12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдуллина Карина Анваровна44
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Гаяза Исламетдиновича Баймурзина











Контрольная работа по истории

Раздел: «История России с древнейших времён до начала XVI века» 6 класс









Автор: Абдуллина Карина Анваровна,

учитель истории и обществознания

Муниципального

общеобразовательного учреждения

Аргаяшской средней

общеобразовательной школы №2

Аргаяшского муниципального района

Челябинской области








2024






1. Перечень предметных планируемых результатов, которые должны быть освоены учащимися при изучении раздела «История России с древнейших времен до начала XVI века»


Кодификатор

Предметные результаты

1.

Умение синхронизировать изученные события, явления, процессы истории России.


2.

Объяснение смысла изученных исторических понятий по истории России с древнейших времён до начала XVI в.


3.

Составление простого плана изучаемой темы, рассказа по плану об изученных событиях, явлениях, процессах истории России с древнейших времён до начала XVI в., используя различные источники информации, изученные понятия.


4.

Выделение существенных черт и характерных признаков исторических событий, явлений, процессов истории России с древнейших времён до начала XVI в.


5.

Установление причинно-следственных, пространственных, временных связей исторических событий, явлений, процессов.


6.

Определение на основании текста исторического источника по истории России с древнейших времён до начала XVI в. его авторство, время, место, события, явления, процессы, исторических деятелей, о которых идет речь; извлекать из исторического источника информацию, необходимую для решения познавательной задачи.

7.

Умение различать основные виды письменных источников по истории России с древнейших времён до начала XVI в.


8.

Чтение и использование исторических карт/схем различных типов при изучении событий, явлений, процессов истории России с древнейших времён до начала XVI в.; определение событий, процессов, обозначенных на исторической карте/схеме;


9.

Использование текстовых, графических и визуальных источников исторической информации по истории России с древнейших времён до начала XVI в. при изучении событий, явлений, процессов, соотнесение визуальных источников исторической информации с событиями, процессами, явлениями.


10.

Определение последовательности изученных исторических событий, явлений, процессов.


11.

Читать и использовать исторические карты/схемы.




2. Тематический план контрольной работы



п/п

Проверяемые виды деятельности

Проверяемое содержание – раздел курса

Уровень сложности задания

Максимальный балл за задание

1

Умение синхронизировать изученные события, явления, процессы истории России.


Русь в IX – первой половине XII в.

Русские земли в середине XIII – XIV в.


Б

2

2

Объяснение смысла изученных исторических понятий по истории России с древнейших времён до начала XVI в.


Русь в IX – первой половине XII в.


Б

2

3

Определение на основании текста исторического источника по истории России с древнейших времён до начала XVI в. его авторство, время, место, события, явления, процессы, исторических деятелей, о которых идет речь;

Русь в IX – первой половине XII в.


П

3

4

Умение синхронизировать изученные события, явления, процессы истории России.


Русские земли в середине XIII–XIV в.

Б

2

5

Установление причинно-следственных, пространственных, временных связей исторических событий, явлений, процессов.


Русские земли в середине XIII–XIV в.

Б

1

6

Чтение и использование исторических карт/схем различных типов при изучении событий, явлений, процессов истории России с древнейших времён до начала XVI в.; определение событий, процессов, обозначенных на исторической карте/схеме.


Русские земли в середине XIII–XIV в.

Б

2

7

Выделение существенных черт и характерных признаков исторических событий, явлений, процессов истории России с древнейших времён до начала XVI в.


Русские земли в середине XIII – XIV в.

Б

1

8

Знание культурных источников по истории России и их кратких характеристик.

Русь в IX – первой половине XII в.

Русские земли в середине XIII–XIV в.

Б

1

9

Высказывание собственной точки зрения, опираясь на знания исторических событий

Русские земли в середине XIII–XIV в.

П

2

10

Использование изученного материала по истории родного края для изучения особенностей исторического развития своего региона.

История Южного Урала с древнейших времен до начала XVI века

П

2

Всего заданий – 10; по уровню сложности: Б – 7; П – 3.

Общее время выполнения работы – 45 минут.

Максимальный первичный балл – 17.



3. Характеристика оценочных материалов


Контрольная работа состоит из 10 разноуровневых заданий.

В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности.

На выполнение контрольной работы отводится 45 мин.

Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется.

Выполнение задания в зависимости от типа и сложности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 17 баллов.




4. Критерии и система оценивания работы

1 задание. 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События: Годы:

1)Призвание варягов А) 1380

2)Любеческий съезд Б) 1223

3)Куликовская битва В) 862

4)Поход Олега на Константинополь Г) 1097

5)Битва на Калке Д)911

Ответ:_____________


Максимальный балл – 2 балла

Правильно установлено соответствие между событиями и годами

2

Допущена одна ошибка в установлении соответствия между событиями и годами

1

В ответе допущено более двух ошибок

0

2 задание.

2.1. Внизу приведен список исторических терминов. Определите, какой приведенных терминов НЕ связан с деятельностью первых киевских князей.

