Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с не живой природой с элементами экспериментирования с песком
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомление с не живой природой с элементами экспериментирования с песком.
Цель: Систематизировать и уточнять представления детей о свойстве песка.
Программное содержание: Продолжить учить опытным путем выявлять свойства песка: не растворяется в воде, передвигается с помощью ветра и человека и др. Способствовать овладению основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойстве песка. Рознакомить с принципом работы песочных часов. Закрепить умение самостоятельно делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к познанию не живой природы, коммуникативные навыки, самостоятельность
Ход НООД:
Воспитатель вместе с детьми входит в группу
Воспитатель: «Ребята, сегодня наша группа принимает гостей. Давайте поприветствуем их! (Приветствие детей). А теперь я приглашаю вас в «Лабораторию знаек». Сегодня мы с вами будем экспериментировать! А вот с чем мы будем экспериментировать вы узнаете, если отгадаете загадку!
Из камней он появился,
Зернами на свет явился,
Желтый, красный, белый
Или светло-серый
То морской он, по речной,
Отгадайте, кто такой? (Песок)
Воспитатель: -Правильно, ребята! Сегодня мы будем узнавать много нового о песке!
Но прежде чем начать наши исследования с песком, вы напомните нам правила безопасности. (Дети перечисляют правила безопасности работы с песком)
Песок сегодня будем изучать,
Ответы на вопросы получать,
Но помнить надо обязательно тогда,
Что мы должны всегда беречь глаза,
Дуть на песок ни в коем случае нельзя,
К лицу песок не надо подносить,
Ведь травму очень просто можно получить,
Да, и руки после опытов, конечно же, помыть!
Воспитатель: -Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила безопасности. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верим, не верим». А в этом нам поможет кубик! Его цвета укажут нам на конверт с заданиями!
Воспитатель приглашает ребенка который будет подкидывать кубик. Ребенок кидает кубик!
Воспитатель: - А теперь, пожалуйста, найди и принеси мне нужный нам конверт!
Ребенок находит конверт нужного цвета и приносит воспитателю.
Задание 1 : «Верите ли вы, что песок растворяется в воде?»
Воспитатель начинает фразу: -Верим, не верим. А дети продолжают фразу «Проверим!»
Воспитатель: -Сейчас каждый из вас это проверит. Я приглашаю вас подойти к первому столу.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят стаканы с водой, тарелка с песком, маленькие ложки, сухие салфетки. Воспитатель вместе с детьми последовательно выполняет опыт.
Воспитатель: Дети, зачерпните в ложку песка и высыпите песок в стакан с водой. Аккуратно перемешайте . (Дети выполняют задание)
Воспитатель: -Посмотрите, ребята, нам удалось растворить песок!?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: -Правильно! Какой из этого можно сделать вывод?
Ответ детей: «Песок не растворяется в воде»
Воспитатель: -Правильно, мы доказали, что песок не растворяется в воде.
Воспитатель прикрепляет к доске графическое изображение итога опыта.
Воспитатель: Отлично! Давайте еще раз подбросим кубик и узнаем следующее задание!
Воспитатель выбирает ребенка, который кинет кубик и принесет конверт с заданием.
Задание 2 «Верите ли вы, что песок можно передвигать?»
Воспитатель начинает фразу: -Верим, не верим. Дети продолжают фразу «Проверим!»
Сейчас я предлагаю переместиться в песчаную пустыню! Садитесь на стульчики.
Воспитатель включает видеоролик с песчаными пустынями, комментируя происходящее на экране.
«Посмотрите, песок в пустыни всегда сухой, из-за того, что здесь очень жарко и редко бывают дожди. Обратите внимание, какой там сильный ветер. И когда ветер стих, можно отчетливо увидеть как из песка появляются барханы. Барханы –это насыпь из песка. Они образовываются с помощью сильного ветра.
А сейчас садитесь вокруг клеенки с песком.
(Дети усаживаются на места.)
Воспитатель: - Предлагаю всем набрать в руку немного песка и попробовать сделать барханы. Сыпать нужно аккуратно сверху вниз, что бы получилась горка.
(Дети выполняют задание совместно с воспитателем)
Воспитатель:- Молодцы. Очень красивые барханы у всех получились. Теперь вы сможем ответить на вопрос «Кто или что помогает песку передвигаться.
Ответы детей : Ветер
Воспитатель: Правильно, в природе барханам помогает передвигаться ветер. А еще за счет чего он может передвигаться?
