12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пименов Александр Николаевич761 Учитель истории и обществознания, преподаватель основ православной культуры Россия, Тульская обл., Тула Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. » |
Конспект урока по истории России «Восточные славяне»
КЛАСС: 6
АВТОР УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI в.
ТЕМА УРОКА «Восточные славяне»
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни восточных славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
- иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
- продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
- обогащать словарный запас,
- расширять кругозор детей,
Регулятивные:
- определять цель урока,
- определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
- определять правильность выполнения заданий,
- самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать;
- повышать интерес к самому процессу познания;
- ориентироваться в материале урока;
- сопоставлять и отбирать информацию;
- делать выводы;
- понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
- использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге,
- читать про себя и понимать прочитанное,
- отстаивать свою точку зрения,
- соблюдать правила речевого этикета,
- понимать точку зрения другого человека,
- участвовать в работе группы,
- распределять роли,
- договариваться друг с другом,
- оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Ученик получит возможность научиться:
- освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: для учителя - карточки с названием темы, ноутбук, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, модель жилища славянина; для детей - карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода: глиняный кувшин, веретено, клубок ниток, кованая тяпка, подкова, плетёное лукошко, лапти; музыкальные инструменты- бубен, погремушки, деревянные ложки, карта расселения древних славян.
| Ход урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | ||
1 Этап Включение в учебную деятельность. | - Здравствуйте, ребята!. -Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие. Любите путешествовать? А путешествовать мы будем соседскими общинами. В каждой общине будет: СТАРЕЙШИНА - он самый главный в общине; ТВОРЕЦ, который будет следить за творческим порядком; ЧТЕЦ, читает нужные тексты и ЛЕТПИСЕЦ, он будет вести записи в листе путешествия. ВОЛХВ – вдохновлять общину (если 4 человека в группе, то волхва нет). На столе у вас карточки с обязанностями, распределите между собой. Распределение ролей в группе между детьми: Старейшина, Творец, Летописец, Чтец. Встаньте старейшины каждой общины. Общины будут называться по его имени. А сейчас найдите лист оценивания (белый) и впишите свою ФИ. Я надеюсь, что в процессе путешествия каждая община будет работать активно, дружно и сплочённо. Посмотрите на слайд и в листе оценивания (приложение 1) отметьте, какое настроение у вас сейчас, выбрав символ (СОЛНЦЕ- радость, ТУЧКА — тревожность, ОГОНЬ - активность) Слайд 1 (Рефлексия) | Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые учителем | Осуществлять актуализацию знаний о правилах поведения на уроке и при работе в группе. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме | Строить монологическое высказывание | Самоконтроль своих действий. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролировать процесс своих действий. |
2 этап. Актуализация опорных знаний . Создание проблемной ситуации. | А теперь посмотрите на предметы на столе. Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы?(Дети высказывают различные предположения) Потомкам,предкам, современникам?(Слайд2) К кому мы отправимся в путешествие? Кто были наши предки? Какие есть предположения? Чтец 1 общины прочитай текст на слайде. Посмотрите на схему (на доске). Вспомните, пожалуйста, из курса ИСВ о каких племенах здесь идет речь и вставьте пропущенные элементы. (Слайд 3) Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем. Чтец 2 общины- прочитай выделенные слова. Как называются эти слова? Какие слова называют однокоренными? Назовите общий корень. Если в данную схему запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков (слайд 4) Итак, мы будем говорить о восточных славянах. – Восточные славяне. (Летописцы записывают в лист путешественника) (слайд 5) корень=суф.»ян»= окон.»е» | Рассматривают предметы, выдвигают предположения о том кому они могли принадлежать Читают текст. Слушают вопросы учителя. Отвечают на них. | Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного личного опыта. Анализируют и группируют слова. Формулируют ответ об однокоренных словах. Выполняют синтез частей слова. | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | Строят понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
3 этап. Определение темы урока-путешествия. Целеполагание | Определите тему нашего урока — путешествия (Слайд 6) О ком мы сегодня будем говорить?- Тема: Восточные славяне. Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать о жизни и быте восточных славян.) На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия? -Как они выглядели?Как жили? Чем они занимались? Кому поклонялись? Какое управление было? | Выдвижение предположения о теме урока-путешествия. | Выдвигать гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта | Формулируют вопрося по теме урока-путешествия | Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания. | Планируют деятельность по решению проблемы | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Умение ставить учебную задачуи добиваться её выполнения. |
