Коррекционно- развивающие упражнения СБО
Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки
Задание 1-а. Чтобы расшифровать тему урока, правильно переставьте буквы: ПТАИНЕИ. СРЕИВОРКАВ ЛТОСА. Ответ запишите.
Ответ: питание, сервировка стола.
Задание 1-б. Чтобы расшифровать тему урока, переставьте слоги: РЕ-ОДЕЖ-МОНТ-ДЫ ВИ-ОБУ-ДЫ-ВИ. Ответ запишите.
Ответы: ремонт одежды, виды обуви.
Задание 1-в. Чтобы расшифровать тему урока, сопоставьте таблицы:
5 | 7 | 2 | 8 |
1 | 3 | 6 | 4 |
Р | Е | Н | Р |
И | Т | Ь | Е |
Ответ запишите.
Ответ: интерьер.
Задание 2-а. Подчеркните на карточках продукты для винегрета: морковь, свекла, кабачок, лук, капуста свежая, капуста соленая, огурец свежий, огурец соленый, картофель, помидор, тыква.
Или запишите под диктовку учителя продукты для винегрета.
Задание 2-б. Спишите с доски в таблицу виды транспорта: автобус, самолет, пароход, катер, вертолет, машина, трамвай, троллейбус, вертолет.
Воздушный транспорт | Водный транспорт | Наземный транспорт |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 3-а. Прочитайте слова, подчеркните лишнее в каждом ряду. Подберите название к оставшейся группе слов.
Шапка, кепка, шуба, панама (головные уборы). Туфли, тапки, сапоги, брюки (обувь).
Автобус, самолет, мотоцикл, поезд (пассажирский транспорт). Лодка, пароход, велосипед, катер (водный транспорт).
Задание 3-б. Прослушайте слова, которые прочитает учитель. Запишите лишнее в каждом ряду. Подберите название к оставшейся группе слов.
Учитель демонстрирует 6–7 предметов: посуда, виды транспорта, предметы личной гигиены, лекарственные растения, предметы из аптечки.
Задание 4. Запомните последовательность, перечислите вслух последовательность предметов, назовите, что изменилось в ряду после перемены места предмета, назовите общее слово для всех предметов.
Задание 5. Назовите способы применения предмета (продукта). Например, помидор: 1 – можно съесть; 2 – сделать из него салат; 3 – добавить в борщ; 4 – законсервировать; 5 – сделать томатный сок; 6 – сделать маску для лица.
Задание 6-а. Прочитайте пары слов и сравните предметы в паре. Самолет и автобус.
Квартира и гостиница.
Пейджер и сотовый телефон. Крем и лосьон.
Самолет и ложка.
Задание 6-б. То же самое, но по иллюстрациям.
Учитель предлагает ряд цифр и слов.
Слова – продукты для приготовления блинов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
мука | вода | соль | молоко | яйца | сахарный песок | сода |
Задание 7. Расставьте слова в соответствии со следующим рядом цифр – 2, 4, 6, 7, 5, 3, 1 (порядок смеши- вания продуктов).
Задание 8-а. Разделитесь на пары. Каждая пара учащихся составляет правила приготовления пищи (тема
«Питание»).
Задание 8-б. Разделитесь на пары. Каждая пара учащихся составляет правила поведения в транспорте на основе предложенной иллюстрации.
На доске учитель объединяет данные, полученные от каждой пары учеников. Составляет общий список правил поведения, с которым дальше работает весь класс: школьники читают, записывают, используют в сюжетно-ролевой игре «Мы в автобусе» или «Мы готовим пищу».
Задание 9. Ученики описывают иллюстрацию или один ученик загадывает (описывает предмет), остальные учащиеся отгадывают.
Например: резиновые сапоги; домашние тапки. Вид обуви – Назначение – Уход за обувью.
Или: халат; костюм.
Вид одежды – Назначение – Уход за одеждой.
Задание 10-а. Учитель предлагает закончить предложения:
Чашку мы ставим на ... Шерстяные вещи мы стираем в ...
Рожки мы покупаем в ... магазине, в отделе ...
Задание 10-б. Учитель просит объяснить значение пословицы:
Картошка поспела – берись за дело. Глаза боятся – руки делают.
Труд – лучшее лекарство.
Учитель предлагает ученикам алфавит, где каждой букве соответствует цифра.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | … |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | … |
Задание 11. Расшифровать слово:
17, 1, 14, 1 – РАНА.
3, 28, 3, 9, 22 – ВЫВИХ.
20, 25, 9, 2 – УШИБ.
Задание 12-а. Подпиши все названия частей пылесоса. Учитель предлагает детям иллюстрацию.
Задание 12-б. Выбери условное обозначение «стирка вручную» из предложенных иллюстраций:
40° 60°
1 2 3
Задание 13-а. Расставьте цифры в соответствии с тем, как вы положите продукты в сумку. Объясните свой ответ. Какое ключевое слово у вас получилось?
К | | Банка консервов |
С | | Батон |
С | | Печенье |
А | | Пачка соли |
А | | Десяток яиц |
Ответ: касса.
Задание 13-б. Учитель хаотично развешивает на доске надписи с пунктами режима дня. Дети выстраивают их в нужной последовательности. В итоге получается примерный режим дня:
7.00 – подъем. 15.30–17.00 – уроки, полдник.
7.10 – зарядка, умывание. 17.00–19.00 – домашние дела.
7.30 – завтрак. 19.00 – ужин.
8.00–13.00 – школа. 19.30–21.00 – свободное время.
10.00 – обед. 21.30 – умывание.
14.30–15.30 – отдых. 22.00 – сон.
Задание 14. Соедините стрелкой названия из правого столбика с верным ответом из левого столбика. Задание может быть индивидуальным или групповым.
Отделы | Стрелка | Продукты |
Кондитерский | | Хлеб |
Рыба, мясо | | Яблоко |
Молочный | | Конфеты |
Овощи, фрукты | | Колбаса |
Хлебный | | Молоко |
Задание 15-а. Составьте логические цепочки из слов в таблице.
Моющее средство – посуда | Зубная щетка – зубы |
? – белье | Расческа – ? |
Письмо – конверт | В развес – крупа |
Посылка – ? | В розлив – ? |
Задание 15-б. Составьте свою логическую цепочку.
Задание 16. 9-й класс
В письма, бандероли и посылки запрещается вкладывать . Их можно посылать только таким видом почтового отправления, как . Сумма не ограничена.
Переводы бывают и телеграфные. Прием и оплата производятся через отде- ления связи.
5-й класс
Утром необходимо умыться, и причесаться. Зубы чистят с помощью зубной щет- ки. Руки моют , вытирают . Мыло, зубная паста – это средства . А полотенце и расческа – это личной гигиены.
А | Т | Р | О | Л | Л | Е | Й |
В | Т | О | Б | М | А | Ш | Б |
Т | О | Р | У | А | Н | И | У |
М | Е | Т | С | Р | О | Л | С |
А | К | Н | С | А | М | Ё | Т |
Р | А | Т | П | С | А | Й | Р |
Е | Т | Р | А | М | В | Е | Т |
О | В | Е | Р | Т | О | Л | Т |
Ответ: автобус, метро, троллейбус, машина, катер, самолет, трамвай, вертолет. Общее слово: транспорт.
3
4 9
5
8
1 2 6 7
Задание 18. Тема «Питание».
Первое блюдо, содержащее свеклу, капусту, картофель (БОРЩ).
Вечерний прием пищи (УЖИН).
Блюдо из мелконарезанных овощей или фруктов (САЛАТ).
Бывает рыбное или мясное, не содержит косточек (ФИЛЕ).
Выпечка, без которой не проходит ни один день рождения (ТОРТ).
Мясной отвар (БУЛЬОН).
