Космос над нами
Конспект НОД «Космос над нами»
Цель: расширение представлений детей о космосе, планетах, Вселенной.
Задачи:
1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.
2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать форму; мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать умение работать коллективно.
Речевой материал: космос, космонавт, космическая, солнечная система, Земля, земляне, планеты, ракета, звездочка, звездочет, звездолет, станция, и т.д.
Ход занятия:
Педагог: Дети, а кто знает, какой скоро будет праздник? (Ответы детей)
2 слайд. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла замечательная новость:
«Человек в космосе!» А ведь как много людей мечтали о полете в космос, и вот мечта сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Ровно 108 минут длился полет вокруг Земли.
3 слайд. Но прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые
отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960
года. Они благополучно вернулись на землю.
(звучит космическая музыка)
Педагог:
Ребята, вы слышали эту музыку? Какая она? (ответы детей)
Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).
Педагог:
4 слайд.В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру и вновь появлялись следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая всё время меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.
Педагог: Ребята, а вы хотите побывать в космосе? (ответы детей)
Давайте тправимся в путь, но сначала соберем нашу ракету (дети собирают пазл «ракета») 5-6слайд.
- Предлагаю перед полетом размяться.
Игра «Космодром».
Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)
Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на месте)
Опустел наш космодром. (приседают на корточки)
7 слайд. Итак, мы в космосе! Так выглядит космос, видите как много планет в нем.
8 слайд. В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.
Она – одна из планет Солнечной системы.
Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Все планеты разные.
9 слайд. А так выглядит наша планета из космоса.
- Какой она формы? (ответы детей)
10 слайд. Педагог: Наша планета, на которой мы живём, называется Земля. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода, пища и воздух.
11 слайд. Педагог: Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета.
Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.
12-13 слайд. Вечером на небе мы можем увидеть Луну и звезды. Люди всегда хотели побывать на Луне.
Для изучения поверхности Луны ученые придумали специальную машину – луноход.
14 слайд. Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она движется вокруг Солнца . Кто знает название этих планет?(Ответы детей)
Педагог: Чтобы лучше запомнить названия планет есть астрономическая считалка:
Солнце, а вокруг,
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку,
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер «девять» звать Плутон,
Тот, кто лишний – выйди вон!
15 слайд. Педагог: С земли мы можем увидеть звезды. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что они находятся очень далеко от нашей планеты.
Слайд 16 Игра «Составь предложение»
Педагог предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Слайд 17 Педагог: Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей).
Слайд 18 Педагог: Вот и пришло время возвращаться домой, но прежде чем вернуться, давайте выйдем в открытый космос. Для этого наденем скафандры. Что такое скафандр? (специальная одежда для космонавтов).
Космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром.
Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
Слайд 19Педагог: Когда вы покинете корабль, то будете находиться в состоянии невесомости, как-будто будете летать.
Звучит «космическая музыка», дети «летают» в невесомости.
Звучит командапедагога: возвращаемся на корабль и летим домой
Пока мы будем лететь, вспомним.
Что нового мы сегодня узнали?
Как называется наша планета?
Как звали собачек, которые были в космосе?
А как звали первого космонавта?
Как называется космический костюм?
Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили, из вас получатся настоящие космонавты.