Коренное население Кировской области

5
0
Материал опубликован 14 March 2020

Презентация «Коренное население Кировской области» Марийцы – один из представителей коренных народов Кировской области. Чирков Аркадий Александрович, учитель истории МКОУ ООШ д.Мари - Ошаево Пижанского района Кировской области

Актуальность Сегодня изучение истории и культуры народов России является особенно актуальной, так как малочисленные народы находятся под угрозой исчезновения. А история и культура – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.

Цель - способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к народам, населяющим Кировскую область, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, религии, традициям, ценностям и готовности вести диалог с другими людьми. .

Задачи : - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям малой Родины; - развитие интереса к культуре народов Кировской области; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; - укрепление дружбы между народами, проживающими в области.

План 1.Расселение 2.Занятия 3. Особенности языка, религии, культуры и быта. 4. Марийский национальный костюм.

Расселение В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананиньская археологическая культура (8-3 века до н.э.) носителями которых являлись далёкими предками коми-зырян, коми-пермяков удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине первого тысячелетия нашей эры. Область формирования марийских племён : -правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное побережье вместе с нижним Поветлужья. Основу марийцев составили потомки ананьинцев.Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки.

Карта расселения марийского народа

Занятия Основными занятиями этого периода были – пашенное земледелие , охота , рыболовство, бортничество. Сильное развитие у них получило ремесло, особенно обработка железа и дерева кожа , изготовление меховых изделий , украшений. Устанавливали торговые отношения с соседями, в том числе и с русскими. Жили в укрепленных городищах или в открытых поселениях (селищах) , а так же в полуземлянках, укрепленных бревнами .

Занятия марийского народа

Жилище марийского народа

Особенности языка История марийского языка сравнительно мало известна. Достоверно известно лишь то, что он сформировался в Поволжье и относится к волжской группе финно-угорских языков. По месту обитания и языковым различиям марийцы делятся на четыре группы: луговые — основное население республики Марий Эл, горные, живущие в южных районах Марий Эл и Кировской области, восточные — в республиках Башкирия и Татария, Свердловской и Пермской областях и северо-западные — в ряде районов Кировской и Нижегородской областей Поэтому и в языке различается четыре основных диалекта: луговой, восточный, горный и северо-западный.

Титульный лист первой марийской грамматики 1775 года

В словаре марийского языка обычно устанавливают много наслоений. На время до н. э. падают заимствования из речи ариев юго-восточной Европы. На время  VII века падают заимствования из речи волжских булгар. Число этих заимствований очень велико. Причина проникновения в марийский язык такого числа волжско-булгарских заимствований заключается несомненно в том, что марийцы в течение многих веков жили в сфере напряжённого экономического, политического и культурного воздействия волжских булгар. На более позднее время падают заимствования из татарского и русского языков.

Традиционная марийская религия традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы». Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.

Во время традиционного моления

Традиционная религия марийцев, включая в свое миросозерцание и практику положительный опыт многовековой истории, ставит своими ближайшими целями утверждение подлинно братских отношений в обществе и воспитание человека облагороженного образа, защищает себя праведностью, преданностью общему делу и ставит перед собой духовно-исторические задачи объединения усилий верующих по защите их жизненных интересов, окружающей нас природы, животного и растительного мира, а также достижения материального достатка, житейского благополучия, нравственного регулирования и высокого культурного уровня отношений между людьми.

Общественный быт и обряды В общественном быту марийцев важное значение имеют семейные обряды и обычаи, связанные с родами, первой стрижкой, началом хождения ребенка, свадьбой (сÿан), похоронами и поминками и другими. В настоящее время жители многих деревней принимают активное участие при проведении семейных обычаев и обрядов.

Традиционные праздники Марийцы - трудолюбивый, веселый народ.  У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение. Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

«Пеледыш пайрем» Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников

Во время праздника «Пеледыш пайрем » в д.Мари-Ошаево на базе ОЦМК при Кировской области

О марийской национальной кухне ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА подкогольо  (отварные пирожки с разнообразными начинками) коман мелна  (трехслойные блины)

Марийский национальный костюм: особенности и виды Марийский народ – это финно-угорский этнос с мягким характером данного народа основывается на благосклонном принятии всего, что существует в этом мире. Столь толерантный взгляд помог населению сохранить свою первобытную историю и веру как основу аутентичной истории и первобытной культуры чувашей. Ее олицетворением стал марийский национальный костюм, отличающийся оригинальными, красочными цветовыми комбинациями, необычными, удивительно красивыми орнаментами и декоративными отделками.

основной цвет – белоснежный; допускаются вставки и вышивки черного, бордового, коричневого цвета; одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.

Свадебный наряд Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками. Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.

Вот марийские костюмы  С вышивкою яркой. В них все девочки красивы, Выглядят нарядно. (Учащиеся школы МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево)

Мужчины одевались очень просто – холщовая вышитая рубаха и штаны. Рубаху завязывали поясом (кушаком). (Анисимов А.К. – учитель школы во время праздника).

Богаты марийские женщины головными уборами шымакш сорока рывыж упш лисья шапка

Несмотря на стремительный прогресс модной индустрии и развитие новых трендов, традиционный марийский костюм не теряет своей актуальности. Конечно же, изготовленный и расшитый вручную национальный наряд на сегодняшний день является музейной редкостью и чаще всего применяется для украшения кукол на выставках, различных народных праздников и торжественных мероприятий

заключение С.М.Монин ― специалист по истории внешней политики России и истории национальных отношений, разработал и читает курс "Становление и развитие многонационального государства (этнополитическая история России)". История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.