Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные технологии и подходы по формированию связанной речи у дошкольников»

5
0
Материал опубликован 23 February

Консультация для педагогов ДОУ

«Современные технологии и подходы по формированию связанной речи у дошкольников»

 

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. 

Причины отставания в речевом развитии детей: - падающий уровень общей культуры родителей - разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, живых способов общения- дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев любимых персонажей. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Используя современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ, педагоги, логопеды и психологи особе внимание уделяют связной речи. Почему именно ей? Есть несколько причин:

Связная речь позволяет реализовать главную функцию языка и речи в целом — общение с окружающими людьми;

Связная речь лучше всего показывает связь между умственным и речевым развитием.

Связная речь включает в себя другие стороны речи, в том числе грамматическую, фонетическую и лексическую.

 

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

 Монологическая речь связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.  Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания  Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом

. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.

 В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно

 На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.

Монологическая речь – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольники не способны освоить монолог на должном уровне. В мире на детей ежедневно выливаются тонны самой разнообразной информации. Сейчас уже практически не встретишь фильмоскопов, рассказанных мамами или бабушками сказок на ночь и уютных вечерних посиделок. Их заменили телевизор, планшет, смартфоны и аудио-сказки. Не все дети способны выдержать такой информационный поток, из-за чего тормозится и речевое развитие, и психическое. Понимая это, психологи и педагоги разработали современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Что это за технологии и какой эффект они имеют? Рассмотрим подробнее

. В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Методы :

Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы.

Например, такие как, мнемотехника, наглядное моделирование, ТРИЗ, мозговой штурм,метод проектной деятельности, различные виды игр, азбука общения, технология активизиующего обучения и др.

ТРИЗ или Теории Решения Избирательских Задач. Она способствует развитию логического мышления, фантазии, учит размышлять, понимать происходящее вокруг, увеличивает словарный запас и помогает сформировать связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Мозговой штурм.

Метод Мозгового Штурма можно использовать во время НОД, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Напомним правила мозгового штурма:

- исключение всякой критики;

- поощрение самых невероятных идей;

- большое количество ответов, предложений;

- чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Метод проектной деятельности.

Преимущества проектной деятельности:

- данная технология является методом развивающего обучения;

- развивает самостоятельность и инициативу детей;

- развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);

- дает новый толчок в отношениях «родитель - ребенок – детский сад»; - проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля»,

а не «исполнителя. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников

 Азбука общения. Направлена на формирование у ребенка понятия об отношениях между людьми. По сути, это сборник игр и упражнений, которые помогают детям создать эмоционально-мотивационные установки по отношению к самим себе и окружающим, а также сформировать модель поведения в обществе. Одна из задач технологии — научить ребенка понимать собственные мысли и чувства и выражать их, а также оценивать мысли и чувства окружающих.

Развитие диалогического общения. Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога.

Эта технология учит находить общий язык с окружающими, используя вербальные и невербальные средства. Как правильно вести диалог, ребенок видит на примере взрослых. При общении с ними он овладевает навыками построения взаимоотношений в разных ситуациях. Но в этом случае его речь становится ситуативной, свернутой, чего не скажешь об общении со сверстниками. Стоит отметить, что формирование диалогической речи, по мнению многих специалистов, является приоритетной задачей речевого развития детей дошкольного возраста.

Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Еще одна современная технология в развитии связной речи дошкольников. Подразумевает повышение ее качества. Ребенок не просто работает умственно, но и проводит познавательную деятельность. В пример можно привести разговоры с детьми о том, какие общие признаки есть у нескольких предметов, чем они отличаются, из каких частей состоит предмет, каким объект был раньше и каким стал. Вариантов десятки.

Мнемотехника. Это современные образовательные технологии для развития речи дошкольников, связанные с запоминанием информации с помощью различных образов и ассоциаций. 

ИГРЫ. Об игровом подходе стоит сказать отдельно. Как говорится выше, игры по праву считаются одним из самых эффективных методов обучения. Поэтому их использование обязательно. Современные игровые технологии в развитии речи дошкольника предполагают проведение нескольких видов игр. Есть ряд примеров: Назвать героя. Педагог предлагает детям назвать тех героев из сказок или мультфильмов, которые в полной мере соответствуют заданным параметрам. Допустим, нужно выбрать героев-девочек. Это может быть Герда из сказки о Андерсена о снежной королеве или Женя из мультфильма «Цветик-семицветик».

Назвать действия того или иного героя. Здесь можно задать конкретные требования, например, отвечать исключительно глаголами.  Волшебник. Задача этой игры — научить ребенка давать предметам уникальные свойства. Здесь уместно использовать круги Луллия. В процессе игры дети будут раскручивать круги и рассказывать о том, что происходит с предметом после того, как он столкнулся с магией.  Синквейн

Еще один из инновационных методов развития речи дошкольников. Это стихотворение без рифмы. Его составление — возможность пополнить словарный запас и побудить ребенка к размышлению. Как это работает?

Для начала детям нужно объяснить, что такое сам предмет и что такое действия. Рассказать, какими могут быть признаки предмета, разницу между живыми и неживыми. По возможности научить ставить вопросы к предметам, их действиям и свойствам, отображать их на бумаге.

Процесс создания синквейна таков:

Придумать название, которое бы отображало суть будущего стихотворения. Это обязательно должно быть существительное. Название должно состоять из 1 слова.

Придумать 2 слова, которые бы максимально точно описывали главную мысль синквейна.

Найти 3 глагола, которые опишут действия.

Составить фразы, которые выразят отношение к происходящему.

Найти слово, которое будет синонимом к названию и также отобразит суть.

Для того, чтобы дети быстрее освоили технику составления синквейна, можно использовать наглядные пособия в виде картинок, схем и т.д.

Применение мультимедиа и интерактивных технологий

Использование таких инновационных технологий в речевом развитии дошкольников позволяет им научиться работать с аудио- и видеофайлами, а также различными графическими изображениями. Какая в этом польза?

Улучшается визуальное восприятие, понимание увиденного. Дети запоминают новые для них слова, предметы, понятия, а также улучшают словарный запас.

Развиваются слуховые навыки. Ребенок учится не только воспринимать речь на слух, но и различать звуки, ритм, интонацию и другие нюансы.

Еще один плюс — дошкольники принимают в процессе обучения активное участие. Они взаимодействуют между собой, выражают свои собственные мысли и чувства, улучшают память, внимание, усидчивость. Значительно облегчают жизнь воспитателя современные интерактивные технологии, такие как логопедические столы  или комплексы с набором встроенных игр для детей дошкольного возраста.

Итак, классические и инновационные формы развития речи у дошкольников преследуют одну цель — научить ребенка связно излагать свои мысли. Как показывает практика, сейчас с этим большая проблема. Многие дети сталкиваются с задержкой речевого развития. Виной всему обилие информации, с которой детской психике непросто справиться. Поэтому педагогам ДОУ важно ответственно подойти к разработке и внедрению технологий, направленных на речевое развитие воспитанников.


 

Учитель-логопед Крупина С.В

МБДОУ детский сад №151 «Маяк» г. Брянска


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации