«Корзина идей» как приём развития критического мышления младших школьников»
Слайд 1 (тема)
-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Корзина идей» как приём развития критического мышления младших школьников».
- Сначала несколько слов об актуальности данной темы.
Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения мне помогают новые педагогические технологии. Я предлагаю вам рассмотреть один из приемов технологии критического мышления под названием "Корзина идей". Этот простой и действенный инструмент помогает моим ученикам первоклашкам настроится на восприятие новой темы. С ним дети больше заинтересованы и лучше усваивают материал.
Слайд 2 (цель)
- Исходя из вышесказанного, целью своей работы считаю:
Цель: создать условия для актуализации у детей имеющихся знаний и опыта по теме урока.
Слайд 3 (цель)
- Перед собой я поставила следующие задачи:
Учить детей приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
Расширять словарный запас детей.
Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.
Прежде чем начать работать с данной технологией и с данным приёмом, я задала себе ряд вопросов, ответы на которые, думаю, будут интересны и вам.
Слайд 4 (вопросы)
- В чём суть приёма?
По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такой известный прием, как «Кластер». Но «Кластер» помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.
Учитель может использовать картинку корзины или взять настоящую. В неё собирается всё, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, понятия, предположения и т.д. Учитель записывает на доске, либо учащиеся пишут сами на бумаге и кладут в корзину. Корзину можно заменить коробочкой, шкатулкой, панно и т.д.
Очень важно понимать, что все предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.
Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.
На каком этапе урока можно использовать приём «Корзина идей»?
Технология развития критического мышления условно делит урок на три части: вызов, осмысление, рефлексия.
Данный приём я использую на этапе «вызов», т.е. на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у детей знаний.
«Корзину идей» хорошо применять и после изучения нового материала на этапе «Рефлексия», как обобщение изученного материала. Как вариант, учитель достаёт из корзины и зачитывает карточку с понятием или идеей. Неправильные понятия исправляются, дополняются и т.д.
Каков алгоритм работы с данным приёмом?
Ученики узнают тему урока.
Можно сделать заход через загадку, вопрос, ребус. Уже здесь включается любопытство и внимание. Дети слышат первые подсказки, точки отсчёта для собственных идей.
Индивидуальная работа в тетради.
Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.
Работа в парах или в группах.
Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
Работа с классом.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».
Слайд 5 (окр.мир)
-А теперь о том, как я использую данный приём на практике.
Окружающий мир.
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
На доске помещены два фона и картинки с животными. Один фон это лес, а другой фон – домашнее подворье. Задание: расселить животных.
-Как называются животные, которых вы поселили в лес. (Это дикие животные). А какие животные живут рядом с человеком? (Домашние)
Так мы вышли на тему урока: «Дикие и домашние животные»
Слайд 6 (индивидуальная работа)
Индивидуальная работа по рядам
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает на листочках всё, что он знает о диких или домашних животных.
Слайд 7 (групповая работа)
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения и они фиксируются на доске.
Например: домашние животные живут с человеком; диких животных никто не кормит, они добывают пищу сами; дикие животные боятся людей и др.
Постановка задач урока. Ребята, мы собрали очень много предположений в нашу корзину идей. Но сегодня нам предстоит найти точный ответ на вопрос, чем дикие животные отличаются от домашних.
-Обсудите в группе, что ещё вам было бы интересно узнать по нашей теме урока.
Слайд 8 (чебурашка)
Заслушиваются ответы детей. Среди интересующих вопросов были следующие: Какое первое животное стало домашним? Если животные живут в цирке, можно их считать домашними? Если бы чебурашка был настоящим, то где бы он жил? и др.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" исчезли все неправильные или некорректные утверждения, а осталась "выжимка" из верных.
Подобную работу с успехом использую и на других уроках.
Слайд 9 («+» и «-»)
Плюсы и минусы данной технологии
«+» | «-» |
Прием "Корзина идей" позволяет: быстро подготовить учащихся к восприятию новой темы актуализировать уже имеющиеся знания по теме урока создать позитивный настрой на урок привлечь к работе всех учащихся организовать парную и групповую работы учащихся | Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. |
Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.
Результаты
-Говорить об оценке сформированности критического мышления у моих учеников ещё слишком рано. Мы только в начале пути. Но всё же мы добились некоторых результатов:
Повысилась активность детей на уроке
Расширился их словарный запас
Дети научились взаимодействовать друг с другом
Они не боятся высказывать своё мнение, учатся видеть свои ошибки и исправлять их.
Слайд 10 (диаграмма)
Повысилась внутренняя мотивация. Дети не отвлекаются, не шумят, им понятны задачи, которые ставятся перед ними в ходе урока, и поэтому они по – настоящему и с удовольствием включаются в работу. (Диаграмма)
Выводы
Всё вышесказанное позволяет мне сделать следующие выводы:
Приём «Корзина идей» - эффективный способ настроиться на тему урока, поднять из памяти свои знания и опыт.
Он помогает ученикам обозначить собственные цели и поставить интересующие их вопросы.
Приём задаёт динамику уроку.
Дети видят, что у них есть и знания, и неверные представления. Первые вдохновляют, вторые можно исправить – это не проблема.
Качество усвоения материала после подготовки «поискового поля» в разы выше.
Уважаемые коллеги, если вас заинтересовал мой опыт, то вы можете сфотографировать материал на доске и у вас сохраниться памятка использования приёма критического мышления «Корзина идей».
Полянская Оксана Николаевна