Конспект занятия сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе "Ферма"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №180
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №180»)
Конспект занятия
сюжетно-ролевая игра
в подготовительной группе
"Ферма"
Подготовили воспитатели:
Кряжевских Н. А.
Кириленко И. В.
г. Барнаул. 2025г
Возрастная группа: Подготовительная (6-7 лет)
Время проведения: 40-50 минут (вторая половина дня)
Форма организации: Групповая сюжетно-ролевая игра.
Цели и задачи:
Цель: Создать условия для развития социального интеллекта, самостоятельности и творческих способностей детей через моделирование социальных отношений и трудовых процессов в контексте сельскохозяйственной тематики.
Направление | Задачи |
Образовательные | - Расширить и систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях (фермер, тракторист, доярка, агроном, ветеринар, продавец). - Закрепить знания о домашних животных и их детенышах, об овощах и фруктах, о сельскохозяйственной технике и инструментах. - Формировать умение креативно подходить к созданию игровой обстановки. |
Развивающие | - Развивать связную речь, диалогическое общение, умение договариваться, распределять роли. - Развивать воображение, творческие способности, инициативность. - Развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в большой группе. |
Воспитательные | - Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. - Воспитывать доброе и заботливое отношение к животным. - Формировать умение соблюдать правила игры и доводить начатое дело до конца. |
2. Предварительная работа:
1. Беседы: "Кто такой фермер?", "Как растут овощи?", "Почему корову называют кормилицей?", "Откуда хлеб пришел?".
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий на тему "Ферма", "Сельскохозяйственная техника", "Профессии села".
3. Чтение художественной литературы: стихи, загадки о животных и растениях, рассказы (например, "Кто чем поет?" В. Бианки, "Про овощи" Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»), Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Г. Х. Андерсон «Свинопас» . и др.).
4. Просмотр мультфильмов или познавательных видео ("Агробизнес", "Свинка Пеппа на ферме", На ферме – животные и техника. и т.д.).
5. Дидактические игры: "Чей детеныш?", "Кто что ест?", "Собери урожай", "Что где растет?".
6. Продуктивная деятельность:
· Лепка/рисование домашних животных, овощей, фруктов.
· Изготовление атрибутов совместно с детьми: овощи из папье-маше или соленого теста, бирочки для животных, таблички для полей ("Огород", "Пшеничное поле"), деньги, ценники, вывеска "Ферма" и "Магазин "Свежие продукты"".
3. Материалы и оборудование (атрибуты для игры):
· Для обозначения зон: Столы, ширмы, детские стульчики, модули.
· Зона "Животноводческая ферма":
· Игрушечные животные (коровы, лошади, свиньи, овцы, куры и цыплята).
· "Загоны" (строительный конструктор или веревки).
· Миски для корма, ведерки, щетки для ухода.
· Игрушечное ведро для молока.
· Зона "Поля/Огород":
· Макеты грядок (коробки пустые).
· Овощи и фрукты (муляжи или сделанные детьми).
· Лейки, грабли, лопатки.
· Игрушечный трактор или грузовичок для перевозки урожая.
· Зона "Магазин "Свежие продукты"":
· Прилавок, весы, кассовый аппарат (или калькулятор).
· Продукция: молоко, сыр, яйца (муляжи), овощи, фрукты, хлеб.
· Деньги (бумажные самодельные), сумки покупателей.
· Зона "Ветеринарная клиника":
· Белый халат и шапочка для ветеринара.
· "Аптечка": бинт, вата, пузырьки, шприц без иглы, фонендоскоп.
· Костюмы/элементы для ролей: Фуражка фермера, платочек для доярки, фартук для продавца/агронома.
4. Ход игры:
Этап игры | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Организационный момент. | Воспитатель собирает детей вокруг себя. "Ребята, сегодня к нам пришло интересное письмо. Жители нашего города просят помощи: в магазинах стало мало свежих молочных продуктов, овощей и фруктов. Давайте поможем им! Но как? Давайте создадим свою собственную ферму, где будут трудиться настоящие профессионалы!" | Дети проявляют интерес, высказывают свои предположения. |
2. Планирование и распределение ролей. | Воспитатель помогает детям спланировать игру. "Чтобы наша ферма работала, нужны специалисты. Кто нам нужен?" (Наводящие вопросы). Варианты ролей: - Фермер (главный, руководит работой). - Тракторист/Водитель (вспахивает поле, перевозит грузы). - Агроном (следит за посадками, решает, что и где сажать). - Доярка/Работник фермы (ухаживает за животными, кормит, доит). - Ветеринар (осматривает животных, лечит их). - Продавец в магазине (продает продукцию). - Покупатели (приезжают на ферму за свежими продуктами). | Дети предлагают роли, договариваются, кто кем будет. Распределение может проходить с помощью считалочки или по желанию. Воспитатель помогает разрешить спорные ситуации. |
3. Оборудование | Воспитатель помогает детям расставить мебель и атрибуты согласно выбранным ролям: организовать загоны, расставить грядки, разложить товар в магазине. "Давайте построим загон для коров вот здесь. А где у нас будет поле для пшеницы?" | Дети активно обустраивают пространство, вспоминая, как оно выглядит по представлениям и картинкам. |
4. Игра | Воспитатель является наблюдателем и косвенным участником. Он подключается к игре, если возникает заминка, помогает развить сюжет, вводит проблемную ситуацию. Примеры реплик: - (Входя в роль) "Фермер, у меня корова заболела, кажется, она ничего не ест. Позовите, пожалуйста, ветеринара!" - "Доярки, пора кормить телят! Они уже проголодались". - "Водитель, агроном сказал, что урожай картофеля готов к сбору, нужно отвезти его в магазин". - "Покупатели, в нашем магазине сегодня скидка на свежее молоко!" | Дети действуют согласно своим ролям, вступают в диалоги: - Агроном "сажает" овощи. - Тракторист "везет" урожай. - Доярки "доят" корову, "чистят" животных. - Ветеринар "осматривает" животных. - Продавец взвешивает товар, считает деньги. - Покупатели выбирают продукты, общаются с продавцом. |
5. Завершение игры. Подведение итогов. | Воспитатель дает сигнал о завершении игры. "Ребята, наша ферма завершает свою работу на сегодня. Пора наводить порядок на рабочих местах!" Помогает детям организовать уборку атрибутов. После этого собирает детей для обсуждения. Вопросы для анализа: - "Вам понравилась наша игра?" - "Кто кем сегодня был? Расскажи, что ты делал?" - "Какие возникли трудности? Что получилось лучше всего?" - "Мы помогли жителям города? Какими продуктами мы их обеспечили?" | Дети помогают убирать атрибуты на место. Делятся впечатлениями, рассказывают о своих действиях в роли, анализируют, что было интересно, а что сложно. |
6. Рефлексия | Молодцы! Вы сегодня были отличными фермерами! Знаете, а на следующей неделе мы могли бы открыть не просто магазин, а целый "Фермерский рынок", где будут продаваться не только продукты, но и, например, варенье или пироги, которые мы сами приготовим. Подумайте, что для этого нам понадобится!" | Дети высказывают идеи для последующих игр. |
5. Рефлексия:
· Дети научились самостоятельно организовывать игровое пространство, объединяться в игре, распределять роли.
· Расширился активный словарь по теме "Ферма", "Профессии", "Сельское хозяйство".
· Закреплены знания о пользе труда фермеров, о жизни домашних животных и выращивании растений.
· Развиты навыки сотрудничества, общения и решения игровых задач.
· Игра прошла активно, дети получили положительные эмоции и новый опыт.