Контрольная работа по литературе в 11 классе по теме: "Поэзия первой половины ХХ века" (5 вариантов)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА» -
1 вариант
М.И. Цветаева «Тоска по родине» (1934)
1. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием.
2. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный лев», «разоблачённая морока»).
3.В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово меняется местами с определением, что способствует усилению эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях?
4. Как называется приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков: «по каким камням», «совершенно всё равно»?
5. Выпишите из текста стихотворения 2 слова, которые придуманы М.И. Цветаевой для достижения художественной выразительности. Как называются такие слова?
6. Что символизирует в стихотворении М.И. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
7. Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении? Дайте развёрнутый связный ответ, обязательно используйте примеры употребления знаков (4-5 предложений).
8. Какой предстаёт лирическая героиня этого стихотворения (настроение, чувства, характеристика)? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА» - 2 вариант
О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (1930)
1. Атмосфера Петербурга в стихотворении создаётся с помощью использования особого рода устойчивых неделимых словосочетаний ("вырванный с мясом", "ночь напролёт"). Как они называются?
2. Как называется обращение к неживому предмету, оживление его ("Петербург, у меня ещё есть адреса")?
3. Какой приём использован в стихотворении для усиления эмоциональной выразительности в следующих строках: "...так глотай же скорей//...Узнавай же скорее..."?
4. Назовите художественное средство, которое автор использует в последней строчке стихотворения.
5. Назовите художественное средство, встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета: «зловещий желток».
6. Какие цвета использует автор для того, чтобы «нарисовать» город, в который он вернулся? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
7. Что читатель узнаёт о Петербурге 30-х годов из данного стихотворения? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
8. Какую роль в стихотворении играет упоминание старого и нового названий города? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА» -
3 вариант
А.А. Ахматова «Мужество» (1942)
1. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?
2. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).
3. Назовите стилистический приём, основанный на повторении слов в начале нескольких строк («Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова»)
4. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «Мужество нас не покинет».
5. Какое художественное средство использует автор в следующей строке: «Час мужества пробил на наших часах»?
6. Почему стихотворение названо «Мужество»? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
7. «Мы знаем, что ныне лежит на весах…» Что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
8. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА» -
4 вариант
Б.Л. Пастернак «Гамлет» (1946)
- Каким термином называют одно из художественных средств: образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?
- Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь – театр»?
- Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.
- Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далёком отголоске, // Что случится на моём веку»)?
5) Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический приём, основанный на повторении однородных согласных звуков:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути...
6) Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (развёрнутый ответ 4-5 предложений)
7)Прокомментируйте последнюю строчку стихотворения. Почему в финале автор использует пословицу? (развёрнутый ответ 4-5 предложений)
- Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра? (развёрнутый ответ 4-5 предложений)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА» -
5 вариант
В.В. Маяковский «Послушайте!» (1914)
1.Какие имена прилагательные описывают внутреннее состояние лирического героя?
2.Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется вид вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
3.Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое («в метелях полуденной пыли»)?
4.Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звёздам, с тем, кто называет их «жемчужиной». Как называется использованный автором приём противопоставления предметов и явлений?
5. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк (“значит — это кому-нибудь нужно? // Значит — это необходимо…”).
6. В эпитетах «тревожный» и «спокойный наружно» отражается внутреннее состояние лирического героя. Что его волнует? Что его мучит? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
7. О чём говорит вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё-таки добавил восклицательный знак к знаку вопроса? Дайте развёрнутый связный ответ (4-5 предложений).
8. В чём, по мнению Маяковского, заключается предназначение поэта? (Дайте развёрнутый ответ с опорой на текст – 4-5 предложений).