Консультация для родителей «Общие рекомендации по оказанию помощи в развитии ребенка с ОВЗ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С ОВЗ»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Правильно организованное общение с ребенком в семье - залог успешного формирования речевых навыков. Для этого родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Любые окружающие предметы и действия с ними могут служить поводом для речевой активности детей в повседневной жизни. Самое актуальное и важное на сегодняшний день – сократить время провождение ребенка со смартфоном или планшетом. Речь ребёнка развивается ТОЛЬКО при живом общении с взрослым, по подражанию в ходе совместной деятельности. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками. Ходите по лестнице вниз и вверх приставным шагом. Ловите и катайте мячик. Делать вместе с малышом пальчиковую гимнастику и логоритмику. Одна из самых доступных и действенных систем занятий – логоритмика Екатерины Железновой,
которую без труда можно найти в интернете и попробовать повторить со своим ребёнком.
Для развития мелкой моторики рекомендуется захватывать пальцами любые мелкие предметы или крупы (фасоль, горох), перекладывать их с маленького подноса или тарелочки на стол. Рисуйте с ребёнком, конструируйте из деталей конструктора домики, гаражи для машин разного размера, собирайте пазлы, разрезные картинки и т.д. Прекрасно развивают речь театрализация сказок в виде пальчиковых игр («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»).
ВМЕСТЕ — НЕ ЗНАЧИТ ВМЕСТО!
Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками. Помните! Важно научить ребенка, а только потом требовать от него самостоятельности. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления являются основой для умственного развития ребенка. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Предлагайте ребенку собирать четырёх составную или пяти составную пирамидки из колец разной величины, каждый раз выбирая на основе зрительного соотнесения самое большое кольцо. Выкладывайте вместе с ребенком дорожки из кирпичиков или деталей мозаики основных цветов.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАННЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.
РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Важен не возраст, а период и качество занятий. Если Вы не научили навыкам в определенный возрастной уровень развития, то с каждым упущенным возрастным этапом, возникают трудности, прежде всего, для самого ребенка. Развивается инфантильность (дефект воспитания!). При своевременном обучении и воспитании – действия ребенка приобретают осмысленный и качественный характер. Важно не упустить формирование навыка на каждом возрастном этапе, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений и опыта.
Tatakry71