Консультация для родителей «Влияние сказок на всестороннее развитие ребенка»
ГБДОУ №120 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 2015-2016 уч. год
Консультация для родителей.
Тема: Влияние сказок на всестороннее развитие ребенка.
учитель-логопед: Логинова Л.А.
Дорогие родители! Человечество встречает своё дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и жизни. Мышление ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре, в которой ребенок использует предметы-заместители.
Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию. Вначале нужно обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели.
Моделируя сказки, вы научите детей прятать сказочных героев в геометрические фигуры. Например, вы показываете три одинаковых розовых кружка. Вспомните с ребенком, какие сказочные герои спрятались в этих кружках. («Три поросенка»). Стоит вам показать три одинаковых по цвету (коричневых) кружка, но разных по величине – дети вспомнят сказку «Три медведя». Семь маленьких беленьких одинаковых треугольников и один большой серый треугольник – дети узнают сказку «Волк и семеро козлят». Шесть уменьшающихся треугольников (квадратов, прямоугольников, овалов) – это, конечно же, «Репка». Так же, используя геометрические фигуры, можно моделировать сказки «Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка». На основе сказки также придумываются задачки (кого или чего в этой сказке больше или меньше?), считалки (посчитай сколько кого-то или чего-то), закрепляются знания о геометрических фигурах. Можно просто показать ребенку два брусочка различной высоты и спросить, что это может быть. Предложите детям, чтобы они сами придумали свои варианты. Это будет интересно, весело и полезно!
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Уважаемые, родители, используйте метод моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию! Детям предлагайте геометрические фигурки: квадратики и кружки, разного размера, разного цвета. Дети быстро выберут нужные фигурки. Выкладывайте и рассказывайте сказку, добавляя нужные геометрические фигурки или полосочки к своим персонажам. Дети быстро осваивают метод моделирования, с интересом и с охотой подбирают заместители героям сказки, без труда рассказывают сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» отбирайте сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого.
По результатам диагностики дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи. Одним из способов планирования связного высказывания является метод наглядного моделирования. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные изображения, картинки;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
геометрические фигуры.
Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка и обеспечивает последовательность его рассказа. Для работы над составлением описательных рассказов могут быть использованы «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко.
Рассказ с элементами творчества – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Это придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, способности самостоятельно моделировать схему рассказа. Необходимо помнить, что ребенок зачастую боится самостоятельно придумывать какой-либо рассказ, и здесь нам на помощь приходит метод составления модели. Родители могут предложить конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие, происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, запоминать стихи, обучаются алгоритмам поведения (правилам поведения на дороге, как правильно поливать цветы, как правильно одеваться, как вести себя в группе, как правильно умываться…), изучают математику, ОБЖ и другие науки.
Список литературы:
1. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
2. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005
3. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.
4. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.