Ответы детей: С помощью человека.
Воспитатель клеит обозначение на доску
А теперь я на свой бархан налью воды, а вы посмотрите внимательно и расскажите, что получиться !?
Ответы детей: Песок намок
Воспитатель: -Ребята, сыпется ли у меня песок? Почему?
Ответы детей: Песок намок и теперь не сыплеться
Воспитатель: Правильно, песок намок и его мелкие частички склеились между собой. Значит Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: Мокрый песок не сыпется
Воспитатель: Правильно. Скажите, что можно делать из мокрого песка?
Ответы детей: Лепить пасхи, замки, горы.
Воспитатель: Абсолютно верно! Мы все это хорошо знаем и часто играем с песком.
Дети встают и идут к столу с кубиком.
Воспитатель: - Давайте снова подбросим кубик. Не терпеться узнать следующее задание!
Ребенок подкидывает кубик и приносит соответствующий конверт.
Задание 3 «Верите ли вы , что песком можно отмерять время?»
Воспитатель: «Верим, не верим». Дети продолжают «Проверим!»
Воспитатель:
Приглашаю вас к столу номер два. Перед вами необычные часы. Возьмите их в руки. Покрутите, рассмотрите. Кто может ответить, что находиться внутри них?
Ответы детей: Песок
Воспитатель: Правильно, внутри них находиться песок. Поэтому их и называют «Песочные часы». Они состоят из двух соединенных между собой сосудов. Их можно переворачивать и песок будет медленно пересыпаться из одного в другой сосуд. Для таких часов песок тщательно измельчен и высушен. Такие часы могут отмерять определённый отрезок времени. Наши песочные часы отмеряют ровно 1 минуту. И давайте проверим, успеем ли мы сделать физминутку ровно за одну минуту.
Проводиться физминутка под музыкальное сопровождение
Воспитатель: - Отлично, мы справились с заданием и успели сделать физминутку ровно за одну минуту. Ребята, давай те же ответим на вопрос «Верите ли вы, что песком можно отмерять время?» и с помощью чего?
Ответы детей: Да, время можно отмерять с помощью песочных часов.
Воспитатель: Замечательно, дети. Мы снова справились с заданием! А теперь я еще раз предлагаю вам подойти к кубику и узнать какое же задание нас еще ждет!
Дети вместе с воспитателем идут к столу с кубиком. Ребенок бросает кубик и приносит конверт соответствующего цвета воспитателю. Воспитатель читает задание.
Задание 4 «Верите ли вы, что на песке можно рисовать?!
Воспитатель: «Верим, не верим». Дети продолжают «Проверим!»
Воспитатель: -Ребята, я снова приглашаю вас сесть на стульчики!
Показ отрывка рисованием песком. Воспитатель комментирует происходящее на экране.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите- это художница, которая умеет рисовать песком. Они рисует очень аккуратно, ведь песок сухой и очень легкий. Здесь нужна сноровка. Ух ты как ловко у нее получается. А в конце у нее получилась настоящая картина. Посмотрите, как легко что-либо подправить на таком рисунке. Достаточно просто смахнуть песок.
А сейчас, ребята, обратите внимание на вот этот интересный и необычный стол. Это световой стол с песком, как у художницы из видео ролика. Сегодня мы с вами станем настоящими художниками и попробуем порисовать на этих столах. Рисовать мы будем с помощью приспособлений. Они вам уже знакомы.
Скажите, ребята, где мы сможем уводить и сухой и мокрый песок одновременно:
Ответы детей: На берегу моря
Воспитатель- Правильно , на море. И сегодня я предлагаю вам нарисовать морской пейзаж. У нас есть 2 стола и мы поделимся на 2 группы по пять человек.
Включается звук моря. Дети подходят к столам и начинают рисование.
Друзья, да мы все с вами художники. Очень увлекательное занятие рисовать песком.
Воспитатель подводит итог занятия с акцентом на графическое изображение.
Ну вот, итоги можно подвести,
Ведь мы прошли по верному пути,
И знаем точно свойства мы песка:
Его не растворит обычная вода,
Им точно время можно измерять,
И в разные места перемещать,
Песком легко картины рисовать,
И что захочешь им изображать!
Вот и подошло к концу наше с вами исследование. Вы были внимательны и любознательны. Спасибо вам! Давайте попрощаемся с гостями. (Дети прощаются с гостями)