Конспект занятия по рисованию «Есть в осени первоначальной» (2 класс)

7
0
Материал опубликован 10 October 2023
Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр творческого развития»













«Есть в осени первоначальной -
короткая, но дивная пора »

( нетрадиционное рисование – «силуэтная живопись»)










Составитель: Корзникова Елена Михайловна Педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория












Реж

2019





Дата проведения: 30 октября 2019года

Место проведения: кабинет рисования

Занятие проводится для детей третьего года обучения, объединения «Волшебная кисточка».

Цель занятия: Нарисовать пейзаж в новой технике рисования «силуэтная живопись», с передачей красоты и настроения осени.

Задачи: 1.Обучающие: Познакомить обучающихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов которые видели и передавали красоту осени;

Учить смешивать краски , создавать осеннюю палитру , передавать в рисунке строение дерева - ствол и ветки разной длины, передний и задний план; Познакомить с техникой –силуэтная живопись

2. Развивающие: Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы. Содействовать развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику природных объектов, выражать свое отношение художественными средствами

3. Воспитывающие: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение русской природой, гордость за творчество русских художников;

Подготовка к занятию:

Для проведения занятия необходимо:

Подготовить рабочие места для обучающихся;

Оборудовать место для показа мультимедийной презентации;

Оформить выставку осенних пейзажей знаменитых русских художников.

Методическое обеспечение:

Подбор дидактического материала - осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов; силуэт в искусстве.

Мультимедийная презентация «Осень в картинах русских художников»

Мультимедийная презентация «Осенние загадки»

видеоролик с осенними пожеланиями

наглядный показ преподавателя правильной последовательности выполнения работы в технике - силуэтная живопись

Приемы и методы

Словесные:

рассказ, беседа

диалог с детьми о красоте осеннего леса;

Практические:

объяснительно-иллюстративный работа с мульмедийной презентацией;

выполнение творческой работы ;

выставка.

Оборудование и материалы:

для педагога:

Ноутбук; Мультимедийный проектор;

Доска, наглядные пособия

Для детей: гуашь, кисти №3, 5, 7, бумага формата А3



План занятия:


1.Организационная часть 1 мин.

Приветствие обучающихся, эмоциональный настрой, проверка готовности к занятию.

Объяснение темы и хода занятия.

2. Основная часть 40 мин.

Наше занятие я хотела бы начать со стихотворения А. Балонского « В ЛЕСУ»

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!


И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.


По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.

Осень – красивая, переменчивая и нескучная пора. Сегодня мы с вами рисовать и говорить об осени.  Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром. Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников поэтов и музыкантов, создавать прекрасные произведения. Давайте посмотрим, какая она осень, на полотнах наших знаменитых русских художников Просмотр презентации «Осень в картинах русских художников»

Осень, множество раз воспеваемая поэтами и художниками, навивает людям разные чувства – от печали и уныния до восторга и упоения.

( вопрос детям) Что же вы знаете о ней, кроме того, что все желтеет и опадают листья, птицы улетают на юг (ответы). Я хочу привести вам несколько интересных фактов об осени, о которых, наверное, мало кто знает.

До того, как станет достаточно холодно, осень приносит сладкие запахи. Например, особый запах свежего дождя. Этот запах, возникает из-за попадания в воду почвенных бактерий и растительного масла сухих листьев.

Согласно собранной учёными из США статистике, люди, рождённые в осенние месяцы, в среднем живут дольше, чем те, кто родился в другое время года.

Дети, рожденные в осенние месяцы, отличаются исключительным иммунитетом.



Под аккомпанемент дождей и опадения листьев человек становится более спокойным, меньше боится и оказывается внутренне готов ко многим событиям, которые раньше потрясли бы.

Недаром даже свадьбы (которые окружены приметами и суевериями очень плотно) часто стараются провести именно с сентября по ноябрь.

Цель нашего занятия нарисовать осенний пейзаж. Выполнить задание я предлагаю в интересной нетрадиционной технике « силуэтная живопись»

Силуэт —плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги. Искусство силуэта зародилось в Китае, где издавна любили рисовать однотонные изображения — так называемые китайские тени. По мере освоения Востока европейцами силуэтное искусство стало проникать и в другие страны. К середине XVIII века мода на силуэты особенно прижилась во Франции. Здесь-то и возникло привычное теперь слово «силуэт». Произошло оно от имени Этьена Силуэта (1709-1767), генерального контролёра финансов (1759), который славился своей бережливостью (а попросту говоря, скупостью) и узостью взглядов. Так уж вышло, что на него была сделана выразительная карикатура в виде силуэта. А поскольку фигура злосчастного министра долгое время служила мишенью для насмешек всего Парижа, имя его постепенно слилось с изображением. ( Объяснение сопровождается показом работ в силуэтной технике на доске)

Практическая работа (последовательность показывается педагогом)

1. Подбираем на палитре осенние цвета и закрашиваем лист бумаги белого цвета.