4 этап. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. | 1. Групповая работа. - Поработаем карточкой . Задание для 1 общины. Расселение восточных славян ( см. приложение 2) Задание для 2 общины. (см. приложение 2) Занятия восточных славян. Задание для 3 общины. Быт и нравы Какими качествами обладали славяне? (см. приложение 2) Задание для 4 общины. «Верование древних славян». (см. приложение 2) Задание для 5 общины. «Управление древних славян». Выступления групп. а) Сейчас выступит община ...и расскажет нам о расселении древних славян. Где они жили? (Слайд 7) Дополнение учителя. Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болот- значит, они жили у … (болот) Г де жили поляне? – жители полей. А древляне? – жили среди “дерев”, жили влесу. б) Вторая община расскажет нам о том, чем занимались славяне? (Слайд 8) в) Третья община дополнит нам ответ на вопрос: какие были славяне? и расскажет какими чертами характера они обладали. г) А община … расскажет, о том, как они жили?(Слайд 9) В кого верили и кому поклонялись? Как управлялась соседская община? Все группы выступили, как вы думаете , что сейчас должен записать летописец, отвечая на вопрос — какие были славяне? Молодцы, ребята, славяне жили племенами и всё делали сообща: трудились, преодолевали трудности и сообща отдыхали, веселились. | Чтение текста. Работа с картой, открытие нового знания. Слушают вопрос учителя, выдвигают предположения. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение существенной информации из текста. | Работа в группах. Подготовка выступления перед другими группами. | Взаимодействие с учителем; - умение слушать собеседника; - умение формулировать собственное мнение, позицию. Планировать учебное сотрудничество в поиске информации. Уметь оформлять мысли в устной форме. | Планируют групповую работу по выполнению задания учителя | Принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своѐ действие. |
Физкультминутка | И мы сейчас с вами развяжем узелочек, возьмём музыкальные инструменты, встанем в общий хоровод и проведем физкультминутку под песню славянского фольклора, играя на инструментах и пританцовывая. | Выполняют физкультминутку под фольклорную музыку | Воспринимать музыку различных жанров. | Проводить физическую разгрузку в ходе работы. | |||
Работа с иллюстрацией «Поселение славян» и макетом жилища. (Слайд 11) -Продолжим наше путешествие? - Ребята, посмотрите -куда мы попали? Что мы видим? Какие особенности вы заметили? Для чего ров? -Ребята, посмотрите, что это? ( учитель показывает эскиз дома) -Из чего славяне строили дома? (Из бревен). Рассмотрите внимательно на это жилище . Какие особенности вы заметили? Информация для учителя: Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. «Жилище» - Как вы думаете, если мы заглянем внутрь, что там увидим? Давайте посмотрим, какая могла быть печь? (слайд 12) (Печь(Слайд ) лавку, стол, стулья.. –Что стоит около печки-каменки?(Слайд 13) В центре стоят жернова -два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Откуда у славян зерно?( Слайд 14) 5. Занятия славян. Глядя на картинки, запишите , чем занимались славяне. Дети, рассматривая слайды, записывают: Сл15 – Занимались земледелием, сеяли зерно. Сл.16 – Охотились с помощью лука и стрел. Сл.17- Занимались рыболовством. – Посмотрите на предметы на ваших столах. Что вы видите? Из чего сделан предмет. Для чего он служит? Как называется ремесло? (отвечает каждая группа)А теперь представьте, что вы в славянском посёлке. Кипит работа, никто не сидит на месте. Мне интересно, а чем же занимаются славянские дети? 6. Верования славян. Наше путешествие продолжается. Посмотрите внимательно, куда мы с вами попали?(Слайд 18) Что мы видим? Прочитайте , как это место называется? Для чего оно? _ Кому поклонялись? Во что верили? Долгое время славяне почитали разных богов. - Как вы думаете, почему? Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. (Слайд19)А какими ещё фантастическими существами населяли свой мир древние славяне?(Слайд 20) -Кто, по верованию славян жили в лесу? --- в лесах живут косматые лешие.А в озёрах и реках? --- обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки. Дома за печкой?-- охраняют заботливые домовые. А от нечистой силы делали различные обереги. | Выдвижение гипотез на основе жизненного опыта. Отвечают на вопросы учителя. Просмотр иллюстраций на слайдах презентации. Просмотр иллюстраций на слайдах презентации. | Строить логическое рассуждение. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста. | Выражают в речи свои мысли. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Высказывают предположения. Строят ответ на поставленный вопрос. | Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение планировать сотрудничество в группе. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию. Умение строить высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга. | Выполняют учебные действия в громкоречевой форме, контролируют свои действия. Контролируют свои действия в ходе работы. Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения. | Умение корректировать себя Принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают и сохраняют учебную задачу. | |
5 этап. Включение изученного в систему знаний и повторений | Заканчивая наше путешествие, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и выполним тесты Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы. Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община ( или дети...имя). Поставьте себе в листе оценивания оценку 5 за устный ответ. | Выполняют тесты | Умение осуществлять самоконтроль | ||||
6 этап. Рефлексия | Какая тема урока была? – Какую мы поставили цель путешествия? Узнать о том, где жили славяне? Узнали мы? Где поселились славяне? Ещё какую цель мы ставили? Рефлексия Наше путешествие назад в прошлое подходит к концу. С каким настроением вы завершаете путешествие? | Отвечают на вопросы учителя. | Обобщать знания о полученном материале. | Слушают друг друга , высказывают своё мнение. | Строить высказывания , понятные одноклассникам | Оценивают свою работу. | Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей деятельности. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф №2 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке” Для слабых учащихся приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники». | Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания, определять характер взаимоотношений древних славян с природой. |
Примечание: на столах у детей стоят предметы
1 группа- подкова и тяпка( старые)
2 группа — крынка и чаша (глиняные) 3 группа- веретено и клубок шерстяных нитей 4 группа - лукошко и лапти