Конспект занятия по рисованию «Есть в осени первоначальной» (2 класс)
дополнительного образования
«Центр творческого развития»
«Есть в осени первоначальной -
короткая, но дивная пора »
( нетрадиционное рисование – «силуэтная живопись»)
Составитель: Корзникова Елена Михайловна Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
Реж
2019
Дата проведения: 30 октября 2019года
Место проведения: кабинет рисования
Занятие проводится для детей третьего года обучения, объединения «Волшебная кисточка».
Цель занятия: Нарисовать пейзаж в новой технике рисования «силуэтная живопись», с передачей красоты и настроения осени.
Задачи: 1.Обучающие: Познакомить обучающихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов которые видели и передавали красоту осени;
Учить смешивать краски , создавать осеннюю палитру , передавать в рисунке строение дерева - ствол и ветки разной длины, передний и задний план; Познакомить с техникой –силуэтная живопись
2. Развивающие: Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы. Содействовать развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику природных объектов, выражать свое отношение художественными средствами
3. Воспитывающие: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение русской природой, гордость за творчество русских художников;
Подготовка к занятию:
Для проведения занятия необходимо:
Подготовить рабочие места для обучающихся;
Оборудовать место для показа мультимедийной презентации;
Оформить выставку осенних пейзажей знаменитых русских художников.
Методическое обеспечение:
Подбор дидактического материала - осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов; силуэт в искусстве.
Мультимедийная презентация «Осень в картинах русских художников»
Мультимедийная презентация «Осенние загадки»
видеоролик с осенними пожеланиями
наглядный показ преподавателя правильной последовательности выполнения работы в технике - силуэтная живопись
Приемы и методы
Словесные:
рассказ, беседа
диалог с детьми о красоте осеннего леса;
Практические:
объяснительно-иллюстративный работа с мульмедийной презентацией;выполнение творческой работы ;
выставка.
Оборудование и материалы:
для педагога:
Ноутбук; Мультимедийный проектор;
Доска, наглядные пособия
Для детей: гуашь, кисти №3, 5, 7, бумага формата А3
План занятия:
1.Организационная часть 1 мин.
Приветствие обучающихся, эмоциональный настрой, проверка готовности к занятию.
Объяснение темы и хода занятия.
2. Основная часть 40 мин.
Наше занятие я хотела бы начать со стихотворения А. Балонского « В ЛЕСУ»
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
Осень – красивая, переменчивая и нескучная пора. Сегодня мы с вами рисовать и говорить об осени. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром. Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников поэтов и музыкантов, создавать прекрасные произведения. Давайте посмотрим, какая она осень, на полотнах наших знаменитых русских художников Просмотр презентации «Осень в картинах русских художников»
Осень, множество раз воспеваемая поэтами и художниками, навивает людям разные чувства – от печали и уныния до восторга и упоения.
( вопрос детям) Что же вы знаете о ней, кроме того, что все желтеет и опадают листья, птицы улетают на юг (ответы). Я хочу привести вам несколько интересных фактов об осени, о которых, наверное, мало кто знает.
До того, как станет достаточно холодно, осень приносит сладкие запахи. Например, особый запах свежего дождя. Этот запах, возникает из-за попадания в воду почвенных бактерий и растительного масла сухих листьев.
Согласно собранной учёными из США статистике, люди, рождённые в осенние месяцы, в среднем живут дольше, чем те, кто родился в другое время года.
Дети, рожденные в осенние месяцы, отличаются исключительным иммунитетом.
Под аккомпанемент дождей и опадения листьев человек становится более спокойным, меньше боится и оказывается внутренне готов ко многим событиям, которые раньше потрясли бы.
Недаром даже свадьбы (которые окружены приметами и суевериями очень плотно) часто стараются провести именно с сентября по ноябрь.
Цель нашего занятия нарисовать осенний пейзаж. Выполнить задание я предлагаю в интересной нетрадиционной технике « силуэтная живопись»
Силуэт —плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги. Искусство силуэта зародилось в Китае, где издавна любили рисовать однотонные изображения — так называемые китайские тени. По мере освоения Востока европейцами силуэтное искусство стало проникать и в другие страны. К середине XVIII века мода на силуэты особенно прижилась во Франции. Здесь-то и возникло привычное теперь слово «силуэт». Произошло оно от имени Этьена Силуэта (1709-1767), генерального контролёра финансов (1759), который славился своей бережливостью (а попросту говоря, скупостью) и узостью взглядов. Так уж вышло, что на него была сделана выразительная карикатура в виде силуэта. А поскольку фигура злосчастного министра долгое время служила мишенью для насмешек всего Парижа, имя его постепенно слилось с изображением. ( Объяснение сопровождается показом работ в силуэтной технике на доске)
Практическая работа (последовательность показывается педагогом)
1. Подбираем на палитре осенние цвета и закрашиваем лист бумаги белого цвета.