2. Даем работе высохнуть. ( физминутка. Презентация «Осенние загадки»)

3. Подбираем на палитре темные цвета коричневых или черных оттенков прорисовываем деревья, особое внимание уделяем стволу толстым и тонким веткам, закрашиваем одним цветом в несколько слоёв, давая каждому слою высохнуть.

4. Каждый на свое усмотрение прорисовывает пейзаж (рисует силуэты улетающих птиц, гроздья рябины и т.д.) также закрашивает предметы одним цветом в несколько слоёв, давая каждому слою высохнуть

3.Итоговая часть 4 мин. Мини выставка работ учащихся. Рассматриваем картины и анализируем удачные моменты: композиционное и цветовое решение картины – силуэта; Дети рассказывают о своей работе. Сравниваем полученные пейзажи с приметами осени (приложение №1). К каждой работе находим осеннюю примету.

Мы выполнили осенние пейзажи в силуэтной живописи, у всех они получились разные, но каждый по- своему интересен. Я считаю, что с заданием справились и все заслужили высоких оценок.  Осень шагает все дальше и дальше. Впереди нас ждет еще один осенний месяц. Закончить занятие мне хотелось видеороликом с осенними пожеланиями ( показ видеоролика)



Список использованных источников:

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/269/2011269/f_13903894.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4/zeiram.b/0_2cd6_d97e2477_XL

http://img-fotki.yandex.ru/get/4/vibpxhgglzd.429/0_10ea4_c7bed68d_XL

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/823/33823088_Osennie_dozhdi.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2008/09/14/34.jpg

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1990

В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» 1.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. - М., Просвещение.




























Приложение№1 Приметы Осени Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме. Гуси полетели – скоро выпадет снег. Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и суровая. Когда в лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.  Рябина, калина, черная бузина созрели рано - ждите жестокой и снежной зимы. Большой урожай рябины - к большим морозам.  Гуси полетели – скоро выпадет снег. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. 

Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.

Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима. 

Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет.

Калина созрела, а листья на ней зеленые - осень будет теплая.

Когда в лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая. 

Поздний грибок - поздний снежок

Если утка сидит еще на воде и не улетает даже в холодный дождь, то хорошая погода еще продержится долго.

Тучи опускаются — к ненастью.

Когда осенью грибники идут с пустыми корзинами, зима ожидается суровой;
Если выпавший ночью снег остается на ветках деревьев, то и на земле не растает.




















Приложение№2


Интересные факты об осени


Как на Руси гадали по осенним листьям?
Для этого в старину гуляли под деревьями в листопад. И смотрели, какой листок слетит на одежду. Лист березы сулил новую работу. Рябина – приятные перемены. Дуб – выздоровление. А под некоторыми деревьями старались не ходить. Считали, что их листья – к неприятностям.


Как птицы отдыхают в пути?
Для перелета птицы выбирают удобные маршруты. Планируют, где передохнуть, заночевать, подкрепиться по дороге. Одни виды птиц дольше отдыхают, чем летят. Совершают марш-броски по 2 часа в день. Другие летят сутками. Вальдшнепы, например, не останавливаются 36 часов. Третьи – летят только ночью. Четвертые – только в светлое время суток. Не сбиться с пути птицам помогает магнитное поле земли.


 Что такое осенний «пир горой»?
Русские сказки часто заканчиваются так: «И был у них пир горой». Но такой пир был в старину на каждом осеннем равноденствии. Урожай складывали на общем столе горкой. И старейшина прятался за ней и спрашивал: «Братия, видно ли меня?» Если спрятаться не удавалось – урожай был неважный. А если старейшину за ним не видно – богатый, год был удачным. А потом шел пир горой.


Что такое «бабье лето»?
Так называют недолгую пору погожих осенних деньков после первого холода. Как будто лето снова вернулось, но не жаркое, а теплое. На Руси это время считалось сельским праздником. Последние работы в поле завершались. И женщины обрабатывали лён, греясь на последнем солнышке. Но не в каждый год можно насладиться теплом перед холодами. Иногда бабье лето прохладное, еле заметное.















Последовательное выполнение осеннего пейзажа в технике «силуэтная живопись»


t1696950834aa.jpg



















1.Для работы потребуется гуашь, кисточки разной толщины, белый лист бумаги




t1696950834ab.jpg






















2. Начинаем заполнять, теплыми осенними цветами и оттенками белый лист бумаги от центра





t1696950834ac.jpg





















3. Продолжаем работать, заполняем все пространство листа. Даем работе просохнуть.




t1696950834ad.jpg



















4.Коричневой или черной гуашью, силуэтом прорисовываем стволы и ветви деревьев









t1696950834ae.jpg























5. Прорисовываем пейзаж. Добавляем листья, кустарники ,животных. Прорисовываем мелкие детали на переднем плане. Работу ведем одним цветом коричневой или черной гуашью.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации