12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скударнова наталья67
2

Выступление «Коррекционно – развивающие упражнения на уроках музыки»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


 

                         «Коррекционно – развивающие упражнения на уроках музыки»

(Выступление - обобщение педагогического опыта)

Учитель музыки высшей категории

Скударнова Наталья Александровна

     Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности, а благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
      Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, упражнения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
           Музыкальное воспитание решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

Основные коррекционно-развивающие задачи:
      корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

развивать коммуникативные навыки;

корректировать эмоционально – волевую сферу.
 

Выстраивая ход урока, уделяю внимание развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.

Начинаю урок с музыкального приветствия с психологическим настроем.

«Желаю тебе добра»

Я желаю тебе сегодня добра (друг другу прав. + прав.).

Ты желаешь мне сегодня добра (левая + левая)

подушечками пальцев).

Мы желаем друг другу сегодня добра (всеми пальцами пружиним, прикасаясь).

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу. (поднимаемся по руке другого). Обнялись.

В завершении можно исполнить песню

Хоровое пение занимает особое место, так как этот вид музыкальной деятельности помогает решать все основные коррекционно – развивающие задачи. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует, дарит много положительных эмоций, при этом развивает слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен уделяю большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию, напоминаю детям, чтобы при пении они держались свободно и ненапряженно.

Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху.

В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко. У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Упражнение «Бросаем челюсть» помогает освободить артикуляционный аппарат от напряжения.

Артикулярная гимнастика, которая активизирует мышцы лица:

Четыре раза слегка прикусите кончик языка. (Далее – каждое задание исполняется 4 р.)

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

Массаж лица кончиками пальцев.

Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.

Так же способствует развитию дикции разнообразные скороговорки.

Работа над звуковедением развивает анализ иполнительства: Легато, нон легато, стаккато.

Примеры вокально-хоровых упражнений:

Упр. 1. Цель: настройка на лад.

Пение ступеней в ладу закрытым звуком, на слоги “ля-ле-ли-лё-лю” каждую ступень. Заботиться о дыхании, лёгком, объёмном звуке.

Упр. 2. Цель: развитие гармонического слуха.

Аккорд Т53 в D-dur в (ре-мажоре), изменение ступеней в аккорде, образование новых ступеней в аккорде, образование новых видов аккорда.

Упр. 3. – на ритмическую точность.

Пятиступенный ход в быстром темпе с акцентами по 4.

1) Для разогрева связок ми - ме - ма - мо – му; ди – дэ – да – до – ду (и т.д., меняя согласные)

2) На дыхание а – о – у – ы – и (расписание гласных)

3) На дикцию 2 раза  Как на горке, на пригорке, Стоят 22 Егорки (с прыжками)

Работа с зеркалом - исполнение распевки или выученной песни перед зеркалом. Ребенок должен видеть свое отражение и осознавать, что его мимика должна быть красивой, эстетичной.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации:

Этот комплекс упражнений вырабатывает в учениках дикцию, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.

Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным.

Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.

«Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих высоту волны.

«От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, усиливая звук к слову «десять» (крикнуть!).

На каждом уроке уделяю большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с Задержкой психического развития и Умственной отсталостью. Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства, творческого мышления, но также выполняет коррекционно-педагогическую задачу, т.к. включение мелкой моторики активизирует психические процессы. Например, предлагаю детям самим выбрать музыкальные инструменты и сочинить музыку грозы (дождь, гром, ветер, молния и др.).

Ребята с удовольствием отгадывают музыкальные загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление.

1.     Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

2.     Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

3.     Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

4.     Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

5.     Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях. Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми. При изучении динамических оттенков я использую карточки, обьясняю, что динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - - форте – громко; mf - - меццо -форте — (не очень) громко; р — пиано — тихо
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать динамические оттенки, а вы называйте их значение.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой.
Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.

На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические.

Терапия – в переводе с греческого “лечение”. Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. В принципе искусство музыкотерапии и арт-терапии заключается, на мой взгляд, в том, чтобы научить детей быть счастливыми и радоваться жизни. Применение музыкотерапии содействует развитию коммуникативных навыков, развитию творческого воображения и фантазии, релаксации психологического тонуса, расширению и развитию эмоциональной сферы. На уроках музыки я использую технику расслабления: «Две минуты отдыха»

Инструкция: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спинкой к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно это место вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вам привычно там делать, Или ничего не делайте, Как хотите, Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты»

Дав инструкцию, учитель и сам может присоединиться к тем, кто отдыхает или может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой.

Эффективно использовать на уроках музыки формулу психологического настроя.

Текст психологического настроя для релаксации сопровождается музыкой.

Я спокоен, я дышу глубоко, свободно.

Я отдыхаю.

Музыка помогает мне отдохнуть, расслабиться.

Я набираюсь сил, здоровья.

Мне нравиться слушать тихую, спокойную, нежную музыку.

Я становлюсь спокойным.

У меня хорошее настроение.

До самого вечера я буду спокоен, у меня будет хорошее настроение.

Я буду внимательно слушать учителя.

Я буду хорошо заниматься на уроках, чтобы быт красивым и здоровым.

Я хорошо отдохнул, набрался сил и готов работать дальше.

Музыка дарит мне радость и здоровье.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по музыкальному воспитанию детей с отклонениями в развитии разными видами и формами музыкальной деятельности, оказывая сильное эмоциональное воздействие, способна осуществлять коррекцию их эмоционального и интеллектуального развития. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с недостатками в развитии, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.