Погосты, баскак, уроки, князь, полюдье

2.2. Дайте определение этому термину


Максимальный балл – 2 балла

Правильно определен термин и верно дано определение

2

Дан правильный ответ только на одно задание

1

Дан ошибочный ответ или отсутствует

0

3 задание. Внимательно прочитайте отрывок из исторического источника по истории России и выполните задания.

«Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?»»

3.1. О каком историческом событии говорится в данном отрывке из исторического источника?

3.2. Напишите два прозвища князя, о котором идет речь в данном отрывке.


Максимальный балл – 3 балла

Правильно установлено историческое событие и даны два прозвища князя Владимира.

3

Дан верный ответ только на одно из заданий

1

Дан ошибочный ответ. Ответ отсутствует.

0

4 задание. 4.1. Расположите в правильной хронологической последовательности исторические события.

Битва на Калке, Стояние на Угре, Ледовое побоище, Основание Москвы, Куликовская битва

4.2. С каким из вышеупомянутых событий связано имя великого князя Дмитрия Донского?

Максимальный балл – 2 балла

Правильно расположен хронологический ряд событий и правильно установлено событие

2

Верно выполнено лишь одно задание

1

Ответ неверный

0

5 задание. Установите причинно-следственные связи между историческими событиями. К каждому положению из первого столбца подберите соответствующее положение из второго столбца.

1) Правление Ярослава Мудрого

2) Правление Юрия Долгорукого

3) Начало политической раздробленности

на Руси

А)Поражение русских войск на р. Калке

Б) Принятие «Русской Правды»

В) Первое упоминание о Москве


Максимальный балл – 1 балл

Верно установлены причинно-следственные связи исторических событий

1

Задание выполнено неверно

0

6 задание. Определите, схема какого исторического события изображена на иллюстрации. В ответе запишите название события, год и итог.

t1707581809aa.jpg

Максимальный балл – 2 балла

Верно записаны название события, год и итог

2

В ответе допущена одна ошибка

1

Задание выполнено неверно

0

7 задание. Какие из перечисленных мероприятий относятся к внутриполитической деятельности Ивана Калиты? Найдите в приведённом списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перенос резиденции митрополита Русской православной церкви в Москву

2) создание письменного свода законов «Судебник»

3) присоединение Тверского княжества к Московскому

4) передача монголами Москве права сбора дани со всех русских земель

5) написание литературного памятника «Поучение детям»


Максимальный балл – 1 балл

Правильно указаны два мероприятия внутриполитической деятельности Ивана Калиты

1

Задание выполнено неверно

0

8 задание. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры

1. «Поучение детям»

2. Десятинная церковь в Киеве

3. «Повесть временных лет» один из источников по истории России

4. Икона «Троица»

5. «Задонщина»

Краткие характеристики

А. Памятник посвящен событиям Куликовской битвы

Б. Автор – Андрей Рублев

В. Один из древнейших летописных

Г. Первый каменный православный храм на Руси

Д. литературный памятник XII века, написанный Великим князем  Владимиром Мономахом

Максимальный балл – 1 балл

Правильно установлено соответствие

1

В ответе содержится одна ошибка или ответ дан неверно

0

9 задание. В начале Великой Отечественной Войны на советские экраны возвращается фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский». 7 ноября 1941 года Иосиф Сталин выступает с речью, в которой упоминает великого русского князя Александра Невского. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского. Как вы думаете, с чем связан возросший интерес к образу великого князя в годы Великой Отечественной Войны?

Максимальный балл - 2 балл

Ответ дан верно. Ответ допускается в разных формулировках

2

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованиям задания.

0

10 задание. Внимательно прочитайте текст и выполните задания

«Скотоводство давало все необходимое. В употребление шли мясо и молоко, шкуры и шерсть. Как у всех кочевников, лошадь имела огромное значение в жизни (….), как в хозяйственном, так и в религиозном плане.

Племена древних (…) не только разводили скот, но и перенимали от своих соседей разные хозяйственные традиции. (…) занимались лесной охотой с помощью склеенных из разных пород деревьев луков, самострелов и ловушек.

У них существовало речное и озерное рыболовство с острогой и долбленными лодками. Кроме охоты (…) в лесах занимались бортничеством – сбором меда диких пчел. Путешественники отмечали владение древними (…) кузнечным и ювелирным искусством»1.

10.1. О каком народе, населяющем территорию Южного Урала, идет речь в тексте?

10.2. Выпишите занятия этого народа, приведенные в тексте.

Максимальный балл – 2 балла

Верно определено название народа и выписаны занятия

2

Верно определено только название народа или только выписаны занятия

1

Ответ неверный или отсутствует

0



5. Ключи к заданиям

1

1В2Г3А4Д5Б

2

Баскаки. Баскаки – представители монгольского хана, сборщики налогов

3

Принятие христианства ИЛИ выбор веры. Прозвища – Святой, Красное Солнышко

4

41352. Куликовская битва

5

1Б2В3А

6

Куликовская битва. 1380, победа войска Дмитрия Донского над войском Мамая.

