Конспекты по истории от первобытного времени до 21 века. Тема «Восточные славяне в древности»

1
0
Материал опубликован 8 October 2016

Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных Близостью языков и общностью проис­хождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка — от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племе­на — скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

западные славяне – поляки, чехи, словаки;

южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Комментарии
Комментариев пока нет.