Памятка для родителей «Рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком с РДА»
Признаки аутизма
1. Черты обычного ребенка:
- постоянно задает вопросы;
- залезает на горку, на вверх дивана;
- любит играть на детской площадке, когда там много детей;
- активно привлекает детей в свою игру;
- любит кошек;
- разбирает вещи по частям;
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми;
- любит разноцветные шерстяные свитера;
- любит громкую музыку;
- любит играть на барабанах или стучать;
- требует новых игрушек;
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате.
2.Черты ребенка-аутиста:
- не смотрит в глаза;
- не играет со сверстниками;
- не испытывает радости;
- не нуждается в контакте с окружающими;
- не разговаривает с окружающими;
- повторяет одни и те же слова или предложения;
- выполняет одни и те же механические движения;
- играет только с определенными игрушками;
- общается только с одним членом семьи,
- избирателен в еде;
- не любит телесный контакт,
- плохо спит;
- играет один;
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцев);
- боится громких звуков, закрывает уши руками;
- нюхает предметы, в том числе и не съедобные;
- хаотично передвигается по помещению;
- быстро утомляется;
- избегает яркого света.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений.
Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.
Поддерживать эмоционально теплые отношения.
При обучении ребенка использовать схемы и модели.
Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и не вербальных сигналов об испытываемом дискомфорте.
Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития.
Искоренять причину страхов ребенка, придумывать вместе с ним способы победы над страхом.
Все новое в жизни ребенка вводить постепенно, дозированно.
В момент вспышек агрессии держать себя в руках.
Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.
Как учить ребенка-аутиста:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления;
четко организовывать пространство;
использовать подписанные системы хранения;
подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
обращаться к ребенку по имени;
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
Хороводные игры.
Игры с правилами.
Пускать мыльные пузыри.
Играть с водой.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
352192, Краснодарский край,
Г. Гулькевичи,
Промзона №10
Контактный телефон:
8(86160)5-54-95
e-mail: Ostrov_detstva@msrsp.krasnobar.ru
официальный сайт: gulkevichi_rc.ru
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Составила:
социальный педагог
Плашкина Виктория Михайловна
г. Гулькевичи
2017
Акатова Ирина Анатольевна