7

14

8

1Д2Г3В4Б5А

9

Героические победы Александра Невского воодушевляли ИЛИ должны были воодушевлять советский народ в борьбе с фашистами. Возможны другие формулировки ответа.

10

Башкиры. Основные занятия – скотоводство, лесная охота, речное и озерное рыболовство, бортничество, кузнечное и ювелирное искусство.



6. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0-3

4-8

9-12

13-17





Контрольная работа по учебному разделу «История России с древнейших времён до начала XVI века» 6 класс



Инструкция по выполнению работы


Работа состоит из 10 заданий.

На выполнение работы по истории отводится 1урок (45 минут).

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!



























ФИО_____________________________________________________________

Класс___________________________________________________________



1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События: Годы:

1)Призвание варягов А) 1380

2)Любеческий съезд Б) 1223

3)Куликовская битва В) 862

4)Поход Олега на Константинополь Г) 1097

5)Битва на Калке Д)911

Ответ:_____________

2. 2.1. Внизу приведен список исторических терминов. Определите, какой приведенных терминов НЕ связан с деятельностью первых киевских князей.

Погосты, баскак, уроки, князь, полюдье

Ответ: ________________________________________________________

2.2. Дайте определение этому термину

Ответ: ________________________________________________________


3. Внимательно прочитайте отрывок из исторического источника по истории России и выполните задания.

«Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?»»

3.1. О каком историческом событии говорится в данном отрывке из исторического источника?

Ответ:__________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.2. Напишите два прозвища князя, о котором идет речь в данном отрывке.

Ответ:__________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. 4.1. Расположите в правильной хронологической последовательности исторические события.

1)Битва на Калке; 2)Стояние на Угре; 3)Ледовое побоище; 4)Основание Москвы; 5) Куликовская битва

Ответ: ­­­

_________________________________________________________________________ ­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________________


4.2. С каким из вышеупомянутых событий связано имя великого князя Дмитрия Донского?

Ответ: ­­­

_________________________________________________________________________

5. Установите причинно-следственные связи между историческими событиями. К каждому положению из первого столбца подберите соответствующее положение из второго столбца.


1) Правление Ярослава Мудрого А) Поражение русских войск в битве

на р. Калке

2) Правление Юрия Долгорукого Б) Принятие «Русской Правды»

3) Начало политической раздробленности

на Руси В) Первое упоминание о Москве

Ответ:_________________________________________________________

6. Определите, схема какого исторического события изображена на иллюстрации. В ответе запишите название события, год и итог.

t1707581809aa.jpg


Ответ:_________________________________________________________

7. Какие из перечисленных мероприятий относятся к внутриполитической деятельности Ивана Калиты? Найдите в приведённом списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перенос резиденции митрополита Русской православной церкви в Москву

2) создание письменного свода законов «Судебник»

3) присоединение Тверского княжества к Московскому

4) передача монголами Москве права сбора дани со всех русских земель

5) написание литературного памятника «Поучение детям»

Ответ:_______________________________________________________


8.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Краткие характеристики

1. «Поучение детям» А. Памятник посвящен событиям Куликовской битвы

2. Десятинная церковь в Киеве Б. Автор – Андрей Рублев

3. «Повесть временных лет» В. Один из древнейших летописных

источников по истории России

4. Икона «Троица» Г. Первый каменный православный храм на

Руси

5. «Задонщина» Д. литературный памятник XII века, написанный

Великим князем киевским Владимиром

Мономахом



9. В начале Великой Отечественной Войны на советские экраны возвращается фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский». 7 ноября 1941 года Иосиф Сталин выступает с речью, в которой упоминает великого русского князя Александра Невского. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского. Как вы думаете, с чем связан возросший интерес к образу великого князя в годы Великой Отечественной Войны?

Ответ:_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


10. Внимательно прочитайте текст и выполните задания

«Скотоводство давало все необходимое. В употребление шли мясо и молоко, шкуры и шерсть. Как у всех кочевников, лошадь имела огромное значение в жизни (….), как в хозяйственном, так и в религиозном плане.

Племена древних (…) не только разводили скот, но и перенимали от своих соседей разные хозяйственные традиции. (…) занимались лесной охотой с помощью склеенных из разных пород деревьев луков, самострелов и ловушек.

У них существовало речное и озерное рыболовство с острогой и долбленными лодками. Кроме охоты (…) в лесах занимались бортничеством – сбором меда диких пчел. Путешественники отмечали владение древними (…) кузнечным и ювелирным искусством»2.

10.1. О каком народе, населяющем территорию Южного Урала, идет речь в тексте?

Ответ:_______________________________________________________


10.2. Выпишите занятия этого народа, приведенные в тексте.

Ответ:_______________________________________________________­­­­­­­­­­­­­





1 История России. История Южного Урала с древнейших времен до начала XVI века. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных организаций. Русское слово. М., 2020. Стр.70.

2 История России. История Южного Урала с древнейших времен до начала XVI века. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных организаций. Русское слово. М., 2020. Стр.70.

Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.