Материал на проверке

«Корзина идей» как приём развития критического мышления младших школьников»

0
1
Материал опубликован 19 December

Слайд 1 (тема)

-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Корзина идей» как приём развития критического мышления младших школьников».

- Сначала несколько слов об актуальности данной темы.

Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения мне помогают новые педагогические технологии. Я предлагаю вам рассмотреть один из приемов технологии критического мышления под названием "Корзина идей". Этот простой и действенный инструмент помогает моим ученикам первоклашкам настроится на восприятие новой темы. С ним дети больше заинтересованы и лучше усваивают материал.

Слайд 2 (цель)

- Исходя из вышесказанного, целью своей работы считаю:

Цель: создать условия для актуализации у детей имеющихся знаний и опыта по теме урока.

Слайд 3 (цель)

- Перед собой я поставила следующие задачи:

Учить детей приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.

Расширять словарный запас детей.

Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.

Прежде чем начать работать с данной технологией и с данным приёмом, я задала себе ряд вопросов, ответы на которые, думаю, будут интересны и вам.

Слайд 4 (вопросы)

- В чём суть приёма?

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такой известный прием, как «Кластер». Но «Кластер» помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Учитель может использовать картинку корзины или взять настоящую. В неё собирается всё, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, понятия, предположения и т.д. Учитель записывает на доске, либо учащиеся пишут сами на бумаге и кладут в корзину. Корзину можно заменить коробочкой, шкатулкой, панно и т.д.

Очень важно понимать, что все предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.


На каком этапе урока можно использовать приём «Корзина идей»?


Технология развития критического мышления условно делит урок на три части: вызов, осмысление, рефлексия.

Данный приём я использую на этапе «вызов», т.е. на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у детей знаний.

«Корзину идей» хорошо применять и после изучения нового материала на этапе «Рефлексия», как обобщение изученного материала. Как вариант, учитель достаёт из корзины и зачитывает карточку с понятием или идеей. Неправильные понятия исправляются, дополняются и т.д.

Каков алгоритм работы с данным приёмом?

Ученики узнают тему урока.

Можно сделать заход через загадку, вопрос, ребус. Уже здесь включается любопытство и внимание. Дети слышат первые подсказки, точки отсчёта для собственных идей.

Индивидуальная работа в тетради.

Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.

Работа в парах или в группах.


Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.


Работа с классом.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.


По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».

Слайд 5 (окр.мир)

-А теперь о том, как я использую данный приём на практике.

Окружающий мир.

Тема урока: «Дикие и домашние животные»

На доске помещены два фона и картинки с животными. Один фон это лес, а другой фон – домашнее подворье. Задание: расселить животных.

-Как называются животные, которых вы поселили в лес. (Это дикие животные). А какие животные живут рядом с человеком? (Домашние)

Так мы вышли на тему урока: «Дикие и домашние животные»

Слайд 6 (индивидуальная работа)

Индивидуальная работа по рядам

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает на листочках всё, что он знает о диких или домашних животных.

Слайд 7 (групповая работа)

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения и они фиксируются на доске.

Например: домашние животные живут с человеком; диких животных никто не кормит, они добывают пищу сами; дикие животные боятся людей и др.

Постановка задач урока. Ребята, мы собрали очень много предположений в нашу корзину идей. Но сегодня нам предстоит найти точный ответ на вопрос, чем дикие животные отличаются от домашних.

-Обсудите в группе, что ещё вам было бы интересно узнать по нашей теме урока.

Слайд 8 (чебурашка)

Заслушиваются ответы детей. Среди интересующих вопросов были следующие: Какое первое животное стало домашним? Если животные живут в цирке, можно их считать домашними? Если бы чебурашка был настоящим, то где бы он жил? и др.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" исчезли все неправильные или некорректные утверждения, а осталась "выжимка" из верных.



Подобную работу с успехом использую и на других уроках.

Слайд 9 («+» и «-»)

Плюсы и минусы данной технологии

«+»

«-»

Прием "Корзина идей" позволяет:

быстро  подготовить учащихся к восприятию новой темы

актуализировать уже имеющиеся знания по теме урока

создать позитивный настрой на урок

привлечь к работе всех учащихся

организовать парную и групповую работы учащихся

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:

учителю приходится перестраивать всю работу на уроках,

тратить значительно больше времени на подготовку;

нет никаких готовых методических разработок;

не на каждом уроке технология применима.

Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.

Результаты

-Говорить об оценке сформированности критического мышления у моих учеников ещё слишком рано. Мы только в начале пути. Но всё же мы добились некоторых результатов:

Повысилась активность детей на уроке

Расширился их словарный запас

Дети научились взаимодействовать друг с другом

Они не боятся высказывать своё мнение, учатся видеть свои ошибки и исправлять их.

Слайд 10 (диаграмма)

Повысилась внутренняя мотивация. Дети не отвлекаются, не шумят, им понятны задачи, которые ставятся перед ними в ходе урока, и поэтому они по – настоящему и с удовольствием включаются в работу. (Диаграмма)

t1734612160aa.gif

Выводы

Всё вышесказанное позволяет мне сделать следующие выводы:

Приём «Корзина идей» - эффективный способ настроиться на тему урока, поднять из памяти свои знания и опыт.

Он помогает ученикам обозначить собственные цели и поставить интересующие их вопросы.

Приём задаёт динамику уроку.

Дети видят, что у них есть и знания, и неверные представления. Первые вдохновляют, вторые можно исправить – это не проблема.

Качество усвоения материала после подготовки «поискового поля» в разы выше.

Уважаемые коллеги, если вас заинтересовал мой опыт, то вы можете сфотографировать материал на доске и у вас сохраниться памятка использования приёма критического мышления «Корзина идей».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

https://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke

19 December