2. Даем работе высохнуть. ( физминутка. Презентация «Осенние загадки»)
3. Подбираем на палитре темные цвета коричневых или черных оттенков прорисовываем деревья, особое внимание уделяем стволу толстым и тонким веткам, закрашиваем одним цветом в несколько слоёв, давая каждому слою высохнуть.
4. Каждый на свое усмотрение прорисовывает пейзаж (рисует силуэты улетающих птиц, гроздья рябины и т.д.) также закрашивает предметы одним цветом в несколько слоёв, давая каждому слою высохнуть
3.Итоговая часть 4 мин. Мини выставка работ учащихся. Рассматриваем картины и анализируем удачные моменты: композиционное и цветовое решение картины – силуэта; Дети рассказывают о своей работе. Сравниваем полученные пейзажи с приметами осени (приложение №1). К каждой работе находим осеннюю примету.
Мы выполнили осенние пейзажи в силуэтной живописи, у всех они получились разные, но каждый по- своему интересен. Я считаю, что с заданием справились и все заслужили высоких оценок. Осень шагает все дальше и дальше. Впереди нас ждет еще один осенний месяц. Закончить занятие мне хотелось видеороликом с осенними пожеланиями ( показ видеоролика)
Список использованных источников:
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/269/2011269/f_13903894.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4/zeiram.b/0_2cd6_d97e2477_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/4/vibpxhgglzd.429/0_10ea4_c7bed68d_XL
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/823/33823088_Osennie_dozhdi.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2008/09/14/34.jpg
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1990
В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» 1.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. - М., Просвещение.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.
Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.
Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет.
Калина созрела, а листья на ней зеленые - осень будет теплая.
Когда в лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Поздний грибок - поздний снежок
Если утка сидит еще на воде и не улетает даже в холодный дождь, то хорошая погода еще продержится долго.
Тучи опускаются — к ненастью.
Когда осенью грибники идут с пустыми корзинами, зима ожидается суровой;
Если выпавший ночью снег остается на ветках деревьев, то и на земле не растает.
Интересные факты об осени
Как на Руси гадали по осенним листьям?
Для этого в старину гуляли под деревьями в листопад. И смотрели, какой листок слетит на одежду. Лист березы сулил новую работу. Рябина – приятные перемены. Дуб – выздоровление. А под некоторыми деревьями старались не ходить. Считали, что их листья – к неприятностям.
Как птицы отдыхают в пути?
Для перелета птицы выбирают удобные маршруты. Планируют, где передохнуть, заночевать, подкрепиться по дороге. Одни виды птиц дольше отдыхают, чем летят. Совершают марш-броски по 2 часа в день. Другие летят сутками. Вальдшнепы, например, не останавливаются 36 часов. Третьи – летят только ночью. Четвертые – только в светлое время суток. Не сбиться с пути птицам помогает магнитное поле земли.
Что такое осенний «пир горой»?
Русские сказки часто заканчиваются так: «И был у них пир горой». Но такой пир был в старину на каждом осеннем равноденствии. Урожай складывали на общем столе горкой. И старейшина прятался за ней и спрашивал: «Братия, видно ли меня?» Если спрятаться не удавалось – урожай был неважный. А если старейшину за ним не видно – богатый, год был удачным. А потом шел пир горой.
Что такое «бабье лето»?
Так называют недолгую пору погожих осенних деньков после первого холода. Как будто лето снова вернулось, но не жаркое, а теплое. На Руси это время считалось сельским праздником. Последние работы в поле завершались. И женщины обрабатывали лён, греясь на последнем солнышке. Но не в каждый год можно насладиться теплом перед холодами. Иногда бабье лето прохладное, еле заметное.
Последовательное выполнение осеннего пейзажа в технике «силуэтная живопись»
1.Для работы потребуется гуашь, кисточки разной толщины, белый лист бумаги
2. Начинаем заполнять, теплыми осенними цветами и оттенками белый лист бумаги от центра
3. Продолжаем работать, заполняем все пространство листа. Даем работе просохнуть.
4.Коричневой или черной гуашью, силуэтом прорисовываем стволы и ветви деревьев
5. Прорисовываем пейзаж. Добавляем листья, кустарники ,животных. Прорисовываем мелкие детали на переднем плане. Работу ведем одним цветом коричневой или черной гуашью.