Конспект занятия студия «Веселый карандаш» тема занятия «Шамаханская царица» Иллюстраторы. по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»

3
0
Материал опубликован 11 October 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Альметьевск









Конспект занятия студия «Веселый карандаш»

тема занятия «Шамаханская царица»

Иллюстраторы.

по сказке А.С.Пушкина 

«Сказка о золотом петушке»

Подготовила и провела:

ПДО: Нагавкина Елена Анатольевна























Альметьевск 2023

Тема занятия: История в шедеврах. Художники –книжной графики.

Иллюстраторы. «Шамаханская царица».


Цель занятия: Знакомство с искусством иллюстрации книг, обучение иллюстрированию сказок; учить работать кистью, подбору цветового решения на палитре в работе с красками. 


Задачи занятия: Формирование знаний учащихся о иллюстрации, работе художника - иллюстратора, этапах работы над иллюстрацией.

Развитие памяти, творческого воображения и фантазии, цветовой гармонии,

моторики рук детей при работе с кистью,

Развивать умение следовать заданным инструкциям педагога. 

Развитие зрительного, слухового восприятия на основе литературного чтения. 

Развитие культуры речи, эмоциональной отзывчивости обучающихся на содержание литературных произведений. 

Вид занятия.

Комбинированный.

Формы и методы обучения. 

Фронтальная работа с группой: беседа - опрос, демонстрация, литературное чтение. Индивидуальная форма деятельности обучающихся.

Оборудование занятия. 

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке А. С. Пушкина, пособия педагога.

Литературный ряд: А. С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"  

Материалы и принадлежности: черный лист для пастели формата А3, готовые эскизы для копирования, выполненные педагогом, работы обучающихся;

Обучающиеся - краски гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, карандаш, скотч бумажный, стерка. 

Меж. предметные связи. Литература, ИЗО

Понятийный словарик школьника. "Иллюстрация", "художник-иллюстратор", "панно". 

Задание. Выполнить выбранный сюжет из книги «Сказка о золотом петушке" –образ Шамоханской царицы с шатром, используя метод копирования работы художника.

Содержание занятия. 

1.Орг. Момент. 

Педагог: Начинается урок, 

Он пойдет сегодня впрок. 

Постарайтесь все понять, 

На вопросы отвечать. 

 

2. Рефлексия 

Художественное слово к теме урока.  

Педагог: 

"-Негде, в тридевятом царстве, 

В тридесятом государстве, 

Жил - был славный царь Дадон. 

Смолоду был грозен он. 

И соседям то и дело 

Наносил обиды смело, 

Но под старость захотел 

Отдохнуть от ратных дел 

И покой себе устроить... 

Педагог: Догадались- из какого произведения этот отрывок? 

4. Постановка темы и цели занятия. 

педагог: "- В детстве я очень любила сказки... С каждой страницы смотрели на меня различные персонажи - бедная Золушка, находчивый Кот в сапогах и многие, многие другие. Когда я не умела читать, то рассматривала красочные картинки, пытаясь понять сказку, вглядываясь в образы сказочных героев. Картинки помогали понять их характеры: добрые герои или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные... 

Сегодня я приглашаю Вас в путешествие в мир сказки - сказки Александра Сергеевича Пушкина.   "Сказка о золотом петушке". 

Мы совместно выполним иллюстрацию к данному литературному произведению в виде красочной картины на черном фоне. Этот метод позволит сделать изображение очень ярким и сказочным. Работу вам предстоит выполнять, используя метод копирования, как это мы будем делать я расскажу. Ваша цель- продолжить потом свою работу, используя свою технику работы кистью и красками, подбирая на палитре интересное цветовое решение.

5. Актуализация знаний обучающихся.  

Вопросы обучающимся: 

- Если уж, нам предстоит выполнить иллюстрацию, то, будьте добры, скажите, что это за изображение "иллюстрация"?

(Изображение, сопровождающее и дополняющее текст литературного произведения). 

- Как называют художника, выполняющего иллюстрацию?

(Художник - иллюстратор). 

6. Беседа с обучающимися.  

- Как Вы думаете, с чего начинает свою работу художник - иллюстратор? 

-(со знакомством с произведением)

-Давайте же продолжим чтение этой удивительной сказки!

Читаю сказку и показываю иллюстрации художников к ней.

После прочтения, кратко довожу основную мысль этого произведения.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.


Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Физминутка 

Реснички опускаются… 
Глазки закрываются… 
Мы спокойно отдыхаем… 
Сном волшебным засыпаем… 
Дышится легко… 
Ровно… глубоко… 
Наши руки отдыхают 
Отдыхают… Засыпают… 
Шея не напряжена 
И расслаблена… 
Губы чуть приоткрываются… 
Все чудесно расслабляется… 
Дышится легко… ровно… глубоко… 
(Пауза.) 
Мы спокойно отдыхаем… 
Сном волшебным засыпаем… 
(Громче, быстрей, энергичней.) 
Хорошо нам отдыхать! 
Но пора уже вставать! 
Крепче кулачки сжимаем. 
Их повыше поднимаем. 
Потянулись! Улыбнулись! 
Всем открыть глаза и встать! 

 

7. Вводный инструктаж по выполнению практической работы 

Основной иллюстрацией А.С. Пушкина "Золотой петушок"

Мы возьмем сюжет с «Шамаханской царицей»


Для работы обучающиеся делятся на несколько групп.


1-ая – Это те дети, которые пожелают выполнить изображение самостоятельно; 

Остальные- изображают копию понравившегося эскиза педагога. Используя метод перевода изображения через копировку; 


Вопросы обучающимся: 

Какие цвета используются для изображения на темном?

(белила + цвета холодных и теплых тонов); 

Как работают кистью?

(мазками," в направлении" сверху вниз, можно наклонными мазками); 

  

8.Практическая работа. Текущий инструктаж и индивидуальная работа педагога.

 

Педагог осуществляет текущий инструктаж, индивидуально работая с каждым ребенком. Особое внимание уделяя работе учащихся с кистью. В ходе работы негромко звучит музыка.

 

9. Анализ выполненной работы 

Вопрос учащимся: 

Вам нравиться результат нашей работы? Если "да", то почему? Если "нет", то почему? 

Какой образ «Шамаханской царицы» у нас получился - "добрый" или "злой"? Почему? Обоснуйте свой ответ. 

 
 10. Подведение итогов занятия.  

Вопросы учащимся: 

Давайте подведём итоги занятия:

Кем вы были на занятии? как выполняли работу? понравилось ли работать? 

Какие возникли трудности? Что необходимо делать, чтобы не допускать ошибок в будущем? 

Вы помните, как заканчивается сказка А. С. Пушкина? - "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Какой урок Вы вынесли для себя на нашем занятии? 

11. Оценка деятельности обучающихся и рефлексия.

Педагог: - Я смотрю на наши работы, и думаю, что Вы уже многому научились, сотворили такую красоту. А, главное научились дружно, ВМЕСТЕ работать, ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ. Молодцы! Все постарались, но особенно хорошо работали ... (назвать имена) – эти работы могут участвовать в конкурсах и получать достойную оценку.


 

 

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации