Консультация для воспитателей на тему «Здоровьесберегающие технологии для работы с детьми с ТНР»
Консультация для воспитателей
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников: физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, социальные. Также современные дошкольники испытывают значительные
умственные перегрузки. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей. Практика показывает, что количество детей с нарушенным речевым развитием с каждым годом увеличивается.
Среди таких детей как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Дети с ТНР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой переключаемостью внимания. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Конечно же использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях велико.
Цель консультации:
Знакомство педагогов с эффективными способами использования здоровьесберегающих технологий, с целью оптимизации процесса коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Повысить уровень знаний у воспитателей об использовании инновационных здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
- Формировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях, о возможностях их применения.
- Включить воспитателей в совместную деятельность с учителем – логопедом по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий в развитии речи
детей.
Доказано, что дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности,
обусловленные нарушением. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное
беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, гиперактивность или заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Эти факторы препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром. Использование инновационных методов коррекционного воздействия, а также эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске инновационных форм и образовательных технологий. И одним из таких направлений является включение здоровьесберегающих технологий в деятельность с дошкольниками.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению
показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. У детей с нарушениями речи это особенно заметно, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально волевой сфере. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
«Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Кинезитерапия -От греческого kinesis — движение, , therapia — лечение, т.е.кинезитерапия – это лечение движением
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических
процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной
системы. Самое распространенное упражнение: «Кулак– ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» ( совместное движение глаз и языка).
«Гидрогимнастика, как нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики»
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплойводе различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т.д.)
Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
«Су-Джок терапия»
Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и
профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик»,
«Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке). Таким образом, Су - Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
«Песочная терапия в логопедической практике»
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию
тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся
более усидчивыми.