом
Коррекционно-развивающие:
- развивать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до пяти элементов
-развитие зрительного и слухового восприятия, наглядно - образного мышления, посредством прослушивания аудиосказки с иллюстративным сопровождением
- развитие вербальной памяти, пространственной ориентировки, путем подбора картин в соответствие со смыслом
-развитие умения пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать осознанное отношение к необходимости ознакомления с русскими народными сказками
-формирование умения понимать смысл пословиц
Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок.
Наглядный дидактический материал: макет лисы и журавля, аудиосказка «Лиса и журавль» с картинками, сюжетные картины для пересказа, макет сказки
Раздаточный материал: сюжетные картинки
Ход занятия (НОД):
I.Мотивация к учебной деятельности
Дети стоят пред логопедом.
Логопед: - Сегодня мы с вами поговорим о сказках.
- Кто пишет сказки?
- Чему они нас учат?
- Кто может быть героем сказки?
- Какие черты характера человека показывают следующие животные: волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый); медведь ( сильный, добродушный, неуклюжий); лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка); заяц трусливый, слабый).
Дети садятся на свои места.
Логопед: - Раньше сказки передавали из уста в уста, т.е. на словах. А потом, когда появились книги, сказки стали печатать. С тех пор человек может прочитать различные сказки в книгах. В которых много красочных рисунков.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Логопед – Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. А вот о ком она, скажите сами, когда отгадаете загадки.
Загадки.
Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Дети: “ Лиса.”)
На доске картинка лисы.
Встали братья на ходули, ищут корма на пути. На бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (Дети: “Журавль”.)
На доске картинка журавля.
Беседа с детьми о сказках про этих животных.
Логопед – О ком будет наша сказка? ( Дети: “Сказка будет о лисе и журавле”)
- Лиса – это кто? (Дети: “Лиса – это дикое животное”)
- Где она живёт? ( Дети: “ Лиса живет в лесу.”)
- А журавль – это кто? (Дети: “Журавль – это птица.)
- Какая птица? (Дети: “Перелетная.”)
б) Логопед – Какие сказки о лисе вы уже знаете? (Дети: “ “Колобок”, “Рукавичка”, “Теремок”, “Лиса. Петух и тетере.”, “Лиса и заяц”, “Кот, петух и лис.”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка и лиса”, “Как лисичка бычка обидела”, “Лис и мышонок”, “Айболит”, “Два жадных медвежонка”, “Жихарка”, “Лиса и гуси”, “Лиса и козел”).
III. Изучение нового
Логопед - Наша сказка называется “Лиса и Журавль”
Словарная работа.
Логопед – В сказке встретятся непонятные слова. Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, логопед помогает.)
Званый пир
Окрошка
Дружба врозь
Кум
Кума
Чтение сказки.
Логопед – Ребята, послушайте сказку, а потом ответите на вопрос: “Как называли друг друга лиса и журавль?”.
(прослушивание аудиосказки с сопровождением иллюстрациями).
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
IV. Закрепление нового
Ответ детей на вопрос: “Как называли друг друга лиса и журавль?”
Дети: Лиса и журавль называли друг друга КУМ И КУМА.
Беседа по содержанию.
- С кем познакомилась лиса?
- Кто первым решил устроить званый пир?
- Какое угощение приготовила лиса?
- В какой посуде она ее подавала?
- Кому было удобно есть из тарелки?
- Распробовал ли журавль угощение?
- Что сказала лиса своему гостю в конце обеда?
- Что ответил на это журавль?
- Какое угощение приготовил кум и в какую посуду
его положил?
- Как принимала угощение журавля лиса?
- Осталась ли кума довольна?
Физкультминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
V. Контролирующее задание
Повторное чтение сказки.
Пересказ сказки по картинкам по цепочке.
Пересказ по ролям с использование макета сказки, с показом действия лисы и журавля.
Логопед – какие пословицы можно отнести к этой
сказке? Объясните, почему.
Как аукнется, так и откликнется.
Не рой другому яму- сам в нее попадешь
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Логопед - Чему нас учит эта сказка? (Дети: “ Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадными и т.д.)
Логопед – А как бы вы поступили на месте журавля?
Оценивание работы детей.