Правильное чередование питания, сна и отдыха (РЕЖИМ).
Напиток, содержащий фрукты и ягоды (КОМПОТ).
Прием пищи, содержащий суп (ОБЕД).
Задание 19. За 5 минут записать или назвать как можно больше слов, относящихся к заданной теме. Напри- мер: стирка, бюджет, мебель, уборка и т. д.
Задание 20. Составьте предложение из слов.
Слова: крем и сапог; гигиена и руки; доход и расход; самолет и пассажир; утюг и костюм; режим и обед.
Учитель называет верные и неверные высказывания. Учащиеся ставят в тетрадях знак «+», если это верно, знак «-», если неверно.
Учащийся приходит в школу за 20–15 минут.
Учащийся приходит в школу за 2–3 минуты.
Учащийся приносит в школу взрывоопасные вещества.
Учащийся не прогуливает школу без уважительной причины.
Учащийся проявляет уважение к старшим.
Учащийся выходит из класса, не дождавшись звонка.
Во время перемены учащийся бегает, кричит, прыгает.
Во время перемены учащийся готовится к следующему уроку, посещает туалет, ходит в библиотеку.
Задание 21-а. То же самое, но верные предложения записать в тетрадь.
Задание 21-б. То же самое, но всем классом найти верные высказывания.
Задание 22-а. Тема «Питание», 5-й класс:
Прочитай вопрос | Выбери правильный ответ |
Если я опоздал к столу | А: Быстро сяду за стол Б: Извинюсь и сяду за стол В: Извинюсь и уйду |
Разговор за сто- лом | А: Нельзя говорить о чем-то плохом Б: Надо есть молча В: Говорю обо всем |
Прочитай вопрос | Выбери правильный ответ |
Если блюдо не нравится | А: Скажу об этом хозяйке Б: Вежливо откажусь В: Съем все равно |
За столом можно | А: Широко расставлять локти Б: Слегка положить руки на стол В: Сидеть как захочется |
Задание 22-б. То же самое, но на слух.
Задание 23. – расход, а доход –
– бандероль, а посылка –
– мылом, а зубной пастой –
Задание 24. Найти пять слов, использовать их, чтобы рассказать о последовательности стирки белья:
Апрстслотжимисккиаьшбполосканиессркжжсортировкарпоадвтпоипрджзамачивание цпвнгаптоглстиркатнольд
В итоге получается следующая последовательность стирки белья:
Апрстсл отжим исккиаьшб полоскание ссркжж сортировка рпоадвтпоипрдж замачивание
цпвнгаптогл стиркатнольд
Ответ: сортировка – замачивание – стирка – отжим – полоскание – отжим.
Задание 25-а. Из разрезанных букв или слов составьте слова или предложения. Например: В Ы И Х В – вывих, А Р Н А – рана, Р К И С Е А – кариес и т. д.
Вежливый, вежлив, с другими, человек, людьми – (Вежливый человек вежлив с другими людьми).
Задание 25-б. Работа в парах.
Задание 26. Тема «Питание. Приготовление каш». Учитель предлагает 6–8 одинаковых коробочек с разным содержимым. Две с рисом (2 штуки), две с солью (почти полные), две с гречкой (5, 6 штук). Учащимся необ- ходимо на слух, «по шуршанию» найти пару.
Задание 27-а. Запишите в пустые прямоугольники слова по теме «Транспорт».
ТРАНСПОРТ
Водный
Наземный
Морской
Задание 27-б. Запишите в пустые прямоугольники слова по теме «Бюджет».
БЮДЖЕТ
Расход
Квартплата
Зарплата
Задание 28. Составьте меню из предложенных продуктов на рисунке. Запишите меню в карточку. Завтрак: Обед: Полдник: Ужин:
Работа может быть индивидуальной или групповой.
Задание 29. Учитель предлагает детям карточку-задание:
Решите примеры.
Расставьте по порядку буквы.
Назовите закодированное слово.
Буква № 1 | Буква № 3 | Буква № 5 | Буква № 7 | Буква № 9 |
3,05 + 0,05 = | 1 + 1,31 = | 2,1 + 1 = | 0,12 х 4 = | 12,4 х 3 = |
Буква № 2 | Буква № 4 | Буква № 6 | Буква № 8 | Буква № 10 |
0,05 + 0,95 = | 7,25 + 2,75 = | 1,29 + 1,71 = | 20 : 20 = | 125 – 124 = |
Р | Ж | А | С | Д | П | О |
3,1 | 37,2 | 1 | 2,31 | 0,48 | 10 | 3 |
Ответ: закодированное слово – «распродажа».
Задание 30. На доске (карточке) учитель записал план ручной стирки. Учащиеся должны расставить все по порядку, записать шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово, которое учитель будет использовать на уроке.
«С» – отмерь количество порошка. «И» – приготовь моющий раствор.
«А» – отожми белье, повесь или положи сушить. «Т» – налей в таз теплой воды.
«Р» – замочи вещи (если можно) на 15 минут. «К» – постирай белье, прополощи.
Ответ: стирка.
Задание 31. Прочитать вопрос и вписать ответ в «прорезанное» окошко. Например, по теме «Питание».
Задание 32. Заполните предложенную таблицу во время рассказа учителя, вклейте ее в тетрадь. Например, виды магазинов.
Название магазина | Что можно купить? |
Продовольственный | |
Мебельный | |
Магазин обуви | |
Спортивный | |
Зоомагазин | |
Название магазина | Что можно купить? |
Книжный | |
Хозяйственный | |
Магазин игрушек | |
Магазин одежды | |
Задание 33. К темам: «Транспорт», «Одежда и обувь», «Предметы личной гигиены», «Способы пришивания пуговиц с четырьмя дырками».
К правилам: «Нельзя слушать громкую музыку в наушниках» (уход за ушами), «Хранение зубной щетки в течение дня» (личная гигиена), «Нельзя брать нож в рот» (прием пищи).
Задание 34. Темы: «Магазин», «Рынок» и т. д.
План должен включать в себя отделы, кассы, вход/выход.
сделать отчет о работе
Задание 35. 9-й класс, экскурсия в аптеку.
Задание для 1-й группы: Запишите средства против инфекции дыхательных путей:
Задание для 2-й группы: Запишите средства от головной боли:
5-й класс, экскурсия в магазин.
Узнай цену продуктов | Узнай цену продуктов | ||
1-я группа | 2 -я группа | ||
Хлеб черный | | Хлеб белый | |
Мясо (говядина) | | Колбаса | |
Яблоки | | Молоко | |
Сметана | | Чай | |
Задание 36. Например, экскурсия на почту:
Название объекта.
Цель экскурсии.
Адрес объекта.
Виды почтовых отправлений.
Задание 37. Определите на вкус и на ощупь фрукты или овощи.
Задание 38. Вместо растений можно использовать:
грибы (ядовитые и съедобные);
одежда (праздничная и повседневная);
обувь (кожаная и резиновая);
посуда (столовые приборы и столовая посуда);
предметы и средства личной гигиены.
Задание 39. Из предложенных правил поведения в школе выберите, что можно делать и что нельзя, поставьте в соответствующую строку знак «+».
Правила поведения в школе | Учащийся приходит в школу за 20–15 минут | Учащийся не прогулива- ет школу без уважи- тельной причины | Во время перемены уча- щийся бегает, кричит, прыгает | Учащийся проявляет уважение к старшим |
Можно | | | | |
Нельзя | | | | |
Задание 40. Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока. Например:
Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет?
Дверца узкая под крышей – не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести, полчаса проводят вместе. Вести долго не сидят – во все стороны летят.
Ответ: почтовый ящик. Тема «Почта. Виды писем». Тему урока может сообщить и сам учитель.
С. 13 из 13
КАРТОТЕКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УРОКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
С. 